Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:59, реферат
Другое агентство, находящееся в Соединенных Штатах, определяет брендинг так: «Брендинг - это процесс создания торговых марок и управления ими. Он может включать в себя создание бренда, усиление, ре-позиционирование, обновление и изменение стадии развития бренда, его расширение и углубление. Брендинг - это приемы создания особого впечатления, которые вносят свой вклад в общий имидж и в отношении целевого сегмента рынка к торговой марке».
Интегрированные личности - психологически стабильные, самоутвердившиеся личности среднего возраста, хорошо образованные и финансово обеспеченные, имеющие чувство меры, возможно, наиболее активно участвующие в благотворительности.
Так, например, жизнелюбы составляют основную массу покупателей на рынке товаров для здоровья и средств самосовершенствования, и именно на их восприятие нацелены бренды с высоко эмоциональной индивидуальностью.
VAL’s часто критикуют за чрезмерную упрощенность в трактовке личности, что снижает практическую ценность системы. Подобное исследование может обойтись компании-заказчику слишком дорого. Сегментирование рынка по системе VALS проводить достаточно трудно, поскольку оно требует задействования высококвалифицированных специалистов, кроме того, возможна неверная трактовка ответов интервьюируемых.
Однако VALS - это одна из немногих систем сегментирования рынка, которая дает возможность разделить потребителей не по какому-либо формальному признаку, а по внутреннему состоянию потребителя. VAL’s дает возможность описать те черты бренда, которые окажутся наиболее привлекательными для каждой группы потребителей и сформировать личность бренда, а не его физические характеристики.
Сегментирование по типу отношений брэнд-потребитель.
Сегментирование рынка проводится не только на этапе создания бренда, но и при необходимости его корректировки. Иногда при работе с брендом возникает ощущение, что потенциал бренда используется не полностью, хотя видимых причин этого явления нет. При выяснении причин падения интереса к бренду может помочь сегментирование потребителей по типу отношений брэнд-потребитель: отношение потребителя к бренду и "отношение бренда к потребителю".
Сегментирование по типу отношений «брэнд-потребитель», как правило, проводится в соответствии со следующим алгоритмом. На первом этапе проводится опрос 50 -100 респондентов, обычно по телефону. Задается ряд открытых вопросов: по поводу ассоциаций, которые возникают с названием; по поводу личности бренда, характеристики любимых и нелюбимых брендов, а также диалоговая секция ("Что бы бренд сказал Вам, если бы он был человеком"). Первая стадия анализа включает экспресс-анализ данных и формирование гипотезы по типам существующих отношений. На второй стадии респонденты разбиваются на категории по отношению в соответствии с гипотезой. В процессе сегментирования типология отношений уточняется. После этого отношения формализуются в виде спецификации, респонденты окончательно классифицируются, после чего создается описание каждого сегмента. Чаще всего группировка происходит на тех, кому нравится бренд ("довольных"), на тех, кому он не нравится ("недовольных") и на нейтрально относящихся к бренду ("нейтральных"). Так, например, при исследовании кредитных карт, "недовольные" считали, что бренд сноб, группа "довольных", наоборот, ощущала, что бренд их принимает. В конечном итоге, разница в отношениях брэнд-потребитель выражается в степени потребления товара, однако для анализа и позиционирования сегментирование по принципу отношений "брэнд-потребитель" информативнее, чем по степени потребления.
При проведении сегментирования могут использоваться разные технологии, в частности дифференциальная, комплексная и смешанная. Может использоваться кластерный и дискриминантный анализ - в любом случае, в результате сегментирования должно быть получено четкое описание сегментов, на основе которого будет создаваться индивидуальность бренда и проводиться позиционирование.
4.2. Позиционирование бренда
Следующий этап в разработке бренда после сегментирования рынка - его позиционирование на рынке. Современная теория маркетинга определяет позиционирование бренда (Brand Positioning) как место на рынке, занимаемое брендом по отношению к конкурентам, а также набор покупательских потребностей и восприятий; часть индивидуальности бренда, которая должна активно использоваться для «отстройки» от конкурентов.
Позиционирование - это понятие, относящееся не только к брендингу, но и ко всему комплексу маркетинга в целом. По словам Дэвида Огилви, решение, как позиционировать товар, в маркетинге и рекламе является первым и самым важным. Огилви определяет позиционирование как «что делает товар и для кого он предназначен».
Опасное заблуждение заключается в том, что бренд должен нравиться абсолютно всем. Обычно большое число претендентов борются за один и тот же сегмент рынка, и каждый из них способен привлечь лишь малую долю потребителей. Отсюда возникает необходимость позиционирования - определения, какую именно долю рынка собирается занять этот бренд, на кого он рассчитан. Слишком подробное позиционирование, с другой стороны, может привести к негативным последствиям - мелкое дробление рынка на сегменты сужает емкость каждого из них, слишком широкий модельный ряд затрудняет выбор покупателя (то есть фирма возвращается к проблеме, от которой она пыталась уйти с помощью бренда).
Позиционирование товара должно давать исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
- для кого? - определение целевой группы, целевого сегмента рынка,
- зачем? - выгода потребителя, потребительские мотивы,
- для какой цели (для какого использования?),
- против какого конкурента?
Позиционирование проводится как по отношению к конкурирующим товарам, так и по отношению к своим собственным. Большинство компаний-производителей шампуней производят не один продукт, а целые товарные линии: "для жирных волос", "для ломких", "для сухих", "для частого мытья" и т. д. Особое значение принимает позиционирование товара в стадии зрелости, когда рынок насыщается, число новых покупателей невелико, и компании увеличивают доли продаж только в ущерб конкурентам.
Удачное позиционирование товара может оказаться мощным конкурентным преимуществом. Так, например, при продвижении российского бренда телевизоров "Рекорд" (вернее, при возрождении этого бренда, одного из самых популярных в советские времена), были проведены маркетинговые исследования, которые выявили, что в России есть много семей, у которых дома нет даже одного цветного телевизора. "Рекорд" был позиционирован именно на этот сегмент рынка, и это явилось одной из главных причин растущей популярности возрожденного бренда.
Виды позиционирования бренда.
Позиционируя товар, компания всегда оказывается между двумя альтернативами - либо занять сходную позицию рядом с конкурентом и постараться "отбить" у него клиентов; либо найти позицию, не занятую конкурентом, и сделать быстрый ход, чтобы занять ее самому, возможно, путем дифференциации товара или сегментирования рынка.
При этом всегда следует иметь в виду, что позиционирование товара как "аналогичного конкурентному, но дешевле" не является эффективным, поскольку в сознании потребителя эта ниша уже занята другим товаром. Для потребителя позиционирование подобным образом означает наличие в товаре скрытых недостатков, о которых умалчивается в рекламе. Таким образом, если товар претендует на место, уже занятое конкурентом, то при позиционировании бренда должны быть выделены те черты, которые отличают его от конкурента в выгодную сторону. Отстройка от конкурентов может осуществляться любыми методами - вплоть до создания иной индивидуальности бренда - главное, чтобы в сознании потребителя товар был четко отличим от товаров конкурентов.
Сигма-модель позиционирования бренда
Одной из практических моделей позиционирования бренда является Сигма-модель, представляющая собой условное графическое представление всех областей человеческой деятельности. Позиционируемый товар располагается соответствующем месте (например, пиво Heineken - среди продуктов питания), что дает возможность оценить окружение (другие бренды, находящиеся в этой же категории), а также сравнить, насколько данный бренд подвержен влиянию другого бренда (чем дальше они расположены друг от друга, тем меньше сила и вероятность взаимовлияния).
Кроме того, Сигма-модель позволяет проследить тенденции развития торговых марок компаний и продуктов. Модель дает возможность определить с высокой степенью вероятности шансы и потенциал торговой марки с одной стороны и конкурентную основу для принятия решений с другой.
С практической точки зрения данная модель представляется применимой не во всех случаях и не для всех товаров, поскольку она слишком теоретизирована. Тем не менее, она может служить дополнительным средством при анализе позиционирования бренда, поскольку позволяет оценить не только конкурентные марки, но и "окружение" бренда - те товары, которые не являются ни прямыми, ни косвенными конкурентами рассматриваемого бренда, однако в сознании потребителей они стоят рядом и могут влиять друг на друга (например, товары принадлежат к разным классам и юридически могут иметь одинаковое название; однако, согласно Сигма модели, они находятся рядом, и потребители могут их путать - соответственно, будет предпочтительнее подобрать для товара другое название).
5. Этапы создания бренда
Учитывая важность данного вопроса для процесса создания, продвижения и определения эффективности бренда, можно рекомендовать действовать по основным этапам.
1. Целеполагание.
Анализ миссии компании или организации;
Определение места бренда в архитектуре брендов компании или организации;
Определение желаемого состояния бренда (качеств, жизненного цикла, конкурентных преимуществ);
Формулирование измеряемых параметров бренда (KPI).
2. Планирование проекта.
Анализ имеющихся ресурсов (финансовых, человеческих, знаний и т. д.);
Определение команды заказчиков, участников и исполнителей;
Определение сроков проекта;
Выявление иных условий или ограничивающих факторов;
3. Анализ текущего состояния бренда (только для существующих брендов).
Осведомлённость о бренде у целевой аудитории;
Знание о бренде целевой аудитории;
Отношение к бренду целевой аудитории;
Уровень лояльности к бренду;
Определение соответствия текущего состояния бренда желаемому.
4. Анализ рыночной ситуации.
Анализ конкурентов (ассортимент, целевая аудитория, позиционирование, методы продвижения, ценообразование);
Анализ предполагаемой целевой аудитории (характеристики, предпочтения);
Модели поведения потребителей;
Рынки сбыта (спрос, доля, динамика).
5. Формулирование сущности бренда.
Миссия, позиционирование и полезность бренда для целевой аудитории;
Индивидуальность: ценности, ассоциации, черты, конкурентные преимущества;
Атрибуты бренда (имя, логотип/фирменный знак, персонаж или герой, шрифт, упаковка и т. д.)
6. Стратегия управления брендом
Разработка правил создания маркетинговых материалов и описание процедур по управлению брендом (бренд-бук);
Определение лиц, ответственных за развитие бренда (хранителей бренда);
Разработка плана действий по продвижению бренда (интегрированные маркетинговые коммуникации);
Разработка плана и процедур по мониторингу бренда и оценке эффективности.
7. Продвижение бренда — интегрированные маркетинговые коммуникации.
Медиаплан;
Изготовление рекламной продукции;
Размещение рекламной продукции в каналах коммуникаций;
Комплексные программы лояльности.
8. Мониторинг бренда и оценка эффективности действий.
Мониторинг измеряемых параметров (KPI) бренда, определённых на этапе 1;
Сравнение текущего состояния бренда с желаемым;
Коррекция стратегии или тактики.
6. Выбор эффективных элементов торговых марок
Исходные элементы товарных знаков и производных от них торговых марок имеют исключительно значение. Они являются теми самыми кирпичиками, которые закладывают основу и успех возможного дальнейшего создания бренда. Они создают первое впечатление, под влиянием которого может складываться общее впечатление. Элементы необычные, с проявлением творчества, новизны и эмоционального воздействия, являются основой успешного создания логотипов и атрибутов торговой марки.
В целом, данные элементы оказывают следующее воздействие:
сильное первоначальное эмоциональное воздействие, шокирующее действие;
создают необходимые элементы информации;
вызывают интерес к теме;
заставляют задуматься, заострить внимание;
вызывают любопытство;
вызывают состояние радости;
удивительный дизайн и красота вызывают чувство восхищения и повышенного внимания;
вызывают различные стороны эмоционального воздействия: растерянность, озабоченность, заинтересованность, радость и другие, заставляющие задуматься и, как результат, привлекают к себе внимание;
вызывают чувство потребительского патриотизма;
вызывают подсознательное воздействие, которое после нескольких воздействий переходит в сильное устойчивое воздействие;