Формирование антикризисной стратегии хозяйствующего субъекта

Автор: Ирина Серафимова, 24 Ноября 2010 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение ключевых положений теории стратегического управления и определении основных направлений развития отечественных предприятий.

В связи с этим внедрение стратегического менеджмента в системы управления отечественными предприятиями– это не механический процесс перенесения зарубежного опыта, а творческий поиск новых, соответствующих нашим реалиям, конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления в процессе их эволюционного развития, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательного приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.

Работа содержит 1 файл

СМ.docx

— 90.54 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Орловский государственный технический

университет»

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТШ 
 

                                                                 Кафедра «Экономика и менеджмент» 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

на тему: «Формирование антикризисной стратегии  хозяйствующего субъекта»

на материалах ОАО «Болховский хлебокомбинат» 
 

Выполнил:

Студент  Воробьёва И.В.

Группа  41 – АК

Специальность  «Антикризисное управление» 

Руководитель  Тронина И.А. 

Оценка  работы   _________________________ 
 
 
 

Орел, 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Орловский государственный технический

университет»

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТШ 

                                                                 Кафедра «Экономика и менеджмент» 

Задание

 на  курсовую работу 

по дисциплине «Стратегический менеджмент» 

Студент  Воробьёва И.В.

Шифр  060142  группа 31 – АК  

  1. Тема работы: «Формирование антикризисной стратегии  хозяйствующего субъекта»
 
  1. Срок сдачи  работы  1 декабря 2009 г.
 

Руководитель  работы ______________________ Тронина И.А. 

Задание принято к исполнению  15 сентября 2009 г. 

Подпись студента   ______________________ 
 
 
 

Орел, 2009 
 

Введение

     В условиях перехода внешнего окружения  на новый уровень изменчивости, характеризующийся высокой степенью неопределенности результатов стратегических и тактических решений, адекватным образом необходимо преобразовывать стратегические позиции предприятия. Только путём своевременного выявления и устранения разрывов в стратегической активности и потенциальных возможностях предприятия можно удержать позиции предприятия в конкурентной борьбе, обеспечить его жизнеспособность в условиях рыночной экономики. Как свидетельствует практика, именно управление является наиболее слабым звеном в хозяйственном механизме многих промышленных предприятий, и в то же время именно этим вопросам не уделяется должного внимания. Практический опыт показывает, что экономический кризис - это в первую очередь кризис управления, поэтому необходимы серьезные структурные изменения качественного характера в управленческой среде.

     Целью курсовой работы является изучение ключевых положений теории стратегического управления и определении основных направлений развития отечественных предприятий.

     В связи с этим внедрение стратегического  менеджмента в системы управления отечественными предприятиями– это  не механический процесс перенесения  зарубежного опыта, а творческий поиск новых, соответствующих нашим реалиям, конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления в процессе их эволюционного развития, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательного приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
    1. Анализ  рынка хлебопродуктов в Орловской области.
 

       Орловские хлебопеки каждый год сокращают  объемы производства. В то же время  потребление продукта уменьшается  незначительно. Этот парадокс объясняется просто - местные буханки притесняют, и им на корки вовсю наступают мукодрожжевые конкуренты из соседних регионов.

       Рынок хлебопродуктов интересен тем, что  внимание потребителей к нему не знает  сезонных колебаний. Согласно статистике, каждый второй россиянин ежедневно  покупает хлеб - спрос, о котором  прочие пищевики могут только мечтать. Тем не менее, российский рынок хлебопродуктов в последнее время залихорадило. Сообщения о грядущих на нем переменах, когда заводы-гиганты «задавят» малые предприятия уже мало кого удивляют.

          Потенциал орловской хлебной  промышленности складывается из 82 предприятий, включая подсобное  производство. Самостоятельных организаций, выпускающих хлебобулочные изделия, по данным Орелстата на конец 2008 года, в области 24. Из них 11 - малые предприятия, именуемые мини-пекарнями. На самом деле этот термин предполагает, что хлеб сразу из печи попадает на прилавок. Такому требованию отвечает редкая мини-пекарня Орловщины. И предприятия называют так только потому, что любое из них по сравнению с гигантами-хлебозаводами действительно «мини». Их суммарная доля в общем объеме производства не превышает 4%.

          По данным делового еженедельника  «Просторы России», за десять  месяцев текущего года хлебобулочные  предприятия области в совокупности  произвели 56 тыс. тонн изделий,  что на шесть процентов меньше  по сравнению с тем же периодом прошлого года. К такому сокращению хлебопеки уже привыкли, потому как происходит оно каждый год. В качестве одной из основных его причин называют увеличение доли завозимой продукции. Впрочем, есть и другая ежегодная закономерность: объем производимого малыми предприятиями в минувшем году в сопоставимых ценах увеличился на 44 процента. Годом раньше - примерно на столько же.

          Получается, что в борьбе заводов-гигантов  и мини-пекарен победителей нет. Первые стабильно удерживают пальму первенства по доли своей продукции на рынке (96% гораздо больше четырех). Но в то время как заводы сокращают объемы производства, малые предприятия его наращивают.

          Впрочем, как сообщил консультант  территориального управления Роспотребнадзора  в Орловской области В. Колосович,  явные отклонения в качестве  орловского хлеба обнаруживаются  редко. К производителям, так сказать,  «старой закалки» претензий не  было уже давно. Их продукция  отвечает норме по всем показателям. «Разного рода мини-пекарни иногда грешат. Но не все, не часто и не очень сильно», - пояснил представитель Роспотребнадзора.

          При этом, производство некоторых  разновидностей хлеба не только  не сократилось, но даже увеличилось.  Лидером по росту являются  сдобные хлебобулочные изделия  и булочки из муки высшего  сорта массой менее 500 граммов.  Последних, например, по данным  Орелстата, в 2002 году выпускалось 9,7 тысячи тонн, а в 2008-м - 18,1 тысячи тонн. А вот у ржаного хлеба самым «черным» был 2005-й год – тогда его выпуск уменьшился сразу на 9 тысяч тонн (с 90 тысяч до 81). Такого сокращения рынок черного хлеба больше не знал. Тем не менее, черный хлеб по сей день остается лидером продаж. Статистика подтверждает, что более половины потребителей покупают именно такой хлеб. Потому комбинаты отдают традиционным сортам и видам хлебобулочных изделий большую часть производственных мощностей - у ведущих производителей доля «традиционки» иногда превышает 60% от общего выпуска.

          Не меняется с годами отношение  орловцев к диетическому хлебу  – его ежегодное потребление  составляет 100 кг в год в течение  десяти лет.

          У денег и потребительской  симпатии к хлебу есть одна  взаимосвязь: если доходы населения  растут, спрос на хлеб падает, а если снижаются - растет. Так, по данным беспристрастной статистики, с каждым годом население Орловской области живет все лучше, и хлеба люди едят действительно меньше. Например, в 2006 году каждый орловец съедал 410 граммов хлеба в день, а в прошлом году - 389 граммов. Из-за этого специалисты ожидают даже начала переориентации спроса, когда новое поколение станет выбирать свои сорта. Уже сегодня покупатель часто отдает предпочтение нетрадиционным хлебобулочным изделиям (например, багетам или булочкам для гамбургеров). При такой переориентации орловским производителям будет к чему стремиться: до предела хлебной оригинальности им еще далеко.

          На орловском рынке хлебобулочного  производства не ожидается больших  перемен. Такой прогноз на ближайшие  годы дают большинство непосредственных участников этого рынка. Число производителей, скорее всего, значительно не увеличится, поскольку инвестиционный порог вхождения в отрасль достаточно высок. Резкого роста цен на продукцию отрасли также не предвидится. Не увеличится и емкость рынка. Его расширение возможно лишь за счет выпуска нетрадиционных видов продукции, но потенциальное влияние таких новшеств на общую ситуацию будет незначительным. 

       1.2 Антикризисные стратегии предприятия: их сущность и характеристики 

       Неустойчивое  равновесие промышленной фирмы, находящейся в кризисе, обостряет необходимость систематической проработки долгосрочных прогнозов развития ситуации и разработки стабилизирующих управленческих решений. Это выводит на первое место проблематику антикризисных стратегий и механизмов обеспечения равновесия в кризисных организациях.

       В условиях организационного стресса  от высшего руководства организации требуется повышенная изобретательность и гибкость в использовании различных стратегий, каждая из которых должна иметь целью выход из кризисного состояния. В этой деятельности важно определиться в главном — какой тип стратегии избрать в конкретной ситуации с расчетом на перспективу. Обычно выделяют следующие эталонные стратегии бизнеса: роста, стабильности, отхода. Применительно к рассчитывающей на успех кризисной организации наиболее приемлема стратегия роста. В случае же неудачи также важно сориентироваться в стратегическом плане и склониться к стратегии отхода. Что касается стратегии стабильности, то она приемлема лишь для кратковременных этапов функционирования кризисной фирмы и может быть использована для накопления ресурсов перед решительными действиями.

       Управление  кризисной фирмой заключается в определении конечной и промежуточных целей, средств, механизма и сроков их достижения. Таким документом может выступить стратегический план, причем необязательно на длительную перспективу. Главным содержательным отличием стратегического документа (плана) является его расширительный характер на основе знания каждым подразделением своих функций в различных ситуациях для достижения поставленной цели. В таком понимании вопроса от генерального менеджера, выступающего в роли стратега, требуется постоянная нацеленность на разработку «формул поведения» менеджеров нижних уровней (руководителей отделов, секторов) в достижении поставленной цели. Поэтому антикризисный менеджмент является в большей мере к стратегическим, нежели к оперативным.

       По  своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей. Процесс осуществления антикризисной стратегии описан на Рисунке А1.

       Обычно  выделяют следующие 4 группы правил, очерчивающих стратегию организации:

      1 группа: правила оценки результатов  деятельности (они определяют курс и формируют план);

Информация о работе Формирование антикризисной стратегии хозяйствующего субъекта