Автор: Ирина Серафимова, 24 Ноября 2010 в 09:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение ключевых положений теории стратегического управления и определении основных направлений развития отечественных предприятий.
В связи с этим внедрение стратегического менеджмента в системы управления отечественными предприятиями– это не механический процесс перенесения зарубежного опыта, а творческий поиск новых, соответствующих нашим реалиям, конкретных мер. При этом необходимо обеспечить поэтапный подход к подтягиванию системы управления отечественными предприятиями до современного уровня, не допуская игнорирования ключевых положений, выработанных зарубежными системами управления в процессе их эволюционного развития, и одновременно, с учётом фактора кризиса времени, тщательно отбирать и использовать только то, что необходимо для последовательного приведения в соответствие долгосрочной стратегии и потенциала предприятия, его потребностей и возможностей в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка.
2
группа: правила отношений с внешней
средой (они очерчивают продуктово-
3
группа: правила отношений и процедур
внутри организации (
4
группа: правила повседневной
Особенностью
антикризисной стратегии
Антикризисные
и обычные стратегии
|
Одна из постоянных функций антикризисной стратегии промышленной фирмы – оценка и прогнозирование возможности ее вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании фирмы такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает черты ограниченной по срокам, а зачастую и краткосрочной стратегии. Для раннего обнаружения кризиса первостепенное значение имеет оценка состояния внешней среды и составление на этой основе ее вероятностного состояния в близкой и дальней перспективе. Это связано с тем, что именно изменения внешней среды оказывают решающее воздействие на воспроизводственную динамику промышленных фирм, так как они сильно зависимы от спроса на их продукцию и финансовой политики на макроуровне.
Особенность конкурентно-рыночной среды макроуровня в том, что она способна инициировать кризисные процессы на всех стадиях жизненного цикла промышленной фирмы; это может происходить как с фирмой в целом, так и с ее отдельными продуктами.
В условиях плавных колебаний показателей деловой активности внешней среды наступление глубокого кризиса в промышленной фирме происходит постепенно и неуклонно. Это дает возможность заблаговременно, на ранних стадиях наступления кризиса проводить его прогнозирование и разрабатывать комплекс мероприятий по сокращению ущерба и выводу фирмы из кризисного состояния, как правило, на уровень более высоких технико-экономических возможностей.
Прогнозирование
наступления кризиса
1) выяснение всех причин, побуждающих возникновение в организации (фирме) кризисного состояния;
2) определение факторов, препятствующих возникновению кризиса;
3)
ранжирование побудителей и
4)
разработка средств
В общем плане процесс раннего обнаружения кризиса состоит из следующих мероприятий:
А. Внешний блок. Он включает анализ динамики внешней среды с точки зрения ее воздействия на организацию и может состоять из следующих разделов:
- негативная динамика макросреды (политика, экономика, социальная сфера, технологии);
- негативная динамика деловой среды (покупатели, поставщики, инфраструктура, конкуренты традиционные, конкуренты вероятные, товары-заменители, местные и региональные власти и др.);
-
позитивная динамика
- позитивная динамика деловой среды;
-
интегративное качество
Б. Внутренний блок. Он содержит анализ реакции промышленной фирмы на динамические процессы в ее внешней среде и механизмы использования позитивных факторов и противодействия (сдерживание разрушительного воздействия) негативным факторам внешней среды. Эта часть стратегического плана промышленной фирмы включает следующие два базовых элемента:
-
прогноз развития кризисной
-
система мероприятий (
Наиболее затратным, но при этом и наиболее эффективным, элементом антикризисной стратегии промышленной фирмы являются механизмы преодоления кризисности в условиях изменяющейся внешней среды. Это набор своеобразных «формул поведения» менеджеров разных уровней управленческой иерархии в конкретных ситуациях, нацеленных на выход из кризиса.
Реализация
антикризисной стратегии
Таким
образом, в ходе антикризисного управления
разрабатываются мероприятия по
прогнозированию будущих
1.3 Разработка антикризисной стратегии организации
В
развитии любой организации существует
вероятность наступления кризиса. Характерной
особенностью рыночной экономики является
то, что кризисные ситуации могут возникать
на всех стадиях жизненного цикла предприятия
(становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные
кризисные ситуации не меняют сущности
предприятия как производителя прибыли,
они могут быть устранены с помощью оперативных
мероприятий. Если предприятие в целом
неэффективно, экономический кризис приобретает
затяжной характер, вплоть до банкротства.
Остроту кризиса можно снизить, если учесть
его особенности, вовремя распознать и
увидеть его наступление. В этом отношении
любое управление должно быть антикризисным,
т. е. построенным на учете возможности
и опасности кризиса. В антикризисном
управлении решающее значение имеет стратегия
управления.
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформиро-вать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:
• анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
•
анализ конкурентной среды по ее пяти
основным составляющим: покупатели, поставщики,
конкуренты внутри отрасли, потенциальные
новые конкуренты, товары-заменители.
Получив достаточно обширную информацию
о внешней среде, можно синтезировать
ее методом создания сценариев. Сценарии
— это реалистическое описание того, какие
тенденции могу проявиться в той или иной
отрасли в будущем. Обычно создается несколько
сценариев, на которых затем опробуется
та или иная антикризисная стратегия предприятия.
Сценарии дают возможность определить
наиболее важные факторы внешней среды,
которые необходимо учитывать предприятию,
часть из них будет находиться под прямым
контролем предприятия (оно сможет либо
избежать опасности, либо воспользоваться
появившейся возможностью). При существовании
факторов, неподвластных контролю со стороны
предприятия, разрабатываемая антикризисная
стратегия должна помочь предприятию
максимально использовать конкурентные
преимущества и в то же время минимизировать
возможные потери. Изучая внешнюю среду,
менеджеры концентрируют свое внимание
на выяснении, какие угрозы и какие возможности
таит в себе внешняя среда. Довольно популярным
способом, также применяемым для анализа
внешней среды, является метод SWOT.
Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ.SWOT) — сила (strenght), слабость (weakness), возможности (оррогtunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде .
Сильные стороны:
Слабые
стороны:
Информация о работе Формирование антикризисной стратегии хозяйствующего субъекта