Формирование «рабочей команды»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 03:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы курсового проекта является рассмотрение принципов и практики построения «рабочей» команды.
Исходя из поставленной цели можно определить следующие исследовательские задачи:
- Проанализировать представленные различными авторами процессы формирования команд;
- Выявить и проанализировать факторы, влияющие на сплоченность команды;
- Определить основные принципы построения команды;
-Проанализировать практику построения команды на ООО«МАСТЕР».

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы команды …………………………… 5
1.1. Понятие команды…...…………………………………………… 5
1.2. Организационное поведение. Влияние организационной
культуры на процесс командообразования……………………… 10
1.3. Личность как основа для формирования команды…………… 14
1.4. Процесс командообразования. Механизм сплочения команды. 16
1.5. Понятие командных норм……………………………………… 21
РАЗДЕЛ 2. Анализ формирования рабочей команды в
ООО «МАСТЕР»………………………………………………. 23
2.1. Характеристика организации ООО «МАСТЕР»……………… 23
2.2. Анализ проблем рабочей команды ООО«МАСТЕР»……….. 24
РАЗДЕЛ 3. Практические рекомендации по совершенствованию
формирования рабочей команды…………………………… 28
3.1. Выявленные проблемы рабочей команды в ООО «МАСТЕР». 28
3.2. Рекомендации по устранению недостатков в формировании
рабочей команды………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………… 31
Источники и литература…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Орг.поведение с изменениями.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

       Сплоченность  возрастает при согласованности  целей группы с индивидуальными целями ее членов, а также при ощущении выгодности от членства в группе[4, С. 22].

       На  групповую динамику влияют как факторы  индивидуального характера (возраст членов группы, пол, уровень образованности, индивидуально-психологические особенности, социально-экономический статус), так и группового (размер группы и ее состав).

       Возраст человека позволяет не только завоевывать  лидерство в группе, но и обеспечить необходимую интенсивность интеграции в группе и уровень познавательных способностей[17, С. 31].

       Пол члена группы объясняет не только специфику логики рассуждений, но и (как установлено в результате наблюдений) поведения. Среди индивидуально-психологических особенностей можно выделить такие характеристики, влияющие на групповую динамику, как ориентация на межличностное общение. Социально-экономический статус отражает позицию члена группы в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей (положение в группе: старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт). Размер группы определяет возможность членов группы участвовать в ее работе и обеспечивать принятие согласованных решений. В небольших группах возникают напряжения в отношениях между ее членами, а в большой группе не уделяется достаточно времени для каждого ее члена. Группы, состоящие из людей непохожих по типам личностей, более эффективны, чем группы, члены которых имеют схожие ориентации, поэтому состав группы является важным фактором, влияющим на динамику восприятия и переработки информации, необходимой для принятия решений[5, С. 25]. 

       1.4. Процесс командообразования. Механизм сплочения команды. 

       Профессиональная  команда состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам (возраст, образование, профессия и т.д.), физиологическим особенностям и индивидуальным характеристикам. Две последние категории имеют важное значение для функционирования команды. Каждый член приходит со своим опытом, ценностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, стилем поведения, с присущими ему видами психологических адаптационных механизмов, противоположными социальными и индивидуальными навыками. Исходя из имеющегося опыта (часто на основе фрагментарного или поверхностного восприятия сходства со значимыми лицами), индивид приписывает отдельным участникам определенные особенности, соответствующим образом относится к ним и соответственно на них реагирует[13, С. 88].

       Отличаясь уровнем активности, акцентуации  иерархической структуры, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к воздействию стресса, стремлением к лидерству или зависимости, индивиды создают сложную сеть взаимоотношений, подвергающихся изменениям. Это означает, что состав команды влияет на поведение отдельных членов и ее функционирования, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-разному протекающий у участников. У одних отмечается пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации; третьи пополняют свои знания в результате исследовательской деятельности, работы Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г.

       Уровень квалификации работников является важнейшим  компонентом трудового потенциала. Недостаточный профессионализм является тормозом в работе команды, что влияет на развитие и рост эффективности предприятий и организаций[9, С. 53].

       Важнейшими  процессами, протекающими в команде, являются:

       - процессы становления и развития команды;

       - процессы выработки и реализации командных норм;

       - процессы выработки и принятия решений.

       В процессе становления и развития команды можно выделить шесть  этапов (см. рис. 3).

Рисунок 3. - Этапы жизни команды

       1. Формирование, когда команда представляет собой только скопление отдельных людей. На этом этапе формируются ее цели, название, круг возможных дел, выявляются или назначаются руководители, а люди стремятся установить свою индивидуальность в команде.

       2. Бурление, когда оспариваются цели деятельности и методы их достижения, нормы поведения, способы руководства. На этом этапе формируются чувства доверия и единения команды, раскрываются скрытые личные цели участников, возможно проявление враждебности. Некоторые команды на этом этапе свою жизнь заканчивают. Это происходит в том случае, если люди, которые вместе собрались, не могут совместно работать.

       3. Нормирование, когда устанавливаются нормы и модели работы команды, определяются ее возможности. На этом этапе члены команды узнают достоинства и недостатки друг друга, формируют в своем сознании модели коллег.

       4. Функционирование, когда команда, пройдя предшествующие три этапа, решает реальные задачи. Этот этап может продолжаться достаточно долго. В команду могут приходить новые люди, а некоторые члены группы могут покидать ее, но если уровень и количество решаемых задач остаются неизменными, команда останется собой. Если же количество решаемых задач или их сложность возрастают, то наступает следующий этап жизни команды.

       5. Расширение, когда в команду приходит больше людей, чем из нее уходит. Происходит образование неформальных подкоманд, некоторые из них начинают выполнять формальные функции, то есть решать свои относительно обособленные задачи. И тогда наступает шестой этап.

       6. Распад команды и образование на ее основе новых команд.

       Если  цель для команды четко определена и осознается всеми ее участниками как важная, то первые три этапа могут быть пройдены за несколько часов. Руководитель, заинтересованный в скорейшем преодолении эмоциональных барьеров между членами создаваемой команды, должен учитывать, что величина этих барьеров определяется расстоянием, существующим между членами команды, как в переносном, так и в прямом смысле. Каждый человек некоторое воздушное пространство вокруг себя считает своим. В этом пространстве можно выделить ряд зон[12]: общественную, социальную,  личную, интимную, сверхинтимную.

       На  величину этих зон влияют: плотность населения в том месте, где проживает человек, национальные традиции, социальное положение человека в обществе. Для европейца, находящегося на среднем уровне социальной лестницы, характерны следующие величины этих зон: (общественная - 3,6 м; социальная - 1,2-3,6 м; личная - 0,46-1,2 м; интимная - 0,15-0,46 м; сверхинтимная - менее 0,15 м.).

       Общественная  зона - это расстояние, на котором  человеку наиболее удобно выступать  перед аудиторией.

       Социальная  зона - это расстояние, на котором  человек стремится держаться по отношению к незнакомым людям, с которыми ему нужно контактировать. Именно на этом расстоянии держатся члены создаваемой команды[10, С. 43].

       Личная  зона - это расстояние, которое обычно разделяет хорошо знакомых людей и членов команды, проработавших вместе некоторое время. Новому человеку в команде не стоит сразу пытаться вторгаться в личные зоны своих коллег. Пройдет некоторое время, нового сотрудника признают своим, и он будет допущен в личные зоны других членов команды.

       Интимная  зона является наиболее значимой для  человека. Именно ее он охраняет как  свою собственность, разрешая проникать в нее только тем людям, с которыми он находится в тесном эмоциональном контакте

       Проникновение в сверхинтимную зону требует  непосредственного телесного контакта, поэтому в нее допускаются только члены семьи или сексуальные партнеры.

       По  этой причине обществом вырабатываются негласные правила поведения в тех местах, где незнакомые люди вынужденно вторгаются в интимные зоны друг друга (в общественном транспорте, кабине лифта и т.д.). Сущность этих правил сводится к тому, чтобы не смотреть в глаза другим людям и не проявлять собственных эмоций. [12, С. 30].

       Социальный  статус руководителя команды подразумевает, что он должен общаться с подчиненными на уровне социальной зоны. Но, общаясь на этом уровне, он не сможет стать своим для других членов команды. Для этого руководитель должен периодически санкционировано вторгаться в личные и интимные зоны своих коллег, позволяя последним делать то же самое. Лучше всего для этого подходит неформальная обстановка.

       Создание  команды начинается с развития групповой  сплоченности. На групповую сплоченность имеют влияние различные факторы, такие как:

       - психологическая характеристика  индивида;

       - квалификация членов команды;

       - психологический климат внутри  команды.

       Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказывается, прежде всего, на работе каждого члена команды, на работе всей команды, и, в итоге, на деятельности всей организации в целом.

       Существует  целый ряд экспериментальных  работ по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, а не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности[11, С. 99].

       Оценка  «уровня конфликтности» команды, качества функционирования и многих других психологических и социальных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на уровень функционирования, как индивидов, так и групп.

       На  групповую сплоченность влияют такие  факторы, как:

       - согласие между членами группы  по поводу ее целей;

       - широкое общение и взаимодействие между членами группы;

       - приемлемое для всех равенство  социального статуса и происхождения членов группы;

       - демократизм групповых взаимоотношений;

       - положительное мнение членов  группы друг о друге;

       - размер группы, достаточный для  реализации ее целей и коммуникаций;

       - пространственная близость;

       - преобладание положительного опыта  в достижении группой своих  целей и защите ценностей;

       - психологическая совместимость  членов групп, которая представляет  собой совокупность индивидуальных  качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.

       Диапазон  моделей поведения, полезных для  работы в команде, ограничен. В результате многолетних исследований были выделены всего несколько устойчивых типов поведения - командных ролей. С помощью теории ролей можно прогнозировать, какой вклад может внести данный человек в работу команды. Знание командных ролей друг друга улучшает взаимопонимание членов команды и позволяет оправдать взаимные ожидания. Разочарований становится меньше[3, С. 44]. 

1.5. Понятие командных норм 

       Процессы  выработки и реализации командных  норм являются обязательными в жизнедеятельности любой команды, поскольку любая команда вырабатывает свои нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все ее участники. Поэтому эти процессы иногда называют процессами командного давления.

       Командные нормы представляют собой определенные, выработанные командой и принятые большинством ее членов правила поведения, с помощью которых регулируются взаимоотношения между членами команды и определяется отношение команды к работе и внешним воздействиям. Вместе с нормами команда вырабатывает систему поощрений и наказаний за их соблюдение или несоблюдение. В качестве поощрений могут выступать: повышение статуса члена команды, уровня его эмоционального принятия, а в качестве наказаний - снижение уровня общения, понижение статуса, исключение из коммуникативной сети.

Информация о работе Формирование «рабочей команды»