Формирование кадровой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

В работе подчеркивается - цель кадрового планирования заключается в том, чтобы предо¬ставить работающим рабочие места в нужное время и в необходи¬мом количестве в соответствии как с их способностями и склонно¬стями, так и с требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить рабо¬тающим оптимальным образом развивать свои способности, обес¬печивать эффективность труда и отвечать требованиям создания до¬стойных человека условий труда и обеспечения занятости.
Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадро¬вой политики, учитывающей все эти «человеческие» аспекты, мож¬но реализовать с помощью кадрового планирования. Этот метод управления персоналом позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работополучателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. « СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ» 8
1.1.ПОНЯТИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. КОНТЕКСТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. 8
1.2. ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КАДРОВОЙ РАБОТЫ. 12
ГЛАВА 2. « АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ » 20
2.1. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. 20
2.2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РУКОВОДСТВА В СООТНОШЕНИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПРАКТИКЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ЗАЩИТА». 27
ГЛАВА 3. «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ» 35
3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА. 35
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИЙ. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56

Работа содержит 1 файл

кадровая политика орг-цц.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

 Пример такого  «развития» дает Петербургское  науч¬но-производственное объединение  Электронмаш. В 1993 году несколько  петербургских предприятий и  научно-исследовательских институтов  объединились под вывес¬кой научно-производственного  объединения Электрон¬маш. Генеральным  директором был назначен П.  И. Радченко. Начал новый руководитель  свою деятельность с реорганизации,  по существу, только что созданного  предприятия. Идеи, заложенные в  реорганизации, сами по себе  правильные, натолкнулись на неприятие  коллек¬тива НПО. Одна из главных  причин этого неприятия — система  управления, внедренная волевым  усилием П. И. Радченко. Свою  систему управления П. И. Радченко  изложил в брошюре «Искусство  руководить». Но вот на Электронмаше  эта система не пошла, а искусст¬во  руководителя было «отмечено»  сначала нескольки¬ми выговорами, в том числе за крупные (на  несколько миллионов рублей) искажения  государственной отчет¬ности, а  затем бурными дебатами на  партсобрании, ко¬торые в конце  концов завершились отставкой  П. И. Рад¬ченко. «Я — это  система, — говаривал генеральный  ди¬ректор. — А система —  это я». Даже в официальных  документах эта система именовалась  «ПИР-92», что расшифровывалось  как «Павел Иванович Радченко».  Результатом полуторагодичных управленческих  нова¬ций и порочного стиля  руководства П. И. Радченко  яви¬лось катастрофическое падение  производственных пока¬зателей  Электронмаша, возникновение противоборству¬ющих группировок, склоки и конфликты одних, апатия и неверие в перемены других работников объединения.

 Вероятно, кадровая  политика должна предусматри¬вать  сочетание своих работников с  внешними кандида¬тами. Если есть  необходимость, то после обсуждения  в коллективе, общественных организациях (или органах самоуправления) следует  ввести количественную квоту  представительства внешних кандидатов  для участия в конкурсе или  выборах на замещение должностей.

 Деликатный вопрос: следует ли ограничивать мини¬мальный  и предельный возраст для занятия  той или иной руководящей должности?  Этот вопрос важен для обеспечения  профессиональной и человеческой  зрелости руководителей, особенно  высокого ранга, и одновремен¬но  для возрастного обновления руководителей.

 Установление  предельных возрастов по управленче¬ским  должностям (как, например, в армейской  системе кадровой политики, в  системе управления на японских  предприятиях) обеспечивает автоматизм  возрастной сменяемости кадров  со всеми вытекающими отсюда  про¬изводственными, социальными и  психологическими по¬следствиями.

 Отсутствие же  официально установленных в кадро¬вой  политике предельных возрастов  по должностям дает управлению  больший простор для маневрирования, но, к сожалению, и для общего  постарения руководящего состава  тоже. Ибо человек, который утратил  профессио¬нальную форму и находится  в запенсионном возрасте, далеко  не всегда оставляет свой пост  добровольно.

 Специалисты центра  по изучению общественного мнения  Института социологических исследований  АН России в 1995 г. провели  анкетный опрос в Москве, Киеве,  Таш¬кенте, Кишиневе, Ереване, Вильнюсе  и еще десяти го¬родах , для  того чтобы выяснить мнение  людей о механизме выхода на  пенсию руководителей и долж¬ностных  лиц, а также об омоложении  руководящего состава. Большинство  участников опроса высказались  за то, что нужно ускорить процесс  обновления руководя¬щих кадров. Но вот какими способами это  сделать — тут мнения расходятся. 58 процентов участников опро¬са  считают: благотворное влияние  могло бы оказать введение  возрастного ценза для лиц,  занимающих руко¬водящие должности.  Предлагается ввести предельный  возраст, равный 60 годам (такую  точку зрения высказа¬ли 24 процента) или 65 годам (16 процентов опрошен¬ных). 17 процентов опрошенных предлагают  дополнить перечень профессий  и должностей, на которых работаю¬щим  полностью сохраняется пенсия, а  57 процентов за¬явили, что не должно  существовать вообще никаких  ограничений на работу пенсионеров.  Вместе с тем II процентов считают  справедливыми существующие огра¬ничения  профессий и должностей, 18 процентов  высту¬пают за сохранение существующего  «потолка» для ра¬ботающих пенсионеров.  Отмечается, что некоторых ру¬ководителей  удерживает от ухода в отставку  не столько большой разрыв  между их должностными окладами  и будущими пенсиями, сколько  потеря различных льгот: в этой  связи 47 процентов опрошенных  указывают, что сохранение льгот  послужило бы для отдельных  руково¬дителей важным стимулом  ухода в отставку. Однако, признавая  положительное влияние, которое  может ока¬зать сохранение некоторых  льгот на обновление руково¬дящих  кадров, большинство участников  опроса высту¬пают против реализации  этого предложения.

 К числу вопросов, которые могут или должны быть  предметом определения и регламентации  в кадровой по¬литике предприятия,  следует отнести: минимальный  об¬щий и профессионально-должностной стаж работы по данной должности или в трудовом коллективе; профиль (экономическое, юридическое, техническое и др.) и ми¬нимально необходимый для данной должности уровень (среднее специальное, высшее, ученая степень) образо¬вания; порядок замещения должностей руководителей и специалистов (назначение, выборы, конкурс кандида¬тов. конкурс программ).

 Кадровая политика  разрабатывается не раз и навсегда  и даже не раз в 10—20 лет,  а должна систематически пересматриваться, синхронно с развитием, то есть  это большая и сложная работа. Но если внедрение техники  и технологии, выпуск нового продукта  не проводятся без предварительных  расчетов и определения стратегии  действий, то почему, имея дело  с людьми, с кадрами, мы нередко  обходимся без них? И можно  ли без них обхо¬диться сегодня,  а тем более в ближайшем  и отдаленном будущем?

 В процессе  формирования кадровой политики  важ¬но обеспечить сочетание  профессионализма специа¬листов,  готовящих исходные документы  и варианты, с демократическими  коллегиальными и коллективными  формами обсуждения и принятия  решений на всех эта¬пах этого  процесса. 

 Глава 2.

 « Анализ формирования  кадровой политики фирмы »

2.1. Методы анализа  кадрового потенциала.

 Оценка деятельности  людей — альфа и омега со¬циального  управления. На ее основе в  управленческом процессе задаются  стандарты деятельности и поведения,  а относительно этих формальных  и неформальных стандартов оценивается  фактическое положение дел.

 Внедрение новых  методов хозяйствования, основан¬ных  на самофинансировании и полном  хозрасчете, усиливает динамизм  социально-экономических отношений  между людьми. Как возможность  закрытия нерента¬бельных предприятий,  так и возможность улучшения  социально-экономического качества  жизни трудовых коллективов, слоев  и отдельных людей в новых  усло¬виях могут подстегнуть  их соревновательность и требо¬вательность  друг к другу.

 Оценка кадров  служит основой при решении  следую¬щих практических задач  по работе с людьми:

 подбор, расстановка  и правильное использование управленческого  персонала;

 формирование  и анализ резерва кадров на  выдвиже¬ние;

 определение потенциальных  возможностей лиц, со¬стоящих  в резерве кадров, для занятия  в будущем бо¬лее высокой должности,  а также выдвижение из резерва  на новую должность; перемещение  с должности на должность; направление  в систему подготовки и повышения  ква¬лификации;

 определение уровня  знаний и профессиональной ква¬лификации,  а также политических, деловых  и личных качеств работников;

 определение влияния  руководителей на достижение  целей социального и хозяйственного  развития, стоящих перед их подразделениями;

 организация оплаты  и стимулирования труда работ¬ников;

 воспитание людей  и формирование социально-пси¬хологического  климата;

 анализ и сопоставление  результатов работы, выпол¬няемой  различными людьми:

 формирование  взаимоотношений между руководи¬телями  и подчиненными; управление социалистическим  соревнованием; учет и организация  планомерного служебно-профес¬сионального  роста, придание этому росту  справедливо¬го и закономерного  причинно-следственного характера.

Материалы систематической  оценки могут служить объективной  основой при сокращении штатов и  уволь¬нении.

 В течение последних  10—20 лет оценка кадров управ¬ления  проводилась в форме аттестации  на основе еще старого по¬становления  Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. «О введении аттестации  руководящих, инже¬нерно-технических  работников и других специалистов  промышленности, строительства, сельского  хозяйства, транспорта и связи». Принципиальное значение имело  утверждение «Положения о порядке  проведения атте¬стации руководящих  инженерно-технических работни¬ков  и других специалистов предприятий  и организаций промышленности, строительства,  сельского хозяйства, транспорта  и связи».

 Практика последних  лет и принципиально новые  проблемы, встающие перед управлением  в условиях пе¬рестройки, приводят  к выводу, что существующий по¬рядок  оценки кадров, как и вся система  управления, нуждается в радикальном  совершенствовании.

 Анализ литературы, материалов средств массовой  информации, беседы с людьми в  трудовых коллективах, социологические  исследования показывают, что сложив¬шийся  порядок аттестации управленческих  кадров стра¬дает следующими  наиболее существенными недостатка¬ми.

 Систематичность  и объективность оценки становятся  чрез¬вычайно актуальными в условиях  рыночного хозяйственного ме¬ханизма. По расчетам В. Костакова, с  1986 по 2000 г. число ра¬ботников  сферы материального производства  под влиянием мер по ускорению  НТП и совершенствованию хозяйственного  механизма должно сократиться  на 13—20 процентов, или, в абсолютном  вы¬ражении, на 13—19 миллионов человек. 

 С особой ост¬ротой  встает вопрос об оценке кадров  в связи с сокращением уп¬равленческого  аппарата и специалистов, их перераспределением.

 Отсутствие или  слабая связь результатов аттестации  с профессионально-должностным и  материальным поло¬жением оцениваемого. Опросы показывают, что в ре¬зультате  аттестации должность, профессионально-квали¬фикационная  категория или уровень вознаграждения  меняются не более чем у  5—10 процентов оцениваемых. Нивелировка  в фактической оценке приводит  к массо¬вому размножению «середняков», работающих спустя рукава.

 Значительный  период времени между двумя  плано¬выми аттестациями (он составляет  обычно 3—5 лет). Результаты аттестации  при таком длительном перерыве  перестают работать в силу  приверженности людей к краткосрочным  целям. Кроме того, вследствие  текучести кадров и объективно необходимой перемены труда за эти три-пять лет состав работников в ряде случаев успе¬вает обновиться чуть ли не наполовину, а то и больше. Таким образом, аттестация теряет свое влияние на ра¬ботников как инструмент анализа и совершенствования их трудовой и социальной деятельности.

 На ведущих  зарубежных предприятиях помимо  тща¬тельного текущего учета  достижений и упущений работ¬ников  систематическая аттестация проводится  ежегодно, а иногда два раза  в год.

 На многих предприятиях  при проведении аттеста¬ции не  используются научные методы  и методики, вслед¬ствие чего  оценка бывает чрезвычайно расплывчатой, нечеткой как в качественном, так и в количественном отношении.  При этом рекомендации аттестуемым  быва¬ют выдержаны в духе общих  добрых пожеланий, нико¬го и  ни к чему конкретно не обязывающих.

 Субъективизм  оценки. Его причины кроются в  от¬сутствии и несовершенстве  оценочных методик, неуме¬нии  и порой нежелании руководителей  использовать их в практике  аттестации.

 Апатия, нежелание  членов трудового коллектива  идти на обострение отношений  с аттестуемым, если он заслуживает  критики и отрицательных оценок. Разу¬меется, есть коллективы, где  отношения людей строятся в  духе конструктивной критики,  направленной на совер¬шенствование  общего дела. Но все же во  многих случаях наблюдается индифферентное  отношение рядовых чле¬нов к  ходу и результатам аттестации  коллег. Видимо, в основе такой  апатии — и это предстоит  преодолеть в ходе разработки  новых форм и методов оценки  — в тече¬ние многих лет  лежали две причины.

Информация о работе Формирование кадровой политики