Характеристики
профессиональной деятельности |
Критерии
соответствия квалификационной категории |
виды
деятельности |
критерии |
II |
I |
Высшая |
Учитель |
Обучение |
Результативность |
Показатели
учебных достижений обучающихся
не ниже средних показателей по ОУ |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: положительная динамика
учебных достижений обучающихся |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: показатели учебных достижений
обучающихся не ниже средних региональных
по типам и видам ОУ по федеральным,
региональным и муниципальным итоговым
процедурам контроля |
Профессиональные
действия
и средства |
Применение
технологии или программы, признанной
профессиональным сообществом |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: вариативность применения
программ и технологий в соответствии
с образовательными запросами детей |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: образовательные проекты
и авторские программы |
Компетентности |
Предметная,
функциональная в рамках учебной
деятельности |
Предметная,
функциональная в рамках учебной
деятельности; исследовательская; методическая |
Предметная,
функциональная в рамках учебной
деятельности, исследовательская, методическая,
экспертная, инновационная |
Внеурочная
деятельность по учебным предметам |
Результативность |
Наличие
внеурочной деятельности по предмету |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: обучающиеся являются участниками
и победителями конкурсов |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: во внеурочную деятельность
по предмету включено 50% обучающихся |
Профессиональные
действия и средства |
Консультации
по предмету |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: организация самостоятельной
работы обучающегося по предмету |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: руководство НОУ |
Компетентности |
Предметная |
Предметная,
исследовательская |
Предметная,
исследовательская, проектировочная |
Деятельность
в области воспитания |
Результативность |
В общешкольных
мероприятиях участвуют 30% обучающихся |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: программа или система
воспитательной деятельности |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: в детские и детско-взрослые
социальные проекты на разных уровнях
включено 50% детей |
Профессиональные
действия и средства |
Реализует
план воспитательной работы ОУ |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: воспитательная деятельность
в классе |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: организует места проявления
самостоятельных и ответственных
действий обучающихся |
Компетентности |
Компетенции,
обеспечивающие выполнение функционала |
Компетенции,
обеспечивающие выполнение функционала,
методологическая |
Компетенции,
обеспечивающие выполнение функционала,
методологическая, управленческая |
Деятельность
в области здоровьесбережения |
Результативность |
Отдельные
мероприятия в области здоровьесбережения |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: описана система деятельности
в области здоровьесбережения |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: проекты создания здоровьесберегающей
среды |
Профессиональные
действия
и средства |
Нормы
организации здоровьесберегающей
среды |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: разнообразие форм и способов,
формирующих навыки ведения здорового
образа жизни обучающихся |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: разнообразие форм и способов,
формирующих ценность здорового
образа жизни обучающихся |
Компетентности |
Организационно-управленческая |
Организационно-управленческая,
управленческо-проектировочная |
Организационно-управленческая,
управленческо-проектировочная, проектировочно-инновационная |
Обобщение
и распространение собственного
педагогического опыта и мастерства |
Результативность |
Данное
требование не предъявляется |
Наличие
публикаций или выступлений на мероприятиях
научно-практической направленности |
То
же, что для I категории.
Дополнительное
требование: использование профессиональных
достижений аттестуемого на муниципальном
и региональном уровне |
Профессиональные
действия
и средства |
Данное
требование не предъявляется |
Участвует
в повышении квалификации педагогических
кадров на уровне ОУ |
То
же, что для I категории.
Дополнительное
требование: внедряет опыт (приемы, способы,
технологии, др.) на муниципальном и региональном
уровне |
Компетентности |
Данное
требование
не предъявляется |
Методическая |
Методическая,
новаторская |
Эффективный
социальный опыт |
Результативность |
Данное
требование не предъявляется |
Участие
в социально значимых акциях или
проектах |
Наличие
культурных социально значимых инициатив
или ответственность за направление
работы в общественно-профессиональной
организации (далее – ОПО) |
Социальные
и профессиональные действия и средства |
Данное
требование не предъявляется |
Деятельность
в общественной организации или
сотрудничество с институтами других
профессиональных сфер |
То
же, что для I категории.
Дополнительное
требование: руководство или участие
в социальных проектах |
Компетентности |
Данное
требование не предъявляется |
Гражданская |
Гражданская,
организационно-управленческая |
Профессиональные
нормы поведения |
Обеспечение
психологического климата в коллективе |
Результативность |
Самооценка
учителя |
Профессиональные
действия и средства |
Компетентности |
Духовно-нравственная
позиция (поступки, поведение, характер) |
Результативность |
Самооценка
учителя |
Профессиональные
действия и средства |
Компетентности |
Ожидания
потребителей |
|
Отношение
родителей и обучающихся |
Педагог
дополнительного
образования |
Образовательная
деятельность |
Результативность |
Сохранность
контингента обучающихся |
Пополнение
контингента обучающихся |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: осуществляет руководство
творческим коллективом |
Профессиональные
действия и средства |
Применение
технологии или программы, признанной
профессиональным сообществом |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: вариативность применения
программ и технологий в соответствии
с образовательными запросами детей |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: образовательные проекты
и авторские программы |
|
Компетентности |
Предметная,
функциональная в рамках учебной
деятельности |
Предметная,
функциональная в рамках учебной
деятельности, исследовательская, методическая |
Предметная,
функциональная в рамках учебной
деятельности, исследовательская, методическая
экспертная, инновационная |
Деятельность
по поддержке одаренных и талантливых
обучающихся |
Результативность |
Обучающиеся
являются победителями муниципальных
конкурсов |
Обучающиеся
являются: победителями муниципальных
конкурсов;
участниками
и победителями региональных конкурсов |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: осуществляет руководство
коллективом, который имеет звание
“Образцовый”, “Народный”;
обучающиеся
являются победителями международных,
всероссийских конкурсов, выставок,
олимпиад, соревнований;
учащиеся
ориентированы на соответствующую
профессию |
Профессиональные
действия
и средства |
Навыки
выявления творческих способностей
обучающихся |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: индивидуальные маршруты развития |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: дистанционные, сетевые
образовательные программы, модули |
Компетентности |
Аналитическая |
Аналитическая,
тьюторская |
Аналитическая,
тьюторская, менеджерская |
Деятельность
по организации участия обучающихся
в массовых мероприятиях |
Результативность |
В массовых
мероприятиях ОУ участвуют 30% обучающихся |
Во
внешкольные массовые мероприятия
включено 50% детей |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: в детские и детско-взрослые
социальные проекты на разных уровнях
включено 50% детей |
Профессиональные
действия
и средства |
Реализует
план мероприятий ОУ |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: включен в систему
воспитательной деятельности ОУ |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: реализует муниципальные
проекты и программы |
Компетентности |
Организационная |
Организационная,
методическая |
Организационная,
методическая, управленческая |
Деятельность
педагога в области здоровьесбережения |
Результативность |
Отдельные
мероприятия в области здоровьесбережения |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: описана система деятельности
в области здоровьесбережения |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: проекты создания здоровьесберегающей
среды |
Профессиональные
действия
и средства |
Нормы
организации здоровьесберегающей
среды |
То
же, что для II категории.
Дополнительное
требование: разнообразие форм и способов,
формирующих навыки ведения здорового
образа жизни обучающихся |
То
же, что для II, I категорий.
Дополнительное
требование: разнообразие форм и способов,
формирующих ценность здорового
образа жизни обучающихся |
|
Компетентности |
Организационно-управленческая |
Организационно-управленческая,
управленческо-проектировочная |
Организационно-управленческая,
управленческо-проектировочная, проектировочно-инновационная |
Деятельность
по обобщению и распространению
собственного педагогического опыта
и мастерства |
Результативность |
Данное
требование не предъявляется |
Наличие
публикаций или выступлений на мероприятиях
научно-практической направленности |
То
же, что для I категории.
Дополнительное
требование: использование профессиональных
достижений аттестуемого на муниципальном
и региональном уровне |
Профессиональные
действия
и средства |
Данное
требование не предъявляется |
Участвует
в повышении квалификации педагогических
кадров на уровне ОУ |
То
же, что для I категории.
Дополнительное
требование: внедряет опыт (приемы, способы,
технологии, др.) на муниципальном и
региональном уровне |
Компетентности |
Данное
требование не предъявляется |
Методическая |
Методическая,
новаторская |
Общественно-полезная деятельность
(эффективный социальный опыт) |
Результативность |
Данное
требование не предъявляется |
Участие
в социально-значимых акциях или
проектах |
Наличие
культурных социально-значимых инициатив
или ответственность за направление
работы в ОПО |
Профессиональные
действия
и средства |
Данное
требование не предъявляется |
Деятельность
в общественной организации или
сотрудничество с институтами других
профессиональных сфер |
То
же, что для I категории.
Дополнительное
требование: руководство или участие
в социальных проектах
|
Компетентности |
Данное
требование не предъявляется |
Гражданская |
Гражданская,
организационно-управленческая |
Профессиональные
нормы поведения |
Обеспечение
психологического климата в коллективе
|
Результативность |
Самооценка
педагога |
Профессиональные
действия и средства |
Компетентности |
Духовно-нравственная
позиция учителя (поступки, поведение,
характер) |
Результативность |
Самооценка
педагога |
Профессиональные
действия и средства |
Компетентности |
Ожидания
потребителей |
|
Отношение
родителей и обучающихся |
Педагог-психолог |
Коррекционно-развивающая
деятельность педагога-психолога |
Результативность |
Наблюдается
динамика в развитии ребенка, с которым
работает педагог-психолог |
Наблюдается
динамика и устойчивость результата
коррекции и развития ребенка, с
которым работает педагог-психолог |
Корреляция
динамики психического, личностного
развития ребенка, с которым работает
педагог-психолог, с динамикой их
образовательных достижений |
Профессиональные
действия и средства |
Использование
готовых коррекционно-развивающих
программ занятий, социально-психологических
тренингов |
Адаптирование
готовых коррекционно-развивающих
программ занятий, социально-психологических
тренингов к конкретным целям
и условиям |
Разработка
(составление) и реализация коррекционно-развивающих
программ занятий, социально-психологических
тренингов или проектирование системы
социально-педагогических и психологических
условий для решения задач
обучения и развития обучающихся |
Компетентности |
Предметная,
функциональная |
Предметная,
функциональная, исследовательская
или методическая |
Предметная,
функциональная, исследовательская
или методическая, инновационная
или проектировочная |
Консультативная
деятельность |
Результативность |
Появляется
представление у родителей, педагогов
по вопросам воспитания и развития
обучающихся |
Появляется
представление у родителей, педагогов
как можно решить проблему |
Наблюдается
личностный рост клиента |
Профессиональные
действия и средства |
Оказывает
индивидуальные консультации родителям,
педагогам по вопросам воспитания и
развития обучающихся |
Оказывает
индивидуальные консультации обучающего
(рекомендательного) характера педагогам
и детям, обратившимся за психологической
помощью |
Проводит
консультирование: работает с клиентом
по выделению психологической проблемы,
построению образа будущего; использует
эффективные психологические или
психотерапевтические методы |
Компетентности |
Предметная |
Предметная,
функциональная |
Компетентность
практического психолога (или психотерапевтическая) |
Организационно-педагогическая
деятельность |
Результативность |
Предъявление
результатов на уровне школы (участие
детей в конференциях, фестивалях,
олимпиадах психологического характера) |
Предъявление
результатов на муниципальном уровне
(участие
детей в конференциях, фестивалях,
олимпиадах психологического характера) |
Результаты
предъявляются на региональном уровне
(участие
детей в конференциях, фестивалях,
олимпиадах психологического характера) |
|
Профессиональные
действия и средства |
Создание
НОУ по психологии или проведение
факультатива по психологии, элективных
курсов и предъявление детских работ
на уровне школы |
Создание
НОУ по психологии или проведение
факультатива, элективных курсов по психологии
и предъявление детских работ
на муниципальном уровне |
Создание
НОУ по психологии или проведение
факультатива по психологии, элективных
курсов, руководство детскими проектами
и предъявление детских работ
на региональном уровне |
Компетентности |
Организационная,
педагогическая |
Организационная,
педагогическая |
Организационная,
педагогическая |
Проведение
психологической диагностики развития
ребенка
|
Результативность |
Заключение
отражает цель и результаты диагностики |
Заключение
отражает цель, результаты диагностики,
обоснование выбора методик |
Заключение
отражает результаты диагностики, обоснование
подбора методик на основе описания
проблемы, гипотезы и цели диагностики |
Профессиональные
действия и средства |
Использование
рекомендованного пакета диагностических
методик под конкретную цель |
Обоснованный
выбор пакета диагностических методик
из рекомендованных под конкретную
цель |
Оптимальный
подбор диагностических методик
в соответствии с выделенной проблемой,
гипотезой и целью диагностики |
Компетентности |
Функциональная |
Функциональная,
методологическая |
Функциональная,
методологическая, исследовательская |
Методическая
деятельность педагога-психолога (просвещение) |
Результативность |
У педагогов
(родителей) формируются психологические
знания |
У педагогов
(родителей) формируется психологическая
компетентность |
Педагог
осознает свою деятельность |
Профессиональные
действия и средства |
Проведение
обучающих семинаров (лекции, деловые
игры, практические занятия и др.)
психологического содержания с педагогами
ОУ (родителями) |
Проведение
социально-психологического тренинга
или образовательно-развивающих
семинаров психологического содержания
(включенность обучающихся в деятельность)
с педагогами (родителями).
Совместное
проектирование с педагогами образовательно-развивающих
программ (пространства, мероприятий) |
Сопровождение
профессионального развития педагога:
совместное проектирование с педагогами
образовательно-развивающих программ
(пространства, мероприятий);
помощь
педагогам в осознании ими
собственной деятельности;
экспертиза
на соответствие конкретной учебной
программы, пособия, состояния образовательной
среды поставленным развивающим
задачам;
мониторинг
развития и условий развития |
Компетентности |
Преподавательская |
Преподавательская,
управленческая, тренерская, проектировочная |
Преподавательская,
управленческая, тренерская, проектировочная,
экспертная, исследовательская, тьюторская |
Обобщение
и распространение собственного
педагогического опыта и мастерства.
Самообразование |
Результативность |
Данное
требование не предъявляется |
Оформленные
презентации, тексты выступлений |
Наличие
публикаций или текстов выступлений
на мероприятиях научно-практической
направленности или курсах повышения
квалификации, сценарии мастер-классов
на региональном уровне |
Профессиональные
действия и средства |
|
Обмен
опытом работы на семинарах на муниципальном
уровне или выступление на мероприятиях
научно-практической направленности на
муниципальном уровне |
Написание
статей, подготовка и проведение презентаций,
мастер-классов или выступлений
на мероприятиях научно-практической
направленности или курсах повышения
квалификации, регионального уровня |
Компетентности |
|
Методическая |
Методическая |
Эффективный
социальный опыт |
Результативность |
Данное
требование не предъявляется |
Участие
в социально значимых акциях или
проектах на школьном и муниципальном
уровнях |
Участие
в социально значимых акциях, направлениях
работы в общественной организации
или проектах на региональном уровне |
Профессиональные
действия и средства |
|
Деятельность
в общественной организации или
сотрудничество с институтами других
профессиональных сфер на муниципальном
уровне |
Деятельность
в общественной организации или
сотрудничество с институтами других
профессиональных сфер |
Компетентности |
|
Гражданская |
Гражданская |
Профессиональные
нормы поведения |
Обеспечение
психологического климата в коллективе
|
Результативность |
Самооценка
педагога-психолога, отзыв коллег |
Профессиональные
действия и средства |
Компетентности |
Духовно-нравственная
позиция педагога-психолога (поступки,
поведение, характер) |
Результативность |
Самооценка
педагога-психолога, отзыв коллег. Отношение
родителей и обучающихся |
Профессиональные
действия и средства |
Компетентности |
Ожидания
потребителей |
|
Отношение
родителей и обучающихся |