Финансово-экономическая характеристика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. Особое внимание уделяется системному подходу к пониманию процесса банкротства, взаимосвязи составляющих его частей и элементов.
Для достижения цели курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
изучение формирования банкротства;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей процедуры банкротства;
рассмотрение общих и специфических факторов и признаков возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
изучение антикризисного менеджмента;
диагностика финансового состояния конкретного предприятия;

Содержание

Введение 3
1. Система банкротства предприятия в условиях рыночной экономики 6
1.1 Формирование системы банкротства 6
1.2 Государственное регулирование отношений 9
несостоятельности в РФ
1.3 Причины банкротств предприятий 18
2. Антикризисный менеджмент 20
2.1 Понятие, цели и задачи антикризисного менеджмента 20
3. Финансово-экономическая характеристика предприятия 22
Заключение 35
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа готовый вариант.docx

— 90.22 Кб (Скачать)

      Как показывает мировая практика, эта  цель достигается при соблюдении следующих основных принципов Рис 1.3 (Приложение 3):

      - установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;

      - предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

      - введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;

      - создании системы мер для возрождения бизнеса;

      - создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

      - создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

      - ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

      - сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

      - создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

      Этот  краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет  говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

      Функционирование  системы банкротств в России сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить, или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций Рис. 1.3 (Приложение 3).

      В систему банкротства  цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с  ними всевозможными обязательствами  партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти Рис 1.5 Ошибка! Источник ссылки не найден. (Приложение 4). Их роль, разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Несмотря на существование различий в подходах к системе банкротства разных стран, они так или иначе призваны обеспечить выполнение целей, стоящих перед системой банкротства.

      Эффективная реализация целей и задач системы банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы. Разработка их в Российской Федерации  ведется с 1992 года Рис 1.5 (Приложение 4).

      Следует констатировать, что большая часть  российских предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий  день или рабочая неделя. Многие частные предприятия, не принимая статуса  банкрота, по сути таковыми являются, прекращая  либо не продолжая своей деятельности.

      В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство  предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то большинство ее участников.

      В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением руководство. А это позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику, привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы получают шанс спасти свои деньги, общество — структуру экономики, приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия — необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по безработице.

      Введение  процедур банкротства позволяет  отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся  в рынок.

    1. Государственное регулирование отношений  несостоятельности  в РФ

      Неизбежное  в условиях формирования рыночной экономики  реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных  предпосылок для развития эффективных  взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок – наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом – сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

     Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. вступил в силу с 02.11.2002 г.

      В законе содержится четкое определение  самого понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

      Признаком банкротства юридического лица считается  неспособность юридического лица удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

      Для определения наличия признаков  банкротства должника принимается  во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности  за переданные товары, выполненные  работы и оказанные услуги, суммы  займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность  за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

      Дело  о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

      Должник имеет право обратиться в арбитражный  суд с заявлением о своей несостоятельности  в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения  экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о  том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем  раньше должник обратится в суд (результатов логичнее ждать в  период, когда экономическое состояние  еще может быть стабилизировано).

      Однако  предприятие-должник, чье экономическое  положение достаточно стабильно (а  значит, финансовые сложности являются временными) имеет возможность избежать судебного разбирательства путем  осуществления мер по предупреждению банкротства организаций, предусмотренных  гл. II Закона.

      Таким образом, в основе понятия банкротства  лежит презумпция, согласно которой  участник имущественного оборота (юридическое  лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а  также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение  длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства  перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить  суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или  иных уполномоченных государственных  органов.

      Арбитражный суд, при наличии достаточных  оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков  банкротства арбитражный суд  отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства  и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник  как банкрот будет подлежать  обязательной ликвидации. Помимо процедуры  конкурсного производства, применяемой  при ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.

      При рассмотрении дела о банкротстве  должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства (ст.27 Закона о банкротстве):

      - наблюдение;

      - финансовое оздоровление;

      - внешнее управление;

      - конкурсное производство;

      - мировое соглашение.

  Определение Арбитражного суда о введение в организации-должнике процедуры наблюдения производится на основе рассмотрения судом обоснованности заявлений должника, кредитора или  уполномоченных органов о признании  должника банкротом. Заявление должника подается в суд в письменной форме  и подписывается руководителем  предприятия.

  В заявлении должно быть указано: наименование Арбитражного суда; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о наличии имущества.

  По  результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику Арбитражный суд выносит определение (если требования признаны обоснованными), в котором указывается о введении процедуры наблюдения, об утверждении  временного управляющего, размера его  вознаграждения и источника его  выплаты. Временный арбитражный  управляющий выбирается на основе трёх кандидатур, составленных заявленной саморегулируемой организацией и удовлетворяющих  требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего.

  Наблюдение  является процедурой, направленной на обеспечение сохранности имущества  должника и проведение тщательного  анализа его финансового состояния  для поиска возможности восстановления платежеспособности предприятия.

  Наблюдение  – обязательная стадия разбирательства дела о банкротстве. Данная процедура вводится с момента принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев.

  Введение  наблюдения не означает отстранение  руководителя предприятия и иных органов управления, которые осуществляют свои полномочия с ограничениями (например: они не вправе принимать решения  о реорганизации или ликвидации должника, о создании филиалов и  представительств). Если руководитель организации-должника не принимает  необходимых мер по обеспечению  сохранности принадлежащего предприятию  имущества, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его  обязанностей, то Арбитражный суд  вправе отстранить руководителя от должности.

Информация о работе Финансово-экономическая характеристика предприятия