Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:31, реферат
Принятие сотрудниками системы оценки и их активное участие в процессе оценки также являются условием ее эффективного функционирования. Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является система аттестации персонала.
Введение.......................................................................3
1. Общие подходы к аттестации сотрудников......................................4
2.Формы оценки персонала.......................................................5
3. Два подхода к оценке персонала..............................................6
4. Количественные методы оценки................................................7
4.1 Метод стандартных оценок...................................................7
4.2 Экспертные оценки..........................................................8
4.2.1 Общие
подходы............................................................................................................
8
4.2.2 Индивидуальный способ экспертной
оценки.......................................................... 9
4.2.3 Групповой способ экспертной
оценки...................................................................... 9
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной
оценке.......................................... 9
4.3 Сравнительные методы......................................................12
5. Качественные методы оценки.................................................13
5.1 Оценка по методу черт.....................................................13
5.2 Оценка на основе анализа труда............................................14
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center)...............................15
5.3.1 Алгоритм
методики.................................................................................................
15
5.3.2 Процедура
профессиографирования........................................................................
15
5.3.3 Психологическая оценка
персонала........................................................................
15
5.3.4 Профессиональная оценка
персонала.....................................................................
16
5.4 Управление посредством установки целей (МВО, Management by
Objectives).......... 17
6. Диагностическая система оценки.............................................18
6.1 Общие подходы.............................................................18
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П).............18
6.3 Расчет оценки уровня квалификации работника (К)...........................20
6.4 Расчет оценки сложности выполняемы работ (С)..............................20
6.5 Расчет оценки результатов труда (Р).......................................20
6.6 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников
(Д) 21
Заключение....................................................................22
Список используемой литературы................................................23
"4" - умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
"5" - умеет создавать и поддерживать четкий порядок в работе на основе
эффективного планирования.
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность
определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что
устанавливается экспертным путем. Для определения общей оценки деловых и
организаторских качеств кандидата составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более
достоин кандидат занять должность в аппарате управления. Наибольшая возможная
оценка - 5, а самая низкая - 1.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при
оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из
основных качественных характеристик при определении уровня квалификации
работника, стаж работы - количественная мера опыта, а
возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
Данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета
коэффициента профессиональной перспективности по формуле:
К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где
Оу.обр. - оценка уровня образования, которая обычно принимается:
0,15 для лиц, имеющих
незаконченное среднее
0,60 - для лиц со средним образованием;
0,75 - для лиц со
среднетехническим и
1,00 - для лиц с
высшим образованием по
С - стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ
труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза
меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В -
возраст. В соответствии с
(установлено, что
влияние возраста на
чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин
принимается 55 лет, а для женщин - 50.
На этапе определения общей оценки кандидата на должность величина
коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по
деловым и организаторским качествам. Совершенно очевидно, что предпочтение
отдается тому кандидату,
который в итоге получит
обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам
личностных качеств.
Сущность одного из наиболее используемых и достаточно эффективных методов
заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее
компетентных в своей области работы специалистов - экспертов.
Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности
выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных
комиссий.
Если анонимность достигается через специальное анкетирование или
тестирование, то обоснованность
подбора состава экспертов
тщательной предварительной оценке, а также в методически грамотном и
целенаправленном формировании количественного и качественного состава.
Например, главные требования к эксперту - его компетентность в управлении
производством, нравственность, глубокие знания и признанное умение решать
специальные задачи в соответствии с определенными функциями.
Одно из требований - хорошо разбираться в одной из смежных специальных
областях деятельности, например, для технолога - в экономике, для экономиста
- в технологии, линейного руководителя - в правовых вопросах и т. д.
Традиционное требование к формированию группы экспертов состоит в их
способности провести экспертизу с учетом разнообразных сторон деятельности
оцениваемого работника.
Главная опасность при подборе состава экспертов состоит в завышении доли
какой-либо подгруппы экспертов, заведомо близкой в своем мнении. Эта опасность
заключается не только в односторонности выставляемой оценки, но и в том, что
при обработке экспертных мнений все другие оценки потеряют свою значимость. По
той же самой причине нежелательно включение в экспертную группу специалистов,
авторитет которых резко отличается от среднего авторитета членов комиссии.
4.2.2 Индивидуальный способ экспертной оценки
Используются группы экспертов двумя способами - индивидуально или группой.
Индивидуальный, более распространенный и эффективный способ, заключается
в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем
эти оценки обобщаются.
4.2.3 Групповой способ экспертной оценки
Групповой способ основан на совместной работе экспертов и
получении суммарной оценки от всей группы в целом. При таком способе
согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением
каждого эксперта с оценками остальных.
Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут
быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом
оформления экспертизы является решение. Самым распространенным -
рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения.
Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят
начальник отдела кадров и руководитель организации. Начальник отдела кадров
знакомит экспертов с методикой оценки с помощью научного консультанта,
который первый раз практически руководит всей работой. На уровне организации
в состав экспертных комиссий включают обычно 3 - 5, но не более 7 человек.
При этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его
руководитель.
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной оценке
Анкета
оценки руководителя или
бланк результатов опроса экспертов и бланк расчета итоговой оценки
на аттестуемого - таковы обязательные документы почти любой методики независимо
от способа расчетов (вручную или с использованием компьютера).
Основным инструментом оценки является анкета, которая
представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень
определенных качеств и варианты ответа. При этом перечень качеств, которыми
должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой
должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной
должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной
экспертной комиссией в организации. Именно в этом - одно из важнейших условий
объективной оценки работника.
После обсуждения результатов каждая экспертная комиссия утверждает не только
перечень качеств, включаемых в анкету, но и определяет количественную оценку
каждого качества в баллах. Например, в анкету рекомендованы десять качеств, и
все они оценены по десятибалльной системе оценок (Табл. 1).
Таблица 1.
№ п/п
Показатель
Баллы
1 Способность к выработке и внедрению оригинальных решений
10
2 Умение создавать в коллективе нормальный психологический климат
9
3 Способность оперативно оценивать ситуацию и принимать удачные решения
8
4 Стремление к профессиональному росту и постоянному повышению квалификации
7
5 Дисциплинированность и организованность
6
6 Инициативность
5
7 Умение добиваться согласия в решениях и действиях людей
4
8 Способность с энтузиазмом и увлечением относиться к делу
3
9 Коммуникабельность
2
10 Способность проявлять интерес к смежным специальностям
1
Расположены эти качества в анкете в ранжированный ряд - от более до менее
значимого. В соответствии с этим и выставляется первая оценка, которая
характеризует степень значимости качества. Вторая оценка - это оценка
степени проявления этих же качеств по четырем вариантам ответа. Эксперт при
этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у
аттестуемого по следующей балльной шкале:
1. если всегда - 1,5 балла;
2. если в большинстве случаев - 1 балл;
3. если иногда - 0,5 балла;
4. если почти никогда - 0 баллов.
При первой оценке ставится знак "+" в графе против качества и его оценки в
баллах. При второй оценке ставится знак "+" в графе, соответствующей мнению
эксперта.
Обработка результатов оценки аттестуемого осуществляется путем заполнения
специального бланка - "Бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого". С
этой целью знаки "+" из анкет, поставленные экспертами, переносят со знаком
"V" в этот бланк. В другом бланке ("Бланк расчета средней оценки
аттестуемого") по каждому качеству рассчитывается средний балл по формуле:
где Зср
- средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;
З10 ... 31
- оценка экспертом степени
качества по десятибалльной шкале;
n10 ... n1 - количество экспертов, которые
присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
n - общее количество экспертов.
Одновременно в этом же бланке
по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого
качества у аттестуемого,
где Пср - средняя оценка степени проявления качеств у аттестуемого;
П1,5 ... П0,5 - степень проявления качеств у аттестуемого по оценке экспертов;
n1,5 ... n0,5 - количество экспертов, отнесших
качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;
n - общее количество экспертов.
Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл по формуле:
К = Зср * Пср, где К - качество.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам