Формирование инновационной стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выработка предложений по формированию инновационной стратегии на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием инноваций, конкурентных преимуществ и инновационных стратегий;
- проанализировать конкурентоспособность продукции и конкурентные преимущества предприятия;
- выработать предложения по формированию конкурентных преимуществ;

Работа содержит 1 файл

курс.работа доработка.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

     В управлении процессом создания конкурентных преимуществ предприятия большую  роль играют применяемые методы анализа. К ним относятся матричный, корреляционный, регрессионный, ситуационный виды анализа, а также различные вероятностные, статистические и др.

     В рыночной экономике широко применяется  матричный анализ конкурентных преимуществ.

     Наиболее  распространенными методами являются SWOT-анализ, матрица Маккинси, Бостонской консалтинговой группы и др.

     1.4 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии развития предприятия

     К  основным  факторам,  учитываемым  при  выработке  инновационной  стратегии развития предприятия,  могут  быть  отнесены;  прогноз  экономической  обстановки,  включающий  анализ  будущих  угроз  и благоприятных  возможностей,  исключение  неожиданностей,  поиск конкурирующих  технологий  в  сфере  бизнеса,  сравнительная эффективность  затрат  на  новую  технику (для  инновационных проектов,  в  основе  которых  научно-техническое  нововведение),  суть которой в том, что объем знаний относительно технического принципа возрастает,  пока  не  достигнет  точки,  после  которой  коммерческая польза исследований, обеспечивающих новое  знание, незначительна и ею можно пренебречь,  так как большие возможности обеспечиваются вложениями  в  новый  технический  принцип,  экономический  риск инновационного  проекта,  состоящий  в  получение  рациональной математической  оценки  ожидаемой  окупаемости  альтернативных проектов  с  помощью  взвешивания  субъективной  вероятности результата;  анализ  потенциала  фирмы  как  оценка  собственных достоинств и слабостей.

     Процедура оценки включает: выявление факторов, относящихся к решениям  по  проекту;  оценку  продуктивных  предложений;  принятие или отказ  от проектных предложений; выявление областей, где нужна дополнительная  информация,  и выделение средств на  ее  получение, сопоставление новой информации  с той,  что использовалась  при первоначальном  решении;  оценку  воздействия переменных;  принятие решения о прекращении проекта.

     Основные  факторы,  которые  должны  быть  учтены  процедурой оценки:  финансовые  преимущества;  воздействие  данного  проекта  на другие;  влияние  проекта,  в  случае  его  успеха,  на  экономику организации в целом; возможность защиты предлагаемых к разработке новинок от  освоения  их  конкурирующими  фирмами и степень вероятности параллельного освоения  нововведения  конкурентами; выявление существующих и предполагаемых  в будущем направлений государственного  регулирования с точки зрения  издержек производства  и перспектив  реализации  нововведений,  если  такие направления имеются.

     В  основе  технико-экономического обоснования  инновационной стратегии развития  используется широкий  диапазон  методов:  от  экспертной  оценки  в  баллах  до сложных методов  с применением ЭВМ.

     Решение  по  проекту  принимается  с  учетом  следующих обстоятельств: исключение проектов, находящихся у нижнего предела эффективности; наличие эффективной системы слежения; определение ответственности на всех уровнях для целенаправленного руководства.

     В  качестве  критериев  для  обоснования  инновационной стратегии развития  используются:  цели предприятия, стратегия, политика и ценности, совместима ли стратегия инновационного развития с  текущей  стратегией и долгосрочным планом,  согласуется  ли стратегия инновационного развития  с  представлением  о  предприятии,  соответствует  ли  проект требованиям  предприятия  к  нововведениям;  рыночные  ориентиры  на основе  технико-экономического обоснования четко  определенным потребностям  рынка,  вероятности  коммерческого успеха,  воздействия на  существующие  продукты.

     2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     2.1 Характеристика предприятия

     Анализ  инновационной стратегии и конкурентных позиций будет рассматриваться  на основе открытого акционерного общества «Электроремонтный завод», расположенного по адресу: г. Минск, ул. Бабушкина, 19.

     Предприятие основано в 1945 г.

     Более 50% акций в уставном фонде занимает государство.

     ОАО "Электроремонтный завод" - это  предприятие со сложившейся традицией  качественного ремонта:

     - электродвигателей переменного и постоянного тока различной мощности бытовых машин и приборов отечественного и импортного производства;

     - сварочного электрооборудования - генераторов, трансформаторов и выпрямителей отечественного и импортного производства;

     - стартеров и генераторов для автомобилей и сельскохозяйственной техники.

     Ремонт  крупных электрических машин  выполняется на месте их установки  выездными бригадами.

     ОАО "Электроремонтный завод" изготавливает  конденсаторные установки серии УК-0,4 мощностью 50…300 кВАр. и другое электрооборудование.

     ОАО «Электроремонтный завод» принимает на сервисное обслуживание предприятия.

     Результаты  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Электроремонтный завод» представлены в табл. 2.1 на основе баланса и  отчета о прибылях и убытках предприятия (Приложение 1). 

Таблица 2.1 Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Электроремонтный завод» за 2008-2009 гг.

Показатели 2007 2008 2009 Темп роста 2007-2008 гг., % Темп роста 2008-2009 гг., %
     1 2 3 4 5 6
Выручка   от   реализации    продукции, работ, услуг, млн. руб.  
 
2415
2659 2842 10,10 6,88
Себестоимость  реализованной продукции, работ, услуг, млн. руб.  
 
2115
2104 2290 -0,52 8,84
Прибыль (убыток) за отчетный период, млн. руб.  
92
104 94 13,04 -9,62
Рентабельность, % 3,81 3,91 3,31 2,62 -15,35
Налоги  из прибыли, млн. руб.  
27
33 43 22,22 30,3
Чистая  прибыль, млн. руб. 65 71 51 9,23 -28,17
Среднесписочная численность, чел.  
103
100 92 -2,91 -8,0
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

млн. руб.

 
 
6875
6964 7189 1,29 3,23
Фондоотдача 0,35 0,38 0,39 8,57 2,63

   

     Источник: собственная разработка 

     Некоторые показатели деятельности ОАО «Электротехнический  завод» улучшились  в 2009 г., некоторые  ухудшились. Немного увеличилась  объем выручки от реализации продукции, но больший темп роста показал рост себестоимости продукции, услуг. Соответственно, уменьшилась прибыль от реализации продукции и оказания услуг на 10 млн.руб.

     Также в 2009 г. уменьшилась среднесписочная  численность работников, хотя это  не отразилось  на росте объема выручки от реализации продукции.

     В 2009 г. увеличилась эффективность  использования основных производственных фондов, хотя и незначительно –  на 2,63%.

     На  рис. 2.1 покажем более наглядно темпы  роста выручки, себестоимости и  прибыли от реализации продукции, оказанных услуг за 2007-2009 гг. 

       

     Рисунок 2.1 – Анализ основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Электроремонтный завод» 

     Как видно из рис. 2.1, что темпы изменения  выручки и себестоимости больше, чем темп изменения прибыли. Показатели выручки и себестоимости в 2008-2009 г. выросли, а показатель прибыли от реализации продукции и услуг наоборот уменьшился. Это связано с большим ростом темпа себестоимости продукции и услуг.

     2.2 Анализ рынка и рыночной позиции предприятия

     Приведем список основных конкурентов предприятия ОАО «Электроремонтный завод»:

  1. Специализированное ремонтное ЗАО «Вольна» г.Минск;
  2. Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова г.Гомель;
  3. РУП «Могилевский завод «Электродвигатель» г. Могилев;
  4. ООО «Оксиджен Солюшнс» г.Минск;
  5. ООО «ВОЛАНДЭ-ЭЛЕКТРО» г.Минск»;
  6. ОДО «Гидроконнект» г.Минск;
  7. РУПП «Полесьеэлектромаш» г.Лунинец Брестской обл.;
  8. Дрогичинское районное межхозяйственное сельскохозяйственное предприятие по энергетике и электрификации сельского хозяйства Райсельхозэнерго г. Дрогичин Брестской обл.;
  9. ЗАО «САГБЕЛ» г.Минск;
  10. СОАО «Энерготехпром» г.Минск;
  11. ООО «Силект» г.Брест;
  12. СООО «Тоглит» г.Минск;
  13. ООО «ЭСТЕРкомпани» г.Брест и др.

     ОАО «Электроремонтный завод» осуществляет свои услуги и производит продукцию  только для потребителей Республики Беларуси.

     На  этом рынке (рынке ремонта электрооборудования, стартеров и генераторов) есть крупные  предприятия и мелкие организации.

     ОАО «Электроремонтный завод» имеет  большой срок деятельности и поэтому  достаточно хорошо закрепился на этом рынке и имеет постоянных клиентов.

     Также предприятие ОАО «Электроремонтный  завод» имеет достаточный объем  производственных мощностей и стремится  осваивать новые ниши в перечне  услуг по ремонту оборудования.

     Поэтому в дальнейшем если проводить политику по повышению качества и конкурентоспособности продукции, расширять ассортимент выполняемых услуг предприятие может оставаться не только на своей нише на данном рынке и увеличивать свою долю на этом рынке.

     2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных возможностей предприятия. Результаты анализа

 

     Все изделия, выходящие из ремонта на ОАО «Электроремонтный завод» проходят контроль качества и имеют гарантийный срок до 12 мес.

     В 2009 году внедрена и сертифицирована  система менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 на предприятии.

     Критерии  конкурентоспособности по маркетинговым  показателям услуг ОАО «Электроремонтный  завод» определяются рядом факторов, среди которых:

     ·          время успешного позиционирования предприятия по ремонту оборудования на рынке ремонтов;

     Время успешного позиционирования у данного  предприятия достаточно большое.

     ·          количество ремонтов техники, производимых за месяц (или за год);

     За  год предприятие осуществляет множество ремонтов и соответственно имеет достаточно большой объем выручки от оказания услуг

     ·          уровень организации обслуживания в контактной зоне;

     ·          умение персонала работать с клиентами;

Информация о работе Формирование инновационной стратегии предприятия