Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:31, реферат
Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования. Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является система аттестации персонала.
Введение.......................................................................3
1. Общие подходы к аттестации сотрудников......................................4
2.Формы оценки персонала.......................................................5
3. Два подхода к оценке персонала..............................................6
4. Количественные методы оценки................................................7
4.1 Метод стандартных оценок...................................................7
4.2 Экспертные оценки..........................................................8
4.2.1 Общие
подходы............................................................................................................
8
4.2.2 Индивидуальный способ экспертной
оценки.......................................................... 9
4.2.3 Групповой способ экспертной
оценки...................................................................... 9
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной
оценке.......................................... 9
4.3 Сравнительные методы......................................................12
5. Качественные методы оценки.................................................13
5.1 Оценка по методу черт.....................................................13
5.2 Оценка на основе анализа труда............................................14
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center)...............................15
5.3.1 Алгоритм
методики.................................................................................................
15
5.3.2 Процедура
профессиографирования........................................................................
15
5.3.3 Психологическая оценка
персонала........................................................................
15
5.3.4 Профессиональная оценка
персонала.....................................................................
16
5.4 Управление посредством установки целей (МВО, Management by
Objectives).......... 17
6. Диагностическая система оценки.............................................18
6.1 Общие подходы.............................................................18
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П).............18
6.3 Расчет оценки уровня квалификации работника (К)...........................20
6.4 Расчет оценки сложности выполняемы работ (С)..............................20
6.5 Расчет оценки результатов труда (Р).......................................20
6.6 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников
(Д) 21
Заключение....................................................................22
Список используемой литературы................................................23
определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия
сравнивает с эталоном.
Расчет
эталона производится
качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1 = 57) умножается на 1,5 (коэффициент степени
проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно
проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует
иногда). В итоге получаем следующие результаты:
1) 57 х 1,5 = 85,5;
2) 57 х 1,0 = 57,0;
3) 57 X 0,5 = 28,5.
Таким образом, в первом случае, если оценка работника составляет более 85
баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав
резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до
85 баллов, делают
заключение о соответствии
должности. В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов
, фиксируют вывод
о том, что работник не
При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок
экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные
направления совершенствования его деятельности.
4.3 Сравнительные методы
При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего
подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель
"выстраивает" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по
результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники
классифицируются по группам (рис.5) - например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Вес (%) Группы Ф.И.О.
10 % лучших работников
20 % хороших работников
40 % средних работников
20 % отстающих работников
10 % худших работников
Рис.5. Оценка с помощью метода распределения
Сравнительные методы являются очень простым способом оценки сотрудников. Их
легко применять и понимать. Однако, эти методы слишком односторонни и
приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для
целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того,
сравнение сотрудников
подразделения между собой
формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри
подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому применение методов
сравнительных оценок относительно ограничено.
5. Качественные методы
оценки.
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано
значительное число систем оценки персонала, которые можно классифицировать по
различным основаниям. Анализ того, что является содержанием оценки, - а
именно: какие стороны деятельности подвергаются измерению и анализу,
позволяет выделить несколько основных подходов.
В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:
- деловые и личностные качества (свойства, черты) работника;
-
характеристики поведения в
-
характер и содержание
выполняет;
-
показатели результатов его
Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает
различные комбинации из названных предметов оценки труда. Степень
разработанности каждого из подходов неодинакова. Некоторые (например, оценка
качеств) доведены до
вполне полного методического
автоматизации, другие (например, целевая оценка) представлены лишь в виде
определенных принципов.
5.1 Оценка по методу черт.
В ее основе - признание
влияния психологических
характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на
данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности
некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в
наибольшей степени согласуются с эффективностью деятельности сотрудника. Для
этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой
перечень свойств, который в наибольшей степени отличает сотрудника и помогает
составить его деловой портрет.
Различие методик
связано с используемыми
свойств и предлагаемыми перечнями черт. Однако, несмотря на многообразие
модификаций таких методик, предмет оценки везде одинаков - качества личности
сотрудника. В результате всегда получается социально-психологическая
характеристика оцениваемого, показывающая какими свойствами обладает человек.
Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом позволяет
выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания.
Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием
субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или
некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а о самом
содержании производимой оценки.
Используемые перечни качеств слабо привязаны к основной деятельности. Они
скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого,
нежели фиксируют определенные профессиональные требования к его
психологическим характеристикам. Фактически такая оценка основывается не на
анализе реального труда, а на том, что думают об оцениваемом окружающие.
5.2 Оценка на основе анализа труда.
Определение психологических свойств на основе анализа труда персонала происходит
в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку
черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик
выступают особенности поведения сотрудника, проявляющиеся в процессе решения им
конкретных задач.
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных
ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа
сотрудника, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой
оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом
случае складывается в определенный комплекс условий и задач оцениваемой
деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность
действий работника, безусловно, определяется его личностными особенностями.
Результатам оценки поведения работников, как и в случае оценки качеств,
является социально-
профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом
(эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких -
менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого
поведения и его последствия.
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center)
5.3.1 Алгоритм методики
Алгоритм действия этой методики выглядит следующим образом. Фирма,
использующая подобную методику, как правило, имеет достаточно большой опыт
работы, солидный список постоянных клиентов и собственную учебно-
тренировочную базу. У потенциальных заказчиков этой организации есть
возможность "поместить" собственных сотрудников на несколько дней в учебно-
тренировочный комплекс консалтинговой компании. На выходе заказчик получает,
в зависимости от заказа, разнообразный набор сведений: от оценки личностных
характеристик специалиста
(разной степени полноты и
квалификационного заключения о профессиональном соответствии, пригодности и
перспективах профессионального развития тестируемого.
5.3.2 Процедура
Сущность психологической оценки персонала заключается в детальном
описании психологического портрета кандидата и выявлении личностных
особенностей сотрудника. Например, в выдаваемое заключение входит описание
личностных, интеллектуальных и мотивационных особенностей специалиста, также
указываются возможности эффективного управления протестированным сотрудником,
возможности его наиболее оптимального использования.
Корректное заключение по степени профессиональной пригодности данного человека
после проведения процедуры психологической оценки может быть дано только лишь
при знании психологических требований, предъявляемых особенностями рабочего
места к конкретному человеку, то есть после проведения процедуры
профессиографирования (описания профессии), входящей в состав
психологической аттестации. Обычно же экспертом-психологом такое заключение
дается на основе своего личного, опыта и, следовательно, является несколько
поверхностным. Методы, используемые при оказании данного вида услуг, бывают
самые разные: психологические тесты (разной степени сложности и различной
направленности - личностные, интеллектуальные, тесты способностей и т.д.),
индивидуальное интервью
психолога с исследуемым
5.3.3 Психологическая оценка персонала
Психологическая
оценка персонала
по которым будет проверяться соответствие человека своему рабочему месту.
Критериями оценки в данном случае являются особенности личности человека,
особенности его мотивации и т.д. Для этого необходимо проведение процедуры
профессиографирования. На выходе от этой процедуры получается
профессиограмма - описание профессии, и психограмма -
описание личностных черт, качеств, способностей, необходимой степени их
выраженности для того, чтобы человек мог достичь успеха в данной
профессиональной деятельности. Далее создается особый набор диагностических
методик, применяемых к людям, оценка которых необходима заказчику, и помимо
общего психологического описания личности он получает еще и сравнительную
психологическую характеристику сотрудника, по критериям, важным для его работы.
В заключение, полученное по результатам психологической оценки, кроме
психологического портрета входит мнение эксперта о профессиональной пригодности
данного человека. Причем, при желании заказчика для каждого человека могут быть
рекомендованы варианты улучшения его деятельности, возможности наиболее