Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировка проблем экономического развития. Схема анализа системных функций менеджмента.
Продолжите такое сравнение.
Департаментализация
Основными факторами , влияющими на структуру организации, являются ее масштаб,
характер работы (узкая специализация
или конгломерат), позиция на рынке (лидер
или аутсайдер), производимая продукция
(наукоемкая, традиционная и т.д.). С учетом
этих факторов осуществляется департаментализ
В соответствии с этим критерием формируются структуры крупных сбытовых организаций, обеспечивающих и сервисное обслуживание, аудиторские организации, а также некоторые некоммерческие организации, примером здесь могут быть налоговые инспекции, органы статистики и внутренних дел, суды.
В транснациональных корпорациях в зависимости от соотношения доли операций внутри страны и на международном рынке, создается глобальная продуктовая или глобальная региональная структура. Естественно, возможны комбинации различных структур.
Таким образом, существуют различные виды дивизиональной структуры - функциональная, продуктовая, ориентированная на определенный регион или группу потребителей.
Адаптивные структуры
Организационная структура обусловлена в первую очередь стратегией организации, а также воздействиями внешней среды. Высокий динамизм этой среды приводит к неадекватности структуры изменениям среды. Это проявляется в снижении уровня компетенции руководства и запаздывании в принятии решений в жестко регламентированных структурах.
В бюрократической или
механистической структуре
Основными видами адаптивных, или органических, структур являются проектная и матричная.
Проектная - временная структура, объединяющая специалистов различных профилей для решения конкретной задачи. Примером может быть временный трудовой коллектив, созданный для подготовки доклада; бригада врачей, выполняющая операцию; комиссия по приему вступительных экзаменов в университет, коллектив проектировщиков и т.д. В чистой проектной структуре решения по всем вопросам принимает руководитель проекта. В сводной проектной структуре ведущую роль играет координатор проекта .
В матричной структуре конкретные исполнители имеют двойное подчинение - линейному и функциональному руководителю. Например, технологи, экономисты, механики цехов имеют двойное подчинение: линейное - начальникам соответствующих цехов и функциональное - главному технологу, главному экономисту, главному механику.
Крупные организации часто
имеют структуру конгломератног
Мотивация как функция управления
Разработка оптимальных
планов и методов их реализации,
обоснование эффективной
Что побуждает человека к эффективному труду? Почему в одном случае для выполнения сравнительно легкой работы необходимо принуждение работника, тогда как в другом случае исполнитель сам охотно выполняет тяжелую рутинную работу? Ответ на эти и другие вопросы дает анализ мотивации исполнителей, как важной функции управления.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.
Исполнитель является не только важным ресурсом организации. Он имеет, в отличие от материальных факторов производства, свои цели, ценности, представления, ожидания, потребности. На поведение исполнителя, в том числе и его отношение к конкретной деятельности, выполнению определенного задания, влияют также условия деятельности и ее содержание, взаимоотношения с коллегами, ситуация в организации и обществе в целом.
Мотивация имеет существенное отличие от других функций управления. Такие функции, как планирование, организация, регулирование, контроль и анализ осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал, как правило, играет при выполнении этих функций пассивную роль.
В реализации же мотивации как функции управления исполнительский персонал организации играет самую активную роль. Цели, ценности, установки, потребности этого персонала - не только предмет анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации.
Набор и соотношение элементов системы движущих сил у различных людей существенно отличаются. Можно говорить об определенной мотивационной структуре . Воздействие на мотивационную структуру человека может осуществляться на двух уровнях.
Мотивационный процесс включает следующие этапы.
Создание эффективной системы управления мотивационным процессом затрудняют следующие факторы:
Развитие методов мотивации шло в направлении от простого к сложному, от обобщения практического опыта к обоснованию все более сложных теорий. Усложнение методов мотивации обусловлено:
Эти и другие факторы затрудняют
объективный анализ субъектов мотивации,
что приводит к двум (в равной
мере нежелательным) крайностям. Первая
крайность проявляется в
Современные теории мотивации включают содержательные и процессуальные. Всодержательных теориях анализируется содержание таких категорий, как потребности и вознаграждения, а также их воздействие на поведение исполнителей. В процессуальныхтеориях анализируется поведение людей с учетом как потребностей и вознаграждений, так и других факторов.
Содержательные теории мотивации
В данной группе наиболее известными являются теории Маслоу, Герцберга, Альдерфера и Мак-Клеланда.
Авторы содержательных теорий
мотивации основное внимание уделяют
группировке, классификации потребностей
и выяснению мотивирующего
Потребность в наиболее общей форме - это ощущение индивидом необходимости чего-либо .
Многообразие потребностей,
их значимость в жизни общества не
только предполагают, но и требуют
различных критериев их классиф
При оценке удовлетворения
потребностей необходимо различать
последовательность удовлетворения различных
потребностей и “цену” их удовлетворения.
Ясно, что значимость различных потребностей
для конкретных индивидов существенно
варьируется. Для одних исключительно
важны защищенность, уверенность
в сохранении места работы, для
других приоритетом является уважение
окружающих, условия для самовыражения
даже при угрозе потерять рабочее
место. Отсюда следует, что и “цена”
удовлетворения всей совокупности потребностей
также является характеристикой индивидуальной
Потребности особенно значимы, пока они удовлетворены не в полной мере. С ростом производительности труда, личных доходов возрастает значимость удовлетворения вторичных потребностей.