Формирование инновационной стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выработка предложений по формированию инновационной стратегии на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием инноваций, конкурентных преимуществ и инновационных стратегий;
- проанализировать конкурентоспособность продукции и конкурентные преимущества предприятия;
- выработать предложения по формированию конкурентных преимуществ;

Работа содержит 1 файл

курс.работа доработка.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Выбор инновационной стратегии развития является важнейшей составляющей в деятельности предприятие. Предприятие может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение на предприятии, чтобы не отстать от конкурентов.

     Актуальность  данной темы обусловлена рядом факторов. Основным фактором рассматривания данной темы является то, что в настоящий момент на рынке инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития для предприятия и неучтение данного фактора может привести к кризису и даже банкротству предприятия.  
         Целью курсовой работы является выработка предложений по формированию инновационной стратегии на предприятии.

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     - рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием инноваций, конкурентных преимуществ и инновационных стратегий;

     - проанализировать конкурентоспособность продукции и конкурентные преимущества предприятия;

     - выработать предложения по формированию конкурентных преимуществ;

     - дать оценку ожидаемому экономическому  эффекту от внедрения данных предложений.

     При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.

     Статистической  базой исследования послужил практический материал ОАО «Электроремонтный завод» г. Минска.

     1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

     1.1 Суть инноваций

 

     В современных условиях бурного научно-технического развития успешная деятельность организаций (предприятий) невозможна без инноваций. Рынок постоянно выдвигает требования не только количественных, но и качественных преобразований.

     Основой  конкуренции  в  современном мире  стали инновации  во  всех

областях  бизнеса. Предприятия, различные по своим размерам (крупные, средние,  малые),  должны  инвестировать  в  научные  исследования  в области  маркетинга,  человеческих  ресурсов,  технологий  и  других направлениях  деятельности.  За  счет  внедрения  инноваций  предприятие может получить доминирующее положение на рынке. Инновации необходимы  в  современном  бизнесе,  т.к.  защищают  конкурентные позиции предприятия от наступления новых конкурентов.

     Под инновациями понимается разработка и освоение производства новых или  усовершенствованных продуктов, технологий и процессов [5, с. 435].

     В последние годы часто используется термин «инновация» наряду с такими, как «нововведение» и «новшество». При этом необходимо иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in– в и novus– новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления Итак, как материальный продукт инновации (нововведения) отождествляются с новшествами (новыми изделиями, материалами, процессами, методами и т. д.), а как процесс они рассматриваются как изменения, направленные на разработку, освоение, распространение и использование новшеств. Во втором значении новшества трактуются как результат процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имеющего четко выраженные стадии и этапы [12, с. 2].

     Стадии  инноваций (нововведений), характеризуя виды деятельности, ничем не отличаются от известных этапов процесса «наука – производство – потребление», причем их трактовка как фаз (возникновение, адаптация, реализация и т. п.) нововведений (инноваций) не меняет существа дела. Другими словами, как процесс инновация (нововведение) – это иная формулировка процесса «наука – производство – потребление».

     Что касается сущности инновации, то здесь имеются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Но в какой бы форме ни выражалась сущность инновации или нововведения, общими чертами этих понятий являются изменения (кардинальные или частичные), новизна и применимость.

     Инновации  являются  главной  движущей  силой  конкурентоспособности  и  динамичного  развития  общественного производства,  поэтому  инновационная  деятельность  является  одной  из приоритетных  для  обеспечения  конкурентоспособности  отечественной продукции и производств. Инновации,  новые  идеи  часто  оказываются  более  ценными  по сравнению  с  обычными,  традиционными  ресурсами  бизнеса (оборудование,  финансы,  рабочая  сила). 

     Инновации различаются уровнем новизны  и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем.

     По  степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны.  Принципиально новые  виды  продукции, технологии и услуг обладают  приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражирование получают новшества-имитации, копии [17, с. 90].

     Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения  и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных фирмах) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь  нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.

     Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.

     По  содержанию инновации делятся на:

  • производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т.д.;
  • управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;
  • информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;
  • социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т.д.

     Таким образом, неправомерно относить к инновациям только новое оборудование.

     В реальной действительности изменение  технологии производства, оборудования (производственные инновации) обусловливает  необходимость изменения методов  принятия управленческих решений, организации  производства, маркетинга (управленческие инновации), что приводит к необходимости изменения методов сбора, обработки и передачи информации (информационные инновации). Это в свою очередь меняет условия труда и быта (социальные инновации), что вызывает новые потребности, которые приводят к необходимости использования новых технологий, оборудования и т.п. Такая взаимосвязь инноваций различного рода носит название «круг инноваций» [13, с. 275].

       Итак, чтобы инновационное решение  было успешным, необходимо разработать  программу, комплекс мероприятий, которые обязательно будут учитывать все виды инноваций (круг инноваций).

     По  уровню новизны инновации делятся  на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых  технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня.

     Иногда, в зависимости от последствий использований инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинвестиции. Базисные инвестиции реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинвестиции приводят к «косметическому» улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.

     По  месту использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.); в непроизводственной сфере (образование, наука и т.п.).

     По  масштабам применения инновации  бывают единичными и массовыми.

     Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл  инновации определяется как промежуток времени от зарождения идей до снятия с производства реализованного на ее основе  инновационного продукта.

     1.2 Инновации и конкурентные преимущества предприятия

     Впервые концепцию конкурентных преимуществ  обосновал М. Портер. Его концепция  «пяти сил», определяющих конкуренцию  в отрасли, сформировала у организации  понимание факта воздействия  важнейших факторов внешней среды, требующих ответной реакции на эти воздействия. В ответ на влияние сил конкуренции организация создает различные конкурентные преимущества, позволяющие добиться успеха. М. Портер сформулировал детерминанты конкурентного преимущества и выделил три фактора, способствующих формированию конкурентных преимуществ. В соответствии с этим была предложена иерархия уровней конкурентных преимуществ с точки зрения их значимости. Преимущества низкого ранга (сырье, дешевая рабочая сила, масштабы производства) придают организации недостаточную конкурентоспособность, так как они легкодоступны конкурентам и широко распространены. К преимуществам более высокого порядка относят репутацию организации, связи с клиентами, а также инвестиционную привлекательность организации, которая заставляет инвестора вкладывать средства в определенную сферу деятельности [14, с. 173].

     Важным  конкурентным преимуществом могут  являться цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала организации. Существует и региональный аспект приобретения конкурентных преимуществ. Так, конкурентные преимущества получают организации, функционирующие в тех странах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки. Большую роль в создании конкурентных преимуществ играют успешно действующие маркетинговые подразделения, а также все большее преимущество получают организации, располагающие большой и точной информацией о рынках, конкурентах, товарах и технологиях.

     Однако  эти факторы изменчивы и не позволяют долго удерживать конкурентные преимущества. Поэтому конкурентные преимущества наиболее высокого порядка связаны с коренными изменениями в деятельности предприятия и со стратегическими факторами, определяющими позиции в конкурентной борьбе.

     К конкурентным преимуществам наивысшего порядка М. Портер относит запатентованную технологию, дифференциацию на основе уникальных товаров или услуг, высокий профессионализм персонала и проч. Следовательно, важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества является постоянное обновление и инновационное развитие производства [14, с. 174].

     Приведем  еще одну классификацию конкурентных преимуществ.

     Так, к внешним конкурентным преимуществам  отрасли относятся:

     • высокий уровень конкурентоспособности  страны;

     • активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

     • качественное правовое регулирование  функционирования экономики страны;

     • открытость общества и рынков;

     • высокий научный уровень управления экономикой страны;

     • гармонизация национальной системы  стандартизации и сертификации с международной системой;

     • соответствующая государственная  поддержка науки и инновационной  деятельности;

     • высокое качество информационного  обеспечения управления страной;

     • высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;

     • низкие налоговые ставки в стране;

Информация о работе Формирование инновационной стратегии предприятия