Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировка проблем экономического развития. Схема анализа системных функций менеджмента.
Функции менеджмента и их особенности.
Социально-экономические функции и цели менеджмента
Оценка места и роли
менеджмента в общественном производстве
и формулировке проблем экономического
развития является задачей не только
экономики, но и ряда других общественных
наук (социологии, политологии и
т. д.). Теория институциональной экономики,
возникшая на стыке экономики, социологии,
права и истории, ориентирована
на изучение формальных и неформальных
норм, структурирующих взаимодействия
между индивидами в разных сферах
повседневной активности. Осознание
взаимозависимости разных сторон общественного
и индивидуального производства
привело к современному пониманию
системной природы экономики, в
том числе её структурно-функциональной
дифференциации, и выработке концепций
его институционализации как
определяющего фактора
Структурно-функциональный
подход представляет собой конкретизацию
идей теории систем и системного анализа
применительно к различным
Исходя из того, что функции
подсистем социально-
а) менеджмент рассматривается как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;
б) реализация его системных
функций, определяемых структурно-функциональной
дифференциацией общественного
производства и наличием общесистемных
императивов, составляет специализированный
вклад менеджмента в
в) менеджмент на уровнях
развития общественного производства
и его текущего функционирования
может рассматриваться как
В общесистемном понимании институциональный аспект проблемы реализации системных функций менеджмента охватывает не только подсистемы общественного производства, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры других институтов социально-экономической системы.
Таким образом,
Системный подход к проблемам
менеджмента неизбежно приводит
к необходимости поиска значимого
набора функциональных императивов, от
уровня осуществления которых зависят
выживание коммерческих предприятий,
эффективность их и всего общественного
производства. Столь же необходимо
и выявление структур, формирующих
эти императивы и управленческую
парадигму данной социально-экономической
системы в целом. Ведь развитие данной
социально-экономической
Наличие собственных целей — основное отличие организации от других искусственных систем, созданных человеком. Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть установлены столь же объективно, как и число содержащихся в них элементов. Это позволяет исследовать систему телеологически, с точки зрения выхода, а не детерминистски, с точки зрения входа, что является принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента. Системное рассмотрение организации (см. Системный подход в управлении) определяет её как целенаправленную систему, которая является частью одной или более других целенаправленных систем и части которой — люди — имеют собственные цели. Поэтому исследование организации должно предусматривать анализ трёх уровней целей: самой системы, её частей и системы более высокого порядка, частью которой является данная организация. Необходимость учёта такого большого количества целей одновременно формирует и императив цели, и проблему целеполагания в деятельности организации, и соответственно менеджмента.
Управлять предприятием —
значит управлять на основе поставленных
целей. Это положение является ключевым
моментом в практике менеджмента. Рассматривая
с системно-кибернетических
Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. По Р. Акоффу (с. 98) общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:
задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;
цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;
миссия (идеалы) — результаты,
которые считаются
Чётких границ между этими
тремя уровнями чаще всего провести
нельзя, но в целом можно обозначить,
что миссия предусматривает стремление
работать в определенном направлении,
цели — достижение каких-то конкретных
результатов, а задачи имеют конкретные
оценки и сроки их достижения. Соответственно
распределяются и уровни принятия решений
среди менеджеров среднего и высшего
звена. Примером миссии фирмы может
быть оперативная реакция на нужды
и пожелания потребителей, стремление
к тому, чтобы потребители ценили
фирму. Миссией советского государства
было достижение всеобщего равенства
и строительство коммунизма, миссией
постсоветского государства — свобода
и строительство
При этом, чем больше уровень зависимости выживания предприятия от экономической эффективности результатов производства, тем выше уровень вероятности совпадения объективно обусловленных оценок эффективности и реализации системных функций менеджмента. В этой связи концептуальное различие понятий «рыночные методы управления» и «традиционные методы ведения хозяйственной деятельности» в отношении российских собственников и менеджеров с позиций двойственности содержания понятия «эффективный менеджмент», заключается во вторичности экономической эффективности в иерархии критериев принятия решений. Следовательно, генезис управления коммерческим предприятием в условиях рынка с системно-кибернетических позиций показывает, что:
управление является процессом, направленным на достижение определённой цели. Уровень достижения цели определяет эффективность менеджмента в целом и его инструментария — в частности;
в условиях рынка экономическая эффективность является императивом всей производственной деятельности коммерческого предприятия. Ориентация цели на максимизацию прибыли обеспечивает условие экономической эффективности производства и повышает устойчивость предприятия в рыночной среде.
Основные функции менеджмента.
Основные функции
менеджмента характеризуются
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.
Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.
Концепция - идея,
теоретические и
Прогноз - научное
предвидение возможного состояния
фирмы, корпорации, экономики, общества
в будущем. Прогнозы в бизнесе
разрабатываются по сложным социально-
Программа - законченный комплекс
заданий, мероприятий, работ, объединенных
общей целью, имеющий конкретный
конечный результат, требующий привлечения
значительных ресурсов, осуществляемый
совокупностью
Организация как основная функция менеджмента представляет
собой вид деятельности людей для достижения
целей. При реализации данной функции
оперируют категориями: процесс, система,
коммуникации, организационно-
Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной деятельности.
Осознание общей
цели, сопричастность к процессу ее
достижения и получение выгоды от
конечного состояния системы
выступают воздействующими
Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.