Формирование стабильного трудового коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, смешанные, имеющие коллективную ответственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Определение трудового коллектива……………………………………....4
Принципы и методы построения стабильного трудового коллектива………………………………………………………………....12
Психологический аспект эффективной работы трудового коллектива…………………………………………………………...…….25
Заключение………………..………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………….35

Работа содержит 12 файлов

1,12.doc

— 19.00 Кб (Открыть, Скачать)

1_2.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

2,2.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

      3. Психологический  аспект эффективной  работы трудового  коллектива

      Стабильная  работа трудового коллектива во многом зависит от психологического климата  в нем.

      Социально-психологический  климат характеризуется противоречивыми межгрупповыми и межличностными процессами, направленными, с одной стороны, на адаптацию к деятельности в значительно изменившихся, как внешних, так и внутренних условиях и, с другой стороны — на стремление сохранить привычные стереотипы отношений и стиль работы, сформированные на протяжении предыдущего длительного периода.          

      Сопоставление данных, полученных по результатам  массового опроса, дает основание  утверждать, что: не существует большого разнообразия структурных моделей  морально-психологического климата, в  большинстве обследованных коллективов были обнаружены унифицированные его структуры; в этих коллективах имели место только три модели морально-психологического климата, в основу которых легли: личностные характеристики, внутренние условия деятельности и коммуникационные характеристики.

      Имеется доминирующая атмосфера основного  коллектива, основными слагаемыми которой являются: наличие межгрупповых и межличностных противоречий (49% опрошенных); проблемы разобщенности в коллективе (37% опрошенных); отсутствие системы справедливого решения социальных проблем (34% сотрудников).

      Низкая  степень многообразия моделей морально-психологического климата свидетельствует о недостаточной степени реализации социально-психологического потенциала каждого отдельного коллектива, о низкой личностной направленности его атмосферы.

      Исследование  показало, что коллективы сохраняют  хорошую нацеленность на конечный результат  в условиях давления внешней и внутренней среды организации. 68% респондентов заинтересованы в повышении эффективности и результативности работы, однако считают, что для этого не сформированы необходимые условия.

      С другой стороны, в коллективе отсутствует  чувство единства и взаимодействия между структурными подразделениями, господствуют местнические интересы, о чем сообщают более 60% опрошенных. Причин этому явлению несколько: многолетняя привычка жить интересами только своего маленького коллектива, не сопоставляя свои проблемы и удачи с жизнью организации в целом; отсутствие чувства общности взглядов и корпоративного образа мыслей; агрессивно-давящий стиль работы в отделах, предполагающий воздерживаться от инициатив, уже упоминавшаяся неспособность нести ответственность;  стремление отдельных руководителей среднего ранга удерживать свой коллектив в рамках механического делопроизводства, без творческих начал, опасаясь конкуренции себе и появления новых формальных или неформальных лидеров.

      Анализ  динамики групповых процессов показал, что смена руководства на более  молодое и активное и переориентация организации на новые условия и формы деятельности выявили несоответствие имеющихся возможностей коллектива (уровень его профессиональных знаний и способностей, готовность проявлять самостоятельные усилия) и задач по оптимизации структуры доходов, дальнейшего экономического роста и совершенствования работы в целом. По самооценкам опрошенных только 33% рядовых сотрудников обладают необходимым уровнем квалификации. По мере повышения требований к их профессиональному уровню возможно некоторое усиление напряженности в межличностных взаимоотношениях. Однако повышение квалификации повлечет за собой изменение привычных установок и методов работы, и не все сотрудники смогут одинаково быстро и гибко приспособиться к этим требованиям и работе в новых условиях.

      Исследование  показало, что в коллективе в настоящее время отсутствуют явные оппозиционные лидеры, однако можно предположить, что скрытое противодействие нововведениям следует ожидать, прежде всего, со стороны тех специалистов, которые проработали в структуре, например, Сберкассы многие годы, и стиль акционерного коммерческого банка, коим является ныне Сбербанк России, для них неприемлем.

      Ролевые межличностные отношения в трудовых коллективах банка имеют две  формыофициальные и неофициальные. Неофициальные (или неформальные) возникают спонтанно и не зависят от административно-нормативных условий, складываются на основе индивидуальных предпочтений. Важным является вопрос о соотношении официальных и неофициальных сфер отношений. Существуют два правила: если официально нормированная структура отношений не покрывает всего многообразия производственных ситуаций, то положительные межличностные отношения неформально позволят компенсировать недостатки административно-организационной структуры производственных связей; положительные неофициальные межличностные отношения, как элемент структуры социально-психологического климата, могут оказывать благоприятное воздействие на производственные отношения, т. е. социально-психологический климат коллектива в значительной мере обусловливается эмоциональной стороной жизнедеятельности и определяется господствующими в обществе нравственными и эстетическими эталонами человеческого общения и взаимодействия — и вследствие этого выходит за рамки производственных отношений, нормативно включая их в свою структуру.

      В тех коллективах, где несовершенны эти отношения, нет и ориентации или притязаний его членов на более  высокий уровень развития морально-психологического климата, связанный с творческим потенциалом и удовлетворением потребности человека в признании его личностных качеств. И, наоборот, там, где достигнут более высокий уровень напряженности и смысловой значимости труда, существуют более высокие притязания работников на совершенствование комплекса личностных потребностей, связанных со стремлением к самовыражению, признанию и уважению.

      В ходе исследований были получены некоторые  данные о связи психологического климата с возрастом. Было установлено, что наибольшее стремление к самоутверждению, к признанию своих служебных заслуг и общечеловеческих достоинств коррелирует с более старшим, а не с более молодым возрастом. Это дало основание обратить внимание на то, что сложившийся в нашей научной литературе стереотип о повышенных притязаниях на самоутверждение и признание, которые, якобы, характерны только для молодых специалистов, не совсем точен и несколько заслоняет значение адекватного внимания не только к молодым, но и к опытным работникам.

      Любопытна также связь некоторых параметров психологического климата, с другими социально-демографическими характеристиками. Так, по результатам опроса была установлена связь с полом. В частности, мужчины, в отличие от женщин, отметили большую ясность для них функционально-ролевых отношений, большую легкость в определении неточности в предметной деятельности и в деловых отношениях как с непосредственным руководителем, так и с коллегами, большую легкость в трудовых отношениях. При этом с возрастом и ростом стажа работы в данной должности и данном отделе банка эта легкость возрастает. Это можно объяснить, во-первых, увеличивающейся с возрастом избирательностью и изобретательностью коммуникативной активность человека, а во-вторых, приобретенным жизненным опытом, большим знанием и пониманием сложного комплекса отношений, который складывается в процессе работы.

      На  момент исследования 78% сотрудников отмечают удовлетворенность работой и отношениями, а четверть опрошенных не может их оценить ни положительно, ни отрицательно. В какой-то мере при создании обстановки, способствующей удовлетворению социально-психологических потребностей в трудовой деятельности (таких, как оценка значимости труда, профессиональная самоориентация, взаимопонимание, материальная заинтересованность в конечных результатах труда), первая группа значительно возрастет.

      В коллективах 21 организации только 12% персонала считает, что отношения носят лицемерный характер. Однако следует отметить, что обследуемые фирмы либо имели директивную модель управления, либо принадлежали к сфере малого и среднего бизнеса. Если система управления или размер предприятия будут увеличиваться или видоизменяться по мере зрелости коллектива, то начнет складываться радиальная сеть подчиненности, ограничивающая деловую инициативу, повышающая ответственность и скорость принятия решений и получения результата, к которым сотрудники практически не готовы. Появится опасность постоянного увеличения промежуточных звеньев в управлении группами, препятствующих сотрудничеству в достижении общих целей деятельности. Директивная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление, что время от времени будет взрывать группу изнутри.

      Для того чтобы нивелировать последствия  будущих негативных изменений в коллективе уже сейчас, необходимо начать процесс построения корпоративной структуры управленческих взаимоотношений в организации.

      Существенным  моментом построения корпоративной  структуры является размер полномочий, принадлежащих высшему руководству организации или делегированных линейному руководству в подразделениях и отраслях. Традиционно считалось, что резервирование права принятия нестандартных решений за высшим руководством способствует их эффективности и лучшему использованию времени руководителей. Но в крупных организациях возникает проблема ограниченности круга людей, принимающих решения, на некотором этапе это начинает приводить к их перегрузке, а, следовательно — к потере эффективности решений.

      Практическим  решением этого вопроса является децентрализация принятия решений в соответствующих подразделениях или с помощью временных рабочих групп (органических структур). Эти полуавтономные единицы будут иметь свободу в определенных пределах, а высшее руководство займется вопросами стратегической политики. Децентрализация повышает активность работников и их групп, помогает решить некоторые проблемы, возникающие из-за трудности обобщения мнения широких и диверсифицированных групп при принятии решений в больших организациях. Единообразию уделялось слишком много внимания, и теперь следует разнообразить подход, отражая специфику различных подразделений и людей, в них работающих.

      К другим преимуществам децентрализации  относится освобождение времени старшего исполнительного руководства и обучение младшего персонала несению ответственности за принятие решения.

      Следует помнить, что недостатком децентрализации является потенциальная потеря контроля и возможное отсутствие объединенного руководства в организации. Если потребители требуют быстрых решений, то решение должно приниматься на локальном уровне, особенно если конкуренты могут перехватить инициативу. Основным фактором влияния является степень доверия старшего руководства к своим младшим коллегам. Повышается риск принятия неправильных, поспешных решений, всегда сопровождающий делегирование полномочий.

      Кроме того, поскольку организация делится  на отделы, то возникает возможность местнических конфликтов между ними, что особенно проявляется при конкуренции из-за ограниченных ресурсов (штаты, оборудование, компьютерное время и т. п.) или различии в целях отделов. Чтобы избежать подобных проблем, высшее руководство выполняет координирующую функцию, не принимая на себя роль судьи в спорах.

      Все отделы фирмы являются поставщиками и потребителями продукции друг друга. Отношения между ними должны быть вежливыми и уважительными, чтобы взаимодействие стало действительно взаимовыгодным. Организация должна убедиться, что система поощрения повышения эффективности труда и развития добрососедских отношений способствует кооперации отделов, а не их конкуренции в ущерб общим целям организации.

      Среди руководителей высшего и среднего звена 53% обследованных организаций предметно-направленные взаимоотношения не сложились и носят эмоциональную окраску. Однако среди руководителей роль эмоционального лидера остается  вакантной, т. е. человека, который бы взял на себя заботу по обеспечению позитивного внутреннего климата, стабильности и единства, в коллективе нет. Причин этому несколько. Наиболее существенная заключается в том, что направление работы, связанное с формированием комфортного внутреннего климата в коллективе, не воспринималось среди высшего и среднего руководящего звена как важное дело, требующее их личного участия. Проблема переориентации с узкоспециальной на управленческую деятельность будет подробнее рассмотрена далее в пособии.

      Огромное  значение для создания устойчивой системы управления персоналом в любой организации имеет понимание существующих тенденций развития. Менталитета российских работников. В результате масштабных прогностических исследований, выполненных автором в составе рабочей группы ученых Финансовой академии при Правительстве РФ, выявлены следующие тенденции развития менталитета:

      К 2000 году в составе работников будут преобладать женщины (более 60%). Это будет способствовать смягчению и потеплению морально-психологического климата организаций, но существенно усложнит технологии управления персоналом.

      Более 73% респондентов отметили стремление к независимости от государства и компании в получении ими социальных благ, что свидетельствует о разрушении иждивенческого подхода к труду и формировании активного созидающего мировоззрения (хотя бы в том, что касается собственного материального благополучия работника). При этом около 68% респондентов согласны переносить затруднения компании длительное время (до 12 месяцев), с гарантией возмещения доходов.

      Так как в опросе принимали участие  молодые люди из разных городов России, то следует отметить более активную жизненную позицию жителей нестоличных  городов. На сегодняшний день они — наиболее перспективный персонал.

Tведение.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Tодержание.doc

— 19.00 Кб (Открыть, Скачать)

Tписок литературv.doc

— 20.00 Кб (Открыть, Скачать)

_акл_чение.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

таб.2.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

таб1..doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

титул.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Формирование стабильного трудового коллектива