Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировка проблем экономического развития. Схема анализа системных функций менеджмента.
Система планирования в организациях
различных стран имеет ряд особ
В американских фирмах система планирования включает стратегическое и годовое планирование.
В рамках стратегического
планирования разрабатываются долгосрочные
решения, принимаемые высшим руководством
на основе анализа рыночной ситуации.
При этом используются эконометрические
модели и прогнозы. Первичным объектом
анализа в стратегическом планировании
является стратегический центр хозяйствования,
объединяющий несколько производственных
отделений. Важнейшими критериями оценки
деятельности центра являются прибыль
и уровень рентабельности. На основе
сравнительного анализа уровней
рентабельности различных центров
принимаются решения о развитии
или сокращении деятельности различных
центров и входящих в них отделений,
предприятий, а также о создании
новых производств, проникновении
в новые сферы деловой
На основе параметров стратегического
плана разрабатывается годовой
план, включающий определение объема
и номенклатуры выпускаемой продукции;
обоснование использования
Внутри стратегических центров разрабатываются планы по отдельным их подразделениям - заводам, производствам, которые являются центрами издержек. Управление этими подразделениями осуществляется на основе сравнения плановых и фактических уровней издержек.
Для обеспечения гибкости системы планирования американские фирмы:
В японских фирмах на соотношение стратегического и оперативного планирования влияет уровень диверсификации организации.
В диверсифицированных фирмах
выработка стратегических идей и
разработка стратегического плана
осуществляется в отделениях. Задача
высшего руководства
В специализированных организациях
стратегические идеи и планы разрабатываются
централизованно. Формирование стратегии
и структуры организации
И в специализированных,
и в диверсифицированных
Стратегическое планирование отвечает на вопрос, чт у должна делать организация в настоящем , чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с внешней средой в будущем .
Разработка стратегического плана
Стратегическое планирование - это процесс обоснования руководством основных целей организации и системы важнейших мероприятий, решений и действий для осуществления миссии организации, достижения ее целей.
Основными этапами стратегического планирования являются:
Миссия раскрывает общественное предназначение организации - удовлетворение определенной общественной потребности (производство товаров, оказание услуг) или выполнение функции, например, обеспечение экологической безопасности.
Осуществление миссии организации обеспечивает достижение высшей цели организации. Для коммерческой организации такой целью является обеспечение устойчивой прибыльности в течение длительного периода времени.
Для осуществления миссии и достижения высшей цели необходимо разработать ряд прогнозов.
Прогноз - это комплекс взаимосвязанных оценок, целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах.
В зависимости от объекта различают прогнозы ресурсов, спроса, производственного, научного потенциала, демографические, комплексные.
По глубине, длительности прогнозируемого периода различают прогнозы на:
По характеру прогнозы бывают:
Конкретная организация
на основе ее миссии и высшей цели и
с учетом прогнозной информации, полученной
как подразделениями
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури выделяют четыре основные стратегические альтернативы: 1) ограниченный рост, 2) рост, 3) сокращение и 4) сочетание указанных выше альтернатив. Здесь учитывается лишь одна характеристика деятельности организации - объем производства (продаж).
В зависимости от характера
можно различать стратегии
Конкретные условия
Результатом стратегического планирования является стратегический план организации, который должен обеспечить:
Инструменты реализации стратегического плана
Основными инструментами реализации стратегического плана являются тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика - это краткосрочная стратегия, направленная на реализацию долгосрочной стратегии.
Выработку долгосрочной стратегии осуществляет высшее руководство организации, а к разработке тактики подключаются работники других уровней.
Результаты реализации тактики:
Стратегия и тактика разрабатываются до начала деятельности организации.
Политика - это система ценностных установок, определяющих социально-правовое поле деятельности руководителя, среду, в которой реализуются стратегия и тактика.
В зависимости от уровня политика бывает:
Так, в фирмах Японии проводится политика пожизненного найма персонала, его продвижение в зависимости от стажа работы. Таким образом, политика определяет социально-правовое поле деятельности руководства организации.
Процедуры описывают последовательность действий, которые целесообразно выполнять в определенной ситуации для достижения целей организации, решения конкретных задач с учетом прошлого опыта.
Как и любой инструмент управления, применение процедур имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны:
Слабые стороны попытайтесь сформулировать самостоятельно. Проиллюстрируйте их на конкретном примере.
Примером процедуры может
быть регистрация предприятия, которая
включает ряд последовательных шагов:
создание группы учредителей, подготовку
учредительных документов, регистрацию
предприятия, постановку на учет в налоговой
инспекции, открытие банковского счета,
внесение половины уставного капитала,
получение свидетельства о
Правила однозначно определяют, чт у необходимо сделать в специфической ситуации. Именно действия в рамках единичной ситуации отличают правила от процедур. Примером здесь могут быть правила уличного движения, в первую очередь - запрещающие знаки. Для эффективного использования правил и процедур необходимо обоснование их содержания, оптимального числа и сочетания, способа, условий и предпосылок применения.
Методы реализации стратегического плана
К числу основных методов реализации стратегического плана относятся разработка бюджетов и управление по целям.
Разработка бюджетов включает распределение ресурсов организации, выделенных для достижения поставленных целей.