Формирование «рабочей команды»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 03:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы курсового проекта является рассмотрение принципов и практики построения «рабочей» команды.
Исходя из поставленной цели можно определить следующие исследовательские задачи:
- Проанализировать представленные различными авторами процессы формирования команд;
- Выявить и проанализировать факторы, влияющие на сплоченность команды;
- Определить основные принципы построения команды;
-Проанализировать практику построения команды на ООО«МАСТЕР».

Содержание

Введение……………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы команды …………………………… 5
1.1. Понятие команды…...…………………………………………… 5
1.2. Организационное поведение. Влияние организационной
культуры на процесс командообразования……………………… 10
1.3. Личность как основа для формирования команды…………… 14
1.4. Процесс командообразования. Механизм сплочения команды. 16
1.5. Понятие командных норм……………………………………… 21
РАЗДЕЛ 2. Анализ формирования рабочей команды в
ООО «МАСТЕР»………………………………………………. 23
2.1. Характеристика организации ООО «МАСТЕР»……………… 23
2.2. Анализ проблем рабочей команды ООО«МАСТЕР»……….. 24
РАЗДЕЛ 3. Практические рекомендации по совершенствованию
формирования рабочей команды…………………………… 28
3.1. Выявленные проблемы рабочей команды в ООО «МАСТЕР». 28
3.2. Рекомендации по устранению недостатков в формировании
рабочей команды………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………… 31
Источники и литература…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Орг.поведение с изменениями.doc

— 391.00 Кб (Скачать)

   Эффективность команды.

   Под эффективностью команды понимается:

       - степень реализации ее целей;

       - удовлетворение, которое испытывают люди от принадлежности данной команде.

       Среди множества факторов, определяющие эффективность  команды, можно выделить параметры  команды, внешнюю среду функционирования и мотивации команды (см. рис. 1).

Рисунок 1. - Факторы, определяющие эффективность команды

       Таким образом, руководитель, формирующий команду должен в обязательном порядке учитывать[20, С. 82]:

       - цели, стоящие перед командой;

       - необходимые знания, умения, навыки и опыт персонала;

       - психологические требования к будущим членам команды;

       - время, в течение которого будет функционировать команда.

       Параметры команды.

       Все параметры команды можно разделить  на две группы (см. рис. 2.):

Рисунок 2. Параметры команды

       1) характеристики самой команды,  к которым относятся:

       - композиция;

       - структура;

       - командные процессы.

       2) характеристики, определяющие положение человека в команде, к которым относятся:

       - ожидания команды в отношении данного человека;

       - статус человека в команде;

       - роль, исполняемая членом команда.

       Композиция  команды - это совокупность характеристик, как самой команды, так и ее членов, важных с точки зрения команды как единого целого[2, С. 30].

       К таким характеристикам относятся:

       - численность команды;

       - ее возрастной, половой, национальный, социальный и другой состав.

       Набор этих характеристик достаточно многообразен, и их выбор производится исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек, который данную команду формирует или исследует. Но, в любом случае, численность команды - это важнейшая ее характеристика.

       Очевидно, что чем более многочисленной является команда, тем большим количеством различных знаний и навыков она располагает. В то же время чем больше команда, тем меньше возможностей у каждого ее члена для участия в работе и влияния. Следовательно, численность команды - это компромисс между желаниями ее членов и ее возможными результатами. Исследования показывают, что наиболее эффективной является команда из 5-9 человек. При меньшем количестве между членами команды не возникает связей, которые позволяют членам команды чувствовать свое единство и обособленность от внешнего мира, а при большем возникают тенденции к распаду на подкоманды[19, С. 62].

1.2. Организационное поведение.

Влияние организационной  культуры на процесс

командообразования. 

       Организационное поведение – это наука, изучающая  поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека [1]. Также  организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.[2]

       Организационное поведение – это такое поведение  человека, в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются или исполняются определенные организационные связи.

       Организационное поведение как наука носит  междисциплинарный характер. Она включает элементы теорий, методы, принципы и модели, заимствованные из различных дисциплин. Организационное поведение - это область, в которой в настоящее время идет процесс формирования и развития теоретических основ.

       Предмет дисциплины направлен на взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования организаций.  Таким образом, основой организационного поведения как науки является научный анализ поведения отдельных людей, групп и организации в целом в сложной динамичной среде. Выделяются три уровня организационного поведения. Проблема принятия решений на уровне индивида — это исследование индивидуальных особенностей, способностей, умений, навыков и ограничений, свойственных лицам, принимающим решения. Уровень индивидуальной деятельности — это проблемы моделей принятия решения. Уровень группы — предполагает анализ особенностей принятия решений в зависимости от характеристик группы (размер, однородность, тип группы) и ситуации. На уровне совместной деятельности — проблемы роли отдельных членов и лидера в процессе решения, методы групповых решений, а на уровне организации — организационные стандарты и нормы, требования к решениям, закрепленные в рамках организационной культуры. На последнем уровне рассматриваются особенности принятия решения, связанные со спецификой конкретной страны.

       Поведение в организации характеризуется  разделением общей задачи организации  на локальные задачи, которые выступают в качестве целей для конкретных работников или групп работников. Ценностные предпосылки, задачи, на которых человек основывает свои решения представляют собой цели организации или ее подразделения, в котором он работает.  Психологическую структуру организации составляют неформальные (неофициальные) связи и отношения, не имеющие регламентированных правовых предписаний. Они складываются между работниками в процессе их деятельности под влиянием совпадения интересов, мнений и взглядов по различным вопросам, взаимной симпатии и доверия, общности увлечений.

       Таким образом, сущность организационного поведения  состоит в систематизированном научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.  

       Организационная   культура - область знаний, которая входит в серию управленческих наук, она выделилась из области   организационного   поведения , которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

       Цель   организационного   поведения   помочь сотрудникам более эффективно выполнять свои обязанности  и получать от этого удовлетворение.

       Для того чтобы реализовать эту цель, нужно определить ценности личности, организации, отношений и т.д. Речь идет о нормах, правилах, стандартах в  организационном   поведении . Любое  организационное   поведение  оценивается общественными мерами.

       В результате из  организационного   поведения  выделилось новое научное направление -  организационная   культура , которая является его составной частью.

       Организационная культура представляет собой совокупность базовых представлений, разделяемых  большинством членов организации или  ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или групп на символическом уровне. Под организационной культурой понимается совокупность общих ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.

            Докажем, что организационная культура влияет на процесс командообразования.

       Теоретики и практики менеджмента с разных точек рассматривают процесс  формирования команд. Остановимся на подходе М. Бира. Он выделяет четыре подхода к формированию команды:

       Целеполагающий  подход (основанный на целях). Этот подход основан на улучшении умения членов группы ориентироваться в процессах  выбора и реализации групповых целей.

       Межличностный подход (интерперсональный). Он сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Целью его является увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.

       Ролевой подход. Этот подход предполагает определение членов команды относительно роли каждого. В командном поведении многое может быть понято и изменено за счет изменения исполнения ролей, а также индивидуального восприятия этих ролей.

       Организационная культура включает в себя такой компонент, как «миссия организации», который в удобной для восприятия форме определяет ее социальное предназначение и дает возможность взглянуть на деятельность организации, что называется, с вершины пирамиды. Миссия позволяет каждому сотруднику организации представить себя частью целостного образования и ощутить свою сопричастность общему делу. Благодаря данному компоненту организационной культуры осуществляется целеполагающий подход, т.е. ориентация членов команды в ее основных целях.

       Межличностный подход также реализуется при  помощи корпоративной культуры. Нами были рассмотрены корпоративные мероприятия, которые способствуют улучшению взаимоотношений внутри коллектива, а также между руководством и подчиненными.

       Организационная культура способствует реализации и ролевого подхода в командообразовании, т.к. она включает определение роли каждого сотрудника и способствует поддержанию определенных взаимоотношений сотрудников исходя из их роли в организации[3, С. 28].

       Таким образом, можно сделать вывод, что организационная культура оказывает решающее влияние на процесс командообразования в организации. 
 
 

1.3. Личность как основа  для построения  команды 

   Известно, что люди с определенными личностными качествами тяготеют к определенным занятиям. Рассмотрим типологию личностей, составляющих основу команды.

       При формировании рабочей команды перед лидером встает сложная задача по определению ее состава. В этом отношении может помочь типология личностей, разработанная Маерс и Бриггс на базе положений К. Юнга. Рабочая группа по определению Галкиной Т.П. представляет собой группу, «у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой». Члены группы взаимодействуют между собой, прежде всего, для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности.

       Динамику  развития группового поведения определяет процесс становления группы как нечто целого и изменение взаимоотношений между ее членами.

       Брэндэн Рэдди выделяет пять уровней проблем, возникающих в процессе реализации групповой динамики[18, С. 51]:

       1. Содержательные аспекты работы группы - это надводная часть «айсберга». Как правило, содержание группового задания очевидно, и между членами группы достигнуто согласие относительно того, что группа делает.

       2. Частично очевидные и частично  завуалированные проблемы организации групповой деятельности: взаимодействие между членами группы, распределение и выполнение заданий, межличностные конфликты.

       3. Скрытые и основные групповые  проблемы: членство в группе (прием и принадлежность); распределение власти и влияния, автономность и компетентность; тесные отношения, дружба и сексуальные отношения. Решение этих проблем во многом определяет успех групповой деятельности.

       4. Ценности, убеждения, принятие прав  и обязанностей: личностные особенности,  основные потребности и интересы  членов группы.

       5. Неосознанные аспекты группового взаимодействия (на уровне подсознания): страхи, антипатии и симпатии, подсознательные мотивы и т.п.

       Структура группы представляет собой сочетание  формальных и неформальных связей между членами группы. Формальная - определяется распределением функциональных полномочий, а неформальная - взаимными выборами участников группы.

       Совокупность  требований, предъявляемых члену  группы со стороны самой группы, образует содержание социальной роли. Существенное место в групповом  процессе занимают соперничество и борьба за власть. Лидерство как формальное, так и неформальное не является стабильным и подвержено изменениям, связанным, в первую очередь, с изменениями целей.

Информация о работе Формирование «рабочей команды»