Функции менеджмента и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировка проблем экономического развития. Схема анализа системных функций менеджмента.

Работа содержит 1 файл

менемеджемент.docx

— 421.80 Кб (Скачать)

Полученная на этой фазе информация должна быть доведена до ее потребителей. Ими могут быть руководители, сами работники, аналитические службы, собрания акционеров, налоговые органы, система статистического учета.

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение_________________________________________1

1. Функции менеджмента__________________________ 3

 

1.1. Планирование________________________________  5

1.2 Организация___________________________________8

1.3 Контроль______________________________________12

1.4 Мотивация____________________________________13

1.5 Стимулирование_______________________________15

2. Практическая часть_____________________________18

2.1 Общая характеристика  предприятия_____________18

2.2. Реализация основных  функций

       менеджмента__________________________________19

2.2.1 Планирование________________________________19

2.2.2 Организация__________________________________21

2.2.3 Мотивация___________________________________ 24

2.2.4 Контроль и анализ_____________________________25

2.3Рекомендации по совершенствованию_____________27

2.3.1 Совершенствование планирования______________27

2.3.2 Совершенствование мотивации_________________28

Заключение________________________________________30

 

 

 

Введение.

 

      Сегодня  наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом

противоречивую, но исторически  неизбежную и необратимую перестройку. В

социально-политической жизни  это переход от тоталитаризма  к демократии, в

экономике - от административно-командной  системы к рынку. Такие изменения  в

обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они

требуют изменения нас  самих.

    Важная часть  этого изменения, как показывает  мировой опыт -постижение

науки и искусства менеджмента.

     Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая

в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является

аналогом термина «  управление», его синонимом. Однако есть отли-чие.

Управление относится  к живой и неживой сфере. Например, управление

техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является

 более широким понятием. Менеджмент применяется только  в управлении

социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный  вид

профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей

путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента –  это совокупность различных составляющих элементов:

принципов управления, функций, методов, технологий, информационного

обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а

также правового обеспечения.

    Процесс управления (менеджмент) имеет  четыре  взаимосвязанные   функции:

планирование, организация, мотивация и контроль.

    Цель данной  работы раскрытие  основных  функций  менеджмента  и   обосно-

вание актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.

     В задачи  входит  раскрытие  реализации  на  практике  основных  функций

менеджмента:  планирования,   организации,   стимулирования,   мотивации   и

контроля.

   При выполнении  работы я буду опираться на  данные текущей документации

ООО "Криста" и некоторые источники теоретической информации (учебники).

   Результатом работы  будет анализ функционирования  организации с точки

зрения выполнения в ней  основных функций менеджмента и  внесение предло-

жений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффек-

тивность хозяйственной деятельности организации.

 

 

 

1. Функции менеджмента.

   Функция – широко  распространенное понятие, применяемое  в философии,

биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте  называют особый вид управленческой деятельности, с

помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

 Процесс менеджмента  – это совокупность и непрерывная  последователь-ность

взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций

менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на

достижение целей социально  – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид

управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей

подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является

выработка управленческого  воздействия, команды, приказа, направленных на

достижение поставленной цели. Один работник может выполнять  несколько

функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция

менеджмента представляет собой  сферу действия определенного процесса

управления, а система  управления конкретным объектом или  видом деятельности

– это со вокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 

|             |

|Принятие     |

|решения      |

 

|            |       |             |

|Постановка  |       |Выбор        |

|задачи      |       |методов      |

|(определение|       |управления   |

|            |       |             |

|цели)       |       |             |

 

 

|               |   |               |    |               |

|Анализ и оценка|   |Контроль за    |    |Организация,   |

|               |   |исполнением    |    |координация и |

|результатов    |   |и корректировка|    |корректировка  |

|решения        |   |               |    |решения        |

|               |   |решения        |    |               |

 

Схема 1. Цикл управления.

 

Анри Файоль[1] разработчик теории административного управления в начале 20

века выделил 5 исходных функций  административного процесса: предвидение,

организация, распорядительство, согласование, контроль.

   Предвидеть- изучать  будущее, устанавливать программу  действий.

Организовывать – строить  двойной организм предприятия (материальный и

социальный). Распоряжаться  – приводить в действие персонал предприятия.

Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.

Контролировать- наблюдать, что бы всё происходило по установленным  правилам

и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело

существенные изменения  в сравнении с теми, которые  приведены в работах А.

Фойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре

общества.

Все функции менеджмента  можно разделить по двум признакам: по содержа-

нию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на

объекты управления (специфические  или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а

специфические функции отражают особенности конкретной управленческой

деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:

- товароведение, организация  коммерческой деятельности, бухгалтерский

  учет,планирование, правоведение и др.

 Наиболее полное содержание  менеджмента как процесса отражают  основные

функции. Они являются общим  условием управления социальными и  социально -

экономическими процессами.

   Основными функциями  менеджмента являются:

1.Предвидение – прогнозирование,  целеполагание, стратегическое плани-

рование.

Прогнозирование – это  предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с

потребностью общества в  производимой предприятием продукции (услугах), в

обеспечении  ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится  достичь

коллектив в процессе своей  деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые  и др.

Социально-экономические  и в особенности производственно-хозяйственные

системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов

деятельности. Менеджеры  должны правильно определить, уяснить  свои цели,

поставить цели  персоналу  с тем, чтобы определить и уточнить исходные

данные, выяснить сильные  и слабые стороны системы и  эффективно их

использовать.

Менеджер должен постоянно  контролировать цели и результаты их достиже-

ния. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и

определение взаимного соответствия целей и результатов.

 

[pic]

 

Схема 2. Основные функции  управления.

 

 

1.1. Планирование.

   Планирование –  основная функция менеджмента  представляет собой вид

деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение

поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям,

определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого

профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее

систематический процесс  принятия решений.  Сущность планирования

проявляется в конкретизации  целей развития фирмы и каждого  подразделения в

отдельности на установленный  период: определение хозяйственных  задач,

средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление

материальных трудовых и  финансовых ресурсов для решения  поставленных задач.

Планирование дает возможность  заблаговременно учесть внутренние и внешние

факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального

функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного

подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы

планирования и виды планов:

Формы планирования: - перспективное

                                       -среднесрочное

                                       - текущее (бюджетное, оперативное)

Виды планов:

1. В зависимости от содержания  хозяйственной деятельности: планы

производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый

план, план рекламной работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости от структуры  фирмы: план работы предприятия,  секции,

филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение  политики,

разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых  задач различают

три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное  и

тактическое или текущее.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное су-ществование

предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает  разработку

общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание

и последовательность осуществления  мероприятий по достижению поставленных

целей с учетом средств  и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический

план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна

постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об

отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.

Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в коли-

чественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных

показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется

координация перспективных  направлений развития фирмы с  учетом потребностей

и ресурсов.

 Стратегическое планирование  осуществляется в виде:

- долгосрочных планов: где  показатели прошлого периода  по принципу«будущее

будет лучше прошлого»  претворяются в программы действий, бюджеты, планы

прибылей с определением отклонений фактических показателей  от

запланированных.

- стратегических планов: показатели развития фирмы на  будущий период

разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с  которыми может

столкнуться фирма. Здесь  перспективы и цели связаны между  собой для

выработки стратегии.

Стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только

оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть

достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их

модификацию и переориентацию.

Некоторые организации, как  и индивиды, могут достичь определенного уров-

ня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более

того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха.

Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за

ошибок в организации, мотивации и контроле.

Планирование может создать  ряд важных и часто существенных благоприят-ных

факторов для организации. Современный темп изменения и  увеличения знаний

является настолько большим, что стратегическое планирование представляется

единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и

возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения.

Планирование способствует снижению риска при принятии решения.

Планирование, поскольку  оно служит для формулирования установленных  целей,

помогает создать единство общей цели внутри организации.

Информация о работе Функции менеджмента и их особенности