Функции менеджмента и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировка проблем экономического развития. Схема анализа системных функций менеджмента.

Работа содержит 1 файл

менемеджемент.docx

— 421.80 Кб (Скачать)

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело существенные изменения  в сравнении с теми, которые  приведены в работах А. Фаойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции менеджмента  можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия  на объекты управления (специфические  или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции  отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются  специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим  условием управления социальными и  социально - экономическими процессами.

Основными функциями  менеджмента являются:

Предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.

Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые  и др.

Социально-экономические  и в особенности производственно-хозяйственные  системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов  деятельности. Менеджеры должны правильно  определить, уяснить свои цели, поставить  цели персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы  и эффективно их использовать.

Менеджер должен постоянно  контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс  согласования и определение взаимного  соответствия целей и результатов.

Рис.7.1. Основные функции менеджмента

« Предыдущая тема

Список тем

Следующая тема »


 

 
ВВЕДЕНИЕ 4  
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 7  
1.1. Основные функции менеджмента и их реализация в процессе управления фирмой 7  
1.2. Функция планирования 12  
1.3. Функция мотивации 22  
1.4. Функция организации 27  
1.5. Функция контроля 32  
ГЛАВА 2: РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ДОАО СПЕЦГАЗАВТОТРАНС 38  
2.1. Характеристика предприятия ДОАО Спецгазавтотранс 38  
2.2. Планирование на предприятии ДОАО Спецгазавтотранс 40  
2.3. Мотивация персонала на предприятии ДОАО Спецгазавтотранс 58  
2.4. Организационная структура предприятия ДОАО Спецгазавтотранс 65  
2.5. Контроль на предприятии ДОАО Спецгазавтотранс 71  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81  
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84

   

Введение

ВВЕДЕНИЕ  
 
 
Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.  
Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.  
Процесс управления совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.  
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.  
Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться приводить в действие персонал предприятия; согласовывать связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия; контролировать наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.  
Как видим, рассмотренные функции можно назвать чисто административными. Выделение элементов административного процесса как следствие объективного разделения труда и обособления отдельных сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.  
Анализ современной литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концепции процесса управления. Несмотря на некоторые расхождения в названных функциях и в определении их состава наблюдается устойчивая тенденция определять управленческий цикл фирмы через последовательность исходных функций менеджмента. Естественно, что содержание функций управления в системе российского менеджмента претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файля и Г. Эмерсона, и в связи с кардинальными изменениями экономических отношений в рыночной экономике России.  
Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихе-виористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.  
Как системообразующий фактор функция менеджмента теснейшим образом связана с социально-экономическими условиями функционирования развития социально-экономических систем. Поэтому содержание функций менеджмента многогранно и может быть исследовано путем выделения характеристик отдельных его сторон. Следует также отметить, что в условиях России в процессе перехода от централизованной административной системы управления экономикой к децентрализованной рыночной содержание и состав функций управления должны стать адекватными данному процессу.  
Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к выявлению сущности, содержания и условий использования функций менеджмента.  
Цель работы - рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных как с теоретическими аспектами рассмотрения функций менеджмента, так и анализ реализации функций менеджмента на предприятии ДОАО Спецгазавтотранс.  
В соответствии с целями можно выделить задачи исследования. Во-первых, это будет рассмотрение теоретических аспектов проблемы, во-вторых, анализ реализации функций менеджмента на предприятии.

 

Литература

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  
 
 
1. Бухгалтерский баланс предприятия ДОАО СпецГазАвтоТранс за 2001, 2002, 2003 годы (форма 1, форма 2).  
2. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования". Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2002  
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989  
4. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991  
5. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001  
6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и Статистика, 1999.  
7. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 2000.  
8. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.  
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для вузов. 3-е изд. М.:Гардарики,1999  
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2002  
11. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 г.  
12. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннели Д.Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. 8-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002.  
13. Дойль Питер. Мененджмент: стратегия и тактика/ Пер. с англ. А.Вихровский, В. Кузина. :Питер,1999  
14. Жозет Перар. Управление финансами, М., 1997 г.  
15. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия, М., 2002 г.  
16. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. М., 2002 г.  
17. Котлер Ф. Основы маркетинга/ пер. с англ. М., Изд-во гр. Прогресс, 2001г.  
18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: "Дело", 1995г.  
19. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент, М., 2001  
20. Молл Е.Г., Менеджмент: Организационное поведение, М., 1997  
21. Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур" / Проблемы теории и практики управления. - 1994. - 5  
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2001.  
23. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для вузов/Финансовая академия при Правительстве РФ.-М.:ЗЕРКАЛО,1998.  
24. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Экономика, 2001 г.  
25. Записка к бухгалтерскому балансу за 2001, 2002, 2003 года.  
26. Менеджмент организации: Учебное пособие для студентов по спец. Менеджмент/Гос.Комитет РФ по высшему образованию; Гос. Академия упр. им. С. Орджоникидзе/Под ред. Саломатина. М.:ИНФРА-М,1996  
27. Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1999.  
28. Основы управления/ Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986  
29. Положение об оплате труда работников ДОАО СпецГазАвтоТранс  
30. Управление организацией: Учебник для вузов/Под редакцией А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.:ИНФРА-М,1999.  
31. Устав предприятия ДОАО СпецГазАвтоТранс  
32. Финансовый менеджмент / под ред. Стояновой Е.С.,М., 2000 г.

Комментарий к работе

НЕТ


 

 

Раздел 2. Функции  менеджмента

2.1. Общая характеристика  функций менеджмента

  • Деятельность и функции управления.
  • Основные функции менеджмента.

Деятельность и функции  управления

В процессе развития общества появляются потребности в новых  товарах и услугах. Для их производства необходимо выполнение различных работ, которые часто требуют совместных усилий многих работников. Возникает  необходимость согласования этой совместной деятельности .

Для повышения эффективности  совместной деятельности отдельные  работники специализировались на выполнении определенных работ по производству продукции. Такая специализация  деятельности работников, производящих продукцию, называется горизонтальным разделением труда. В процессе вертикального разделения труда выделяется в самостоятельную специализированную деятельность согласование труда узкоспециализированных работников, выполняющих операции по производству товаров и оказанию услуг. В процессе вертикального разделения труда управление выделяется в качестве особого вида деятельности. Это внутренняя причина появления управления, она содержится внутри организации. По определению П. Друкера, управление - особый вид человеческой деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Другая причина, требующая  управленческой деятельности, связана  с внешней средой организации, ее постоянным усложнением. Управленческая деятельность должна обеспечить учет усиливающегося воздействия внешней  среды на организацию. Это - внешняя  причина обособления управленческой деятельности.

В содержании управленческой деятельности в различных организациях можно выделить общие черты и  особенные.

Общее заключается в том, что в современных условиях управленческая деятельность:

  • должна осуществляться в любых организациях;
  • обусловлена внутренней и внешней причинами;
  • может представлять многоуровневую систему, включая, как правило, высший (институциональный), средний и низший уровни управления;
  • становится решающим фактором обеспечения конкурентоспособности организации;
  • имеет качественную определенность содержания и включает выполнение ряда функций. Эти функции могут относиться к управлению организацией в целом или отдельными сферами. Здесь различают управление производством и сбытом, исследовательскими работами и поставками ресурсов, финансами и персоналом.

Особенное в содержании управленческой деятельности обусловлено ситуационным подходом. В каждой конкретной ситуации данная организация имеет определенную внешнюю среду. Меняются и внутренние переменные организации. Ясно, что все это должно учитываться в управленческой деятельности, имеющей дело с конкретными ситуациями, для которых нет универсальных рецептов.

Перечень функций управления обусловлен кругом решаемых проблем. К  их числу можно отнести:

  • обоснование системы целей организации (конкретный набор, система приоритетов, последовательность достижения задач и т.д.);
  • выделение задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, а также обоснование методов и способов решения задач;
  • определение потребности в ресурсах и сроков решения задач;
  • обоснование структуры организации, видов деятельности и обязанностей отдельных работников и подразделений;
  • мотивация групп и конкретных работников выполнить порученные работы в запланированные сроки;
  • осуществление регулирования и контроля за решением поставленных задач.

Взаимосвязи, формирующиеся  в процессе выполнения менеджером основных функций управления, представлены на схеме (рис. 13).

Рис. 13. Менеджер в системе  управления

Основные функции менеджмента

Решение задач осуществляется в процессе выполнения основных функций  менеджмента его при помощи определенных методов и инструментов. Выполнение управленческих функций связано  с принятием решений, включающим сбор информации, выявление и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решения и анализ его эффективности.

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль. Некоторые авторы к числу функций относят также прогнозирование, анализ, руководство, координацию и т.д. Однако принципиальным является не число выделенных функций, а трактовка их содержания.

Все функции управления взаимосвязаны, образуют систему . Исходный пункт разработки плана - обоснование стратегии развития организации на основе прогнозов. Необходимо также учитывать анализ выполнения плана в предшествующем периоде на основе информации, полученной в ходе контроля. Мотивация исполнителей требует ресурсов, которые должны быть предусмотрены в ходе их планового распределения. Организация как функция менеджмента должна обеспечить реализацию разработанных планов. В то же время и сама организационная структура является результатом планирования.

Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности, где каждая функция относительно самостоятельна, имеет свои специфические методы, инструменты. Содержание каждой из функций также развивается.

Рис. 14. Схема управленческих ролей (по Минцбергу)

Выполнением основных функций  менеджмента занят весь аппарат  управления. Однако определяющее значение имеет деятельность руководителя, который  выполняет различные роли. Эти  роли взаимосвязаны (см. рис. 14).

Ведущая роль руководителя связана с принятием решений. Для обоснования принятия решений  необходим обмен информацией  внутри организации и с внешней  средой. Определяющей характеристикой  менеджмента является то, что это  управление людьми. Отсюда - значимость межличностных ролей руководителя.

Рассмотрение основных функций  управления и ролей руководителя является центральной проблемой  менеджмента.

2.2. Планирование

  • Система планирования в организации
  • Разработка стратегического плана
  • Методы реализации стратегии
  • Инструменты реализации стратегического плана
  • Оценка стратегического плана

Система планирования в организации

Планирование как функция управления - это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой.

Содержание планирования включает:

  • обоснование миссии и выработку целей организации; конкретизацию целей для структурных подразделений организации на плановый период;
  • постановку конкретных задач, которые необходимо решить для достижения целей;
  • обоснование критериев достижения системы целей, решения поставленных задач, системы ограничений: экономических, социальных, правовых, экологических;
  • определение последовательности, сроков и способов решения задач;
  • обоснование потребности в ресурсах - трудовых, материальных, финансовых, информационных.

Планирование является сложной  системой, включающей ряд элементов, которые могут быть сгруппированы  по ряду критериев.

  1. В зависимости от длительности планового периода различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
  2. По значимости и масштабности последствий различают стратегическое и тактическое (текущее) планирование.
  3. В зависимости от объекта различают планирование основных функциональных сфер организации - производства, финансов, НИОКР, маркетинга либо вспомогательных сфер.
  4. В зависимости от уровня в организационной структуре различают планирование на уровне организации в целом и на уровне ее отделений, филиалов, подразделений.

Результатом планирования является разработка системы планов организации. Такая система включает стратегические, тактические и оперативные планы, планы организации в целом, ее основных подразделений и функциональных сфер и т.д. Ключевую роль в данной системе играют стратегические планы  организации в целом.

Основные требования к  стратегическому планированию включают обеспечение: сохранения целостности  организации, ее выживания и стабильного  развития в перспективе; гибкости организации; возможности адекватной реакции  на воздействие внешней среды; адаптации  к изменениям; учета и использования  сильных сторон организации; привлекательного имиджа, образа организации для ее работников, партнеров и потребителей.

Возрастание значения планирования, особенно стратегического, для современных  организаций обусловлено в первую очередь:

  • растущим уровнем обобществления производства, его интернационализацией и монополизацией;
  • усилением воздействия на производство научно-технического прогресса и социализацией экономики;
  • усложнением структуры организаций, их диверсификацией;
  • осознанием значимости экономических социальных, экологических ограничений;
  • обострением конкурентной борьбы, в первую очередь между крупнейшими транснациональными корпорациями;
  • усилением регулирующего воздействия на деятельность организаций государства, международных организаций.

Информация о работе Функции менеджмента и их особенности