Автор: Ирина Серафимова, 24 Ноября 2010 в 09:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение ключевых положений теории стратегического управления и определении основных направлений развития отечественных предприятий.
В связи с этим внедрение стратегического менеджмента в системы управления отечественными предприятиями– это не механический процесс перенесения зарубежного опыта, а творческий поиск новых, соответствующих нашим реалиям, конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления в процессе их эволюционного развития, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательного приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
К числу наиболее важных задач антикризисного менеджмента на уровне промышленного предприятия относятся: оценка реально сложившегося уровня платежеспособности, оценка уровня управления активами, оценка степени зависимости от внешних источников финансирования, а также расчет показателей, характеризующих изменение уровня деловой активности, экономической и финансовой рентабельности.
Эффективная деятельность предприятия зависит от множества факторов: размера собственного капитала и заемных средств; мобильности имеющихся средств; скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. все показатели финансового состояния делят на 4 группы:
- показатели ликвидности;
-
показатели финансовой
- показатели деловой активности;
- показатели рентабельности.
Изучение динамики этих показателей помогает охарактеризовать деятельность предприятия, выявить тенденции его развития и разработать стратегию дальнейшего поведения предприятия.
Проведем анализ показателей ликвидности «Болховского хлебокомбината» за 3 года. Динамику данных коэффициентов отразим в Таблице В1. Под ликвидностью традиционно понимается способность предприятия погашать текущие долги и обязательства исключительно за счет текущих активов. Для этого вводится показатель текущей ликвидности. Если же текущие обязательства погашаются дебиторской задолженностью и всеми денежными средствами, то речь идет о показателе быстрой ликвидности, а если в качестве источника выступают только денежные средства, то тогда рассчитывается показатель абсолютной ликвидности.
Анализ показателей ликвидности дает неутешительный результат. Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств, соответствует нормативу (0,2 – 0,3) только в 2007г., т.е. ни в 2006, ни в 2008г. предприятие не располагало достаточным количеством денежных средств для погашения текущих обязательств. Это связано с отсутствием на хлебокомбинате краткосрочных финансовых вложений, нет прогнозируемых показателей доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Таким образом, хлебокомбинат получает доход только от реализации производимой продукции, не вкладывает деньги в ценные бумаги для возможности получать дополнительный доход. Также не создается резервных фондов, которые могут обеспечить большую финансовую устойчивость предприятия на перспективу.
Коэффициент уточненной ликвидности также не соответствует нормативу (0,6 – 0,7), т.е. предприятие не может покрыть текущие обязательства за счет денежных средств в наличных и ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию. В норматив также не укладывается и коэффициент текущей ликвидности (он должен быть не менее 2). Данный показатель характеризует способность предприятия с помощью текущих активов покрыть краткосрочные обязательства.
В 2006г. предприятие не имело собственного оборотного капитала, в 2007 и 2008г.г. ситуация изменилась: наблюдается рост коэффициента соотношения оборотного капитала и источников собственных средств, что говорит о положительной динамике в этом направлении. Также растет и доля оборотных средств в активах, т.е. увеличивается удельный вес оборотных средств, которые наиболее мобильны и могут быстро принести прибыль. Также растет и доля собственных оборотных средств в их общей сумме: предприятие увеличивает долю текущих собственных активов.
В
то же время хлебокомбинат обладает
начительной величиной
Мобильность собственного капитала достаточно велика только в 2007г. В 2006г. этот коэффициент вообще является отрицательным показателем, а в 2008г. коэффициент ничтожно мал (всего 0,36).
Большой удельный вес труднореализуемых активов доказывает и коэффициент соотношения труднореализуемых и легкореализуемых активов. Данный показатель должен стремиться к минимуму для более мобильного и устойчивого состояния предприятия. В данном же случае он довольно велик, что говорит о малой подвижности финансов хлебокомбината.
Запасы – важный элемент оборотных активов, их доля составляет примерно половину всех оборотных средств предприятия. Это достаточно высокий показатель. Однако он обусловлен особенностями деятельности предприятия: сырье выдается со склада поставщика только в определенной очередности, а для бесперебойной работы предприятию требуется достаточное количество необходимых материалов.
Таким образом, анализ выявил, что ликвидность хлебокомбината находится в неудовлетворительном состоянии, многие коэффициенты не соответствуют нормативам. Наиболее оптимальным по данным показателям был 2007г., однако и в 2008 году происходит улучшение по отдельным коэффициентам, что говорит о возможности положительной динамики на данном направлении.
Показатели финансовой устойчивости отражают стабильность финансового состояния предприятия, зависимость организации от заемных средств и, следовательно, влияют на эффективность деятельности. Приложение Г отражает анализ коэффициентов финансовой устойчивости.
Если анализ ликвидности выявил достаточную неподвижность капитала, что отрицательно сказывается на расчетной политике предприятия, его платежеспособности, то анализ финансовой устойчивости показывает стабильное положение хлебокомбината в данном направлении.
Во-первых, коэффициент автономии, характеризующий независимость предприятия от заемного капитала достаточно велик, т.е. капитал хлебокомбината более чем на половину состоит из собственных средств, более того, наблюдается динамика этого показателя: собственный капитал растет, обеспечивая предприятию еще большую финансовую устойчивость. Также положительная тенденция выявляется и в ходе анализа коэффициента финансовой устойчивости, рост данного показателя происходит пропорционально росту собственных средств.
Данный вывод подтверждает и уменьшение коэффициента соотношения заемных и собственных средств: с 2001г. по 2003г. произошло его снижение на 17%. Если в 2006 году коэффициент обеспеченности собственными средствами отсутствовал из-за доминирования заемных средств, то в 2003г. его показатель превысил норматив (0,1) и составил 0,29. Возросла и маневренность собственного оборотного капитала: по сравнению с 2007г., доля собственного капитала, направляемая в оборотный капитал, возросла в 7 раз. Соответственно уменьшается доля текущих обязательств и заемного капитала в итоге баланса, что еще раз подтверждает увеличение финансовой независимости и более стабильную работу предприятия.
В 2008г. уменьшается доля функционирующего капитала. Это обусловлено появлением долгосрочных финансовых вложений в размере 324 тыс. рублей, т.е. предприятие вкладывает не все средства в оборотные активы, но и делает резервы, чтобы в случае кризиса мобилизовать средства для восстановления финансовой устойчивости.
Норматив для коэффициента обеспечения внеоборотных активов должен быть <1. В 2006г. этот показатель не соответствовал данному значению, он был равен 1,07. Однако в 2007-2008г. наблюдается его постепенное уменьшение, что вызвано ростом собственных средств. Увеличивается и коэффициент инвестирования собственных средств, т.е. хлебокомбинат, обладая большим объемом собственного капитала может вкладывать его в расширение производства.
Таким образом, предприятие развивается достаточно стабильно и устойчиво в направлении финансовой устойчивости. За рассмотренные 3 года улучшилась динамика по всем показателям, что, естественно, позволило увеличить эффективность функционирования хлебокомбината.
Оценить
эффективность использования
Анализируя данные Приложения Г, можно сказать, что увеличение выручки произошло не столько от роста цен, сколько от объема выпущенной продукции. В 2008г. хлебокомбинатом было освоено 12 новых наименований изделий, которые пользовались спросом у потребителей. Поэтому коэффициенты деловой активности отражают увеличившийся спрос на продукцию и дополнительные затраты на ее производство и сертификацию. Так в 2008г. наблюдается рост производительности, по сравнению с предыдущими периодами. Также растет и фондоотдача, если в 2006-2007г. она составляла соответственно 163,83 и 184,54, то в 2008г. она возросла до 188,44, т.е. на каждый рубль вложенных основных средств предприятие получило прибыль равную 187,44 руб. основные средства стали, таким образом, использоваться интенсивнее.
Покупка новых материалов, затраты на сертификацию уменьшили коэффициент оборачиваемости материалов и увеличила срок их оборота. Однако эти издержки оправдались: показатели оборачиваемости и оборота готовой продукции оптимизировались по сравнению с предыдущими периодами.
Однако в 2008г. ухудшились показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, текущих обязательств и собственного капитала, т.е. расчеты с другими кредиторами и дебиторами замедлились.
Повышение цен на сырье в конце года повлияло и на общую оборачиваемость – ресурсоотдача уменьшилась на 0,37, что говорит о менее эффективном использовании имеющихся на предприятии ресурсов. В целом можно сказать, что динамика коэффициентов деловой активности на хлебокомбинате зависит от изменений цен на сырье. Поэтому при благоприятной ценовой политике поставщиков, коэффициенты оборачиваемости на предприятии улучшаются. В этом случае хлебокомбинату следует находить более дешевых поставщиков и заключать с ними выгодные контракты.
Для оценки деятельности предприятия применяются показатели рентабельности. Рентабельность в общем виде характеризует прибыльность, доходность фирмы. Количественно она выражается как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов.
Общая
рентабельность равна отношению
общей суммы балансовой прибыли
к среднегодовой стоимости
Проведем анализ показателей рентабельности в динамике по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Рентабельность основной деятельности за предыдущий год показывает, что на рубль затрат организации приходится лишь 9 коп. прибыли. В отчетном году значение показателя снизилось на 1 коп. и составило 8 коп. прибыли. На уменьшение показателя рентабельности повлиял опережающий рост себестоимости по сравнению с темпом роста прибыли от продаж. В 2008г. возросли показатели рентабельности активов и рентабельности реализованной продукции, т.е. прибыльность предприятия от реализации продукции в 2008г. стала на 0,1% больше, чем в предыдущем году.
Коэффициент рентабельности оборотного капитала характеризует эффективность использования организацией своих оборотных средств, показывая, какой объем чистой прибыли обеспечивается каждым рублем активов. В этой связи в отчетном году 84 коп. прибыли обеспечивали оборотные средства организации, что на 20 коп. меньше показателя прошлого года. Рентабельность собственного капитала уменьшилась на 9%.
На основании значений показателей Приложения Г деятельность организации оценивается как нерентабельная. Для определения причин неэффективности функционирования необходимо установить факторы, влияющие на финансовое положение организации и его компоненты, в том числе рентабельность.
В
целом по хлебокомбинату состояние
показателей рентабельности можно
считать удовлетворительным, т.е. финансовая
и производственная деятельность предприятия
достаточно стабильна, затраты окупаются
и приносят прибыль, хлебокомбинат
получает эффект от своей работы.
2.2 Диагностика кризисной ситуации для ОАО «Болховский хлебокомбинат»
Анализ ситуации, угрожающей кризисом, начинается с отраслевого анализа: необходимо выяснить, определяются ли причины спада в организации ее индивидуальным поведением или являются следствием более общих причин, вызвавших спад в отрасли в целом.
Информация о работе Формирование антикризисной стратегии хозяйствующего субъекта