Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:52, аттестационная работа
Цель работы состояла в создании системы оценки педагогических работников в ГОУ вечерней общеобразовательной школе № 575.
Объект исследования: система оценки педагогических работников.
Предмет исследования: управление развитием системы оценки педагогических работников.
Гипотеза исследования основана на создании системы адекватной оценки вечерних образовательных учреждений, повышения мотивации сотрудников и качества их труда.
Введение
Глава 1. Оценка персонала как управление образовательным учреждением 8
1.1. Система оценки педагогов 8
1.2. Аттестация как форма оценки персонала 13
1.3. Роль оценки персонала 21
1.4. Выводы к 1 главе 24
Глава 2.Специфика оценки педагогов вечерних школ 26
2.1. ГОУ вечерняя общеобразовательная школа № 575 Василеостровского района 26
2.2. Методические пути решения 38
Заключение 40
Литература
Рис.2. Распределение педагогических работников в соответствии их квалификационной категорией (в %).
34,7% имеют
высшую квалификационную
43,5%- первую квалификационную категорию;
4,4%- вторую квалификационную категорию;
17,4%- нет квалификационной категории;
17,3 % педагогов
имеют награды отличника
Исходя из статистики мы можем сделать вывод о том, что большая часть педагогов имеет первую и высшую квалификационную категорию, что говорит о высоком уровне профессионализма.
Но тем не менее, комплексной оценкой уровня квалификации педагогического профессионализма и продуктивности деятельности учителя вечерней школы является аттестация.
Каждый педагог общеобразовательного учреждения регулярно сталкивается с проблемой прохождения аттестации для подтверждения уровня своего профессионализма. Раз в пять лет, в обязательном порядке учитель и его класс становятся ареной практически боевых действий. Здесь и открытые уроки, и выступления на методических объединениях, и дополнительные контрольные работы для учеников. Данная процедура аттестации себя изжила. Действительно, вряд ли можно говорить о высоком мастерстве учителя по уроку -спектаклю, который ставится и репетируется к назначенной дате, распределяются вопросы и анализируются ответы на них. Победителем здесь становится далеко не самый квалифицированный учитель, а самый артистичный.
Аттестация учителя на категорию является важным событием в профессиональной деятельности и по сути добровольным, со стороны самого учителя, актом представления своих достижений. Оцениваются результаты деятельности педагога по всем направлениям. Профессиональная деятельность учителя общеобразовательной школы и других учебных заведений того же уровня регламентирована такими государственными документами, как Закон РФ «Об образовании» и Приложение 2 к Приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 года № 463/1268 (Тарифно-квалификационные требования к деятельности учителя). Законом РФ «Об образовании» определены два основных направления деятельности общеобразовательных учреждений: воспитание и обучение. «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства...» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула, Ст. 1.). Воспитание и обучение являются единым учебно-воспитательным процессом, и невозможно выделить первое либо второе в «чистом виде». В обучении всегда присутствует воспитание, а воспитание невозможно без элементов обучения.
В соответствии с тарифно-квалификационными требованиями учителем реализуются шесть основных функций и именно по ним мы и оцениваем его деятельность:
1. Учитель-преподаватель осуществляет организацию учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения с учетом специфики преподаваемого предмета. Реализует конкретные учебные программы по своему предмету. Обеспечивает уровень знаний, умений и навыков обучающихся в рамках требований соответствующего государственного образовательного стандарта. Несет ответственность за качество реализации учебных программ.
В сменной школе проблема для учителя состоит в том, что учащиеся приходят к нам с низким уровнем знаний, а также это взрослые, которые давно не обучались, рабочая молодежь, которая учится по индивидуальному маршруту. Для вечерней школы характерна и следующая проблема, что количество часов крайне урезано (например, если в дневной школе на математику рассчитано 5 часов в неделю, то для вечерней- это всего лишь 2 часа в неделю); в связи с этим, большое внимание уделяется самообразованию учащихся. К сожалению, у вновь поступивших в ГОУ складывается мнимое представление, что в вечерней школе легко учиться, они необъективно оценивают свои силы и как следствие этого, когда учащиеся сталкиваются с трудностями, они отказываются продолжать образование.
2. Учитель-организатор осуществляет организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся, направленной на умственное, нравственно-гражданское, эстетическое, экологическое, физическое воспитание и развитие личности. Способствует социализации личности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности и общении. Осуществляет руководство классом, организует деятельность сообщества учащихся, придавая ей развивающий и воспитывающий характер. Выполняя обязанности классного руководителя, следит за созданием здорового психологического климата, развитием отношений сотрудничества между учителями и учащимися. Информирует администрацию и других педагогов школы об особенностях состава учащихся класса, разрабатывает и организует взаимодействие педагогов с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Учитель оказывает помощь в определении профессиональных намерений и возможностей учащихся, в определении путей включения их в трудовую деятельность, перспектив продолжения образования.
Организовать внеурочную деятельность в вечерней школе вызывает большие трудности в связи с их занятостью. Работа классного руководителя сводится к тому, чтобы сохранить контингент, отследить посещение, а зачастую и вернуть подростка на образовательный маршрут.
3. Учитель осуществляет связь с родителями учащихся. Оказывает им помощь в воспитании их детей. Информирует родителей о состоянии успеваемости, ходе процесса развития и воспитания личности их детей в школе. Изучает условия жизни учащихся в семье. Помогает в организации консультаций для родителей по вопросам воспитания и обучения специалистами школы и общественных организаций. Учитель- классный руководитель знакомит родителей и учащихся с Уставом школы , проводит родительские собрания и классные часы для учащихся.
В
сменной школе учителя
4. Учитель осуществляет связь с общественными и государственными организациями, деятельность которых направлена на обеспечение правовой и социальной защиты обучающихся, охрану здоровья обучающихся, предоставление им дополнительного образования. Контактирует с организациями, осуществляющими профилактику правонарушений среди детей и подростков.
5. Учитель принимает участие в работе методических объединений школы. Ведет систематическую и творческую методическую работу по своему предмету и по проблемам организации внеклассной воспитательной деятельности учащихся.
6. Учитель постоянно повышает свою квалификацию.
Один
раз в пять лет проходит повышение квалификации
в системе дополнительного профессионального
образования. Концепция непрерывного
обучения предполагает развитие человека
на всех этапах и связана, на наш взгляд,
во- первых, с тем, что проблемы, которые
необходимо решать в настоящий момент,
не могут быть отложены до периода «вырастания»
нового поколения и потому необходимо
принимать меры по повышению компетентности
взрослых людей, тех, «на чьих плечах лежит
ответственность за сегодняшнюю жизнь»
(А.Змеев). Во-вторых, современная реальность
такова, что того багажа знаний, умений
и навыков, которые человек получил в школе
и, далее, в юношеские годы, явно не хватает
на весь его жизненный путь. Наконец, в
третьих, образец постоянно развивающегося
взрослого, стремящегося к обновлению
и расширению своей профессиональной
и общекультурной компетентности - это
уже фактор, имеющий огромное воспитательное
значение для подрастающего поколения.
В ГОУ ОСОШ № 575 было проведено анкетирование педагогов на выявление сложностей в процессе аттестации. В анкете предложено 8 вопросов с вариантами ответов, а также вопросы открытого типа (приложение).
По результатом проведенного анкетирования было выявлено следующее:
На вопрос «Как долго Вы работаете в организации такого типа?» ответы распределились следующим образом:
Рис.3.Распределение сотрудников в соответствии со временем работы в данного типа организации (в %)
Данная статистика
2.на вопрос: «Довольны ли Вы нынешней системой оценки?» было выявлено следующее:
Рис4. уровень удовлетворенности современной системой оценки (в %)
Данное распределение мнений говорит о том, что уровня удовлетворенности процессом оценки еще далеко. После данного результата сразу напрашивается и другой вопрос:
3. «Что Вас не устраивает в системе оценке в вечерней школе?» На данный вопрос пошла масса ответов, охватывающих процедуру оценки с разных сторон. Последовали следующие ответы:
4. на вопрос « Что Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один вариант ответа» ответы распределились следующим образом :
Рис.5.Распределение сотрудников в соответствии с их целями работы (в %)
Данный опрос выявил, что у сотрудники настроены лишь на себя, наблюдаются также «нотки» заниженной мотивации в работе, что не может благоприятствовать положительной динамике в работе.
5. Далее к вниманию опрашиваемых был представлен следующий вопрос: «Как Вы предпочитаете работать?»:
Рис.6. Распределение сотрудников в соответствии со стилем работы (в %)
Если мы обратим к данной статистике, то сразу же выявим, что все-таки у большей части сотрудников предпочтение остается – ничего не менять, но практически на равне с данным показателем выступает мотивация сотрудника, стремится к чему-то новому.1/5 часть предпочитают и вполне заслежено, знать за что и сколько они получают.
Далее последовал вопрос №6 «Тратите ли Вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как добиться успеха в тех или иных ситуациях?». В данном вопросе последовала следующая градация:
Рис.7. Распределение педагогов в соответствии с затратой времени на обдумывание об улучшении своей работы (в %)
Данное распределение в показателях свидетельствует о том, насколько педагог заинтересован в своей работе, насколько он стремится к улучшению в организации И в ГОУ № 575. выявлено, что практически на равне держаться люди, которые придерживаются ответов: думают, но не постоянно, а также, думают, но редко. Это свидетельствует о том, что сотрудников низкая мотивация.
При заданном вопросе №7 : «Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения?»
Рис.8. Распределение педагогов в соответствии к отношению проявляемой инициативы.
Данная статистика школы говорит о том, что педагоги отдают предпочтение только материальному стимулированию.
На
последующий вопрос №8 «Как
Вы считаете, должно
ли существовать вознаграждение
за достижение высоких
показателей?». Были выявлен следующий
показатель, что 100% опрашиваемых педагогов
считают, что вознаграждение должно быть,
должна быть оценена работа.
Исходя
из вышесказанного, можно сделать следующий
вывод, что у педагогов низкая мотивация
в работе, также они не удовлетворены системой
оценки, что не может дать высокую эффективность
в работе, дать высокие показатели. В связи
с выявленной проблемой в школе необходимо
доработать систему оценки персонала.
2.2. Методические пути решения.