Федеральные и региональные органы представительной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы определить основные эволюционные направления развития концепций лидерства, изучить характерные черты типологии лидерства.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Указать место лидерства в управлении ,а именно дать характеристику классификации лидерства и охарактеризовать функции лидера;
Проанализировать методы исследования лидерства;
Изучить представления о лидерстве в классических школах менеджмента;
Исследовать теории лидерских качеств;
Изучить стили лидерства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1МЕСТО И РОЛЬ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ 5
1.1 Общее понятие и классификация лидерства 5
1.2 Функции лидера и восприятие его группой 8
ГЛАВА2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 13
2.1 Корреляционный подход 13
2.2 Экспериментальный подход 15
2.3 Общая модель лидерства 16
ГЛАВА3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЛИДЕРСТВЕ В КЛАССИЧЕСКИХ ШКОЛАХ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………….18
3.1 Представления о лидерстве в трудах Ф. Тейлора 18
3.2 Представления о лидерстве в классической административной школе управления 21
3.3 Типы лидерства, выделяемые М. Вебером 24
ГЛАВА4 ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ…………………………………...26
4.1 Теория лидерских качеств Ордуэйя Тида 26
4.2 Теория лидерских качеств У. Бэнниса 26
4.3 Теория лидерских качеств О.С. Виханского и А.И Наумова 27
ГЛАВА5 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 28
5.1 Поведенческие концепции лидерства 28
5.1.1 Стили лидерства К. Ленника 28
5.1.2 Стили лидерства Р. Лайкерта 29
5.2 Ситуационные концепции лидерства 31
5.2.1 Ситуационная теория Ф. Фидлера 31
5.2.2 Ситуационный поход «путь – цель» Митчелла и Хауса 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему- «Лидерство в управлении».doc

— 235.50 Кб (Скачать)

 

 

3.2 Представления о лидерстве в классической административной школе управления

 

Второе направление  классической школы менеджмента, разрабатывало  проблемы, касающиеся работы всей организации  как единого целого, а также, в  частности, идеи, относительно лидерских качеств хорошо подготовленных администраторов. Представители этого направления пытались ответить на вопрос: «Как заставить людей работать наилучшим образом в интересах организации?». Наиболее весомый вклад в разработку идей администрирования внес Анри Файоль. Наиболее известный его труд «Общее и промышленное управление» появился в 1916 году. Файоль полагает, что любая деятельность, которая приводит предпринимателей к успеху, может быть разбита на следующие группы11:

  • Техническая деятельность (производство, обработка, применение).
  • Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
  • Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
  • Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).
  • Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).
  • Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение координация, контроль).

 

Файоль отмечал, что в предпринимательстве всегда присутствуют эти шесть групп  деятельности, или их существенные функции. Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная «установка». Различаются «установки»: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т.д. Эти установки определяют качества или навыки менеджеров, которые тесно связаны с выполнением ими лидерских обязанностей.

Каждая из этих «установок» покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно  свести к следующим шести рубрикам:

  • Физические качества: здоровье, сила, ловкость;
  • Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;
  • Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;
  • Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции;
  • Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо донной функции - будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой и т.д.;
  • Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных их фактов12.

 

Файоль отмечает, что большинство из этих шести групп деятельности буду присутствовать во всех работах, но в разной мере. При этом, в частности, элементы управления будут занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала.

Главной заслугой Файоля является то, что он впервые  дает точный и ясный ответ, давая  определение менеджмента, которое  включает в себя пять основных элементов:

    • Предвидение и планирование: «изучение плана будущего и набросок плана действий».
    • Организация: «выстраивание структуры предпринимательства как материальной, так и человеческой».
    • Распоряжение: «поддержание активности в среде персонала».
    • Координация: «работать вместе, тесно связанно, объединив усилия и гармонически действуя».
    • Контроль: «наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями».

 

По представлению  Файоля, управление означает взгляд вперед, который делает процесс предвидения и планирования центральным в предпринимательской деятельности. «Менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его». Для нормальной работы организация нуждается в плане, который должен обладать «единством, неразрывностью, гибкостью, точностью». Сущность планирования состоит в том, чтобы предоставить возможность оптимального использования ресурсов.

Задача управления состоит в том, чтобы построить  организацию, которая даст возможность  реализовать основные цели организации оптимальным образом. Центральным моментом здесь является наличие структуры, в которой планы эффективно разрабатываются и выполняются.

Путем распоряжения, поддерживающего активность среди  персонала, организация должна быть вовлечена в движение. Благодаря возможности отдавать распоряжения менеджер обладает средством добиваться от подчиненных наилучшего выполнения задания.

Распоряжение  относится к взаимоотношениям между  управляющим и подчиненными в  рамках непосредственно задачи. Однако организации чаще всего выполняют самые разные задачи, поэтому становится необходимой координация усилий. Это может быть достигнуто только путем постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководящего звена.

И, наконец, контроль — завершающий цикл управления. Контроль служит для проверки качества выполнения других четырех элементов управления. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен осуществляться быстро и должна быть предусмотрена система штрафных санкций.

Что касается условий осуществления организационного лидерства, то Файоль подчеркивал значение власти и единоначалия. Власть в организации «есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться» -такое определение вполне соответствует современным представлениям об организационной власти. Более того, Файоль четко разделяет власть формальную, связанную с занимаемой должностью и не обязательно обеспечивающую лидерский авторитет. И власть, основанную на лидерских качествах.

Условием  успешного организационного лидерства является единоначалие: «Служащему может давать приказания относительно какого-либо действия только один начальник».

Файоль был  сторонником авторитарных методов  принятия решения и лидерства. Считая, что руководитель должен в равной мере обладать авторитарной властью и нести персональную и полную ответственность за свои решения.

Главная заслуга  Файоля состоит в том, что он определил, что же такое менеджмент и какое  место в процессе управления занимает руководитель, обладающий лидерскими качествами. Он является первым известным исследователем, давшим теоретический анализ управленческой деятельности — анализ, который выдержал полувековую критическую дискуссию.

 

3.3 Представления о лидерстве, выделяемые М.Вебером

 

Основы направления, получившего название «анализ бюрократии» заложил немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864-1920). Круг его научных интересов широк, но главный его вклад в теорию управления состоял в разработке концепции бюрократической организации и типов организационного лидерства.

Бюрократическая организация — это организация, которая не принимает во внимание индивидуальные, личностные характеристики персонала и не стимулирует инициативную, творческую работу.

Вебер выдвинул концепцию трех типов власти - традиционной, рациональной и харизматической. Эти три типа власти он называет «идеальными типами». У Вебера нет определенного различия между властью и лидерством. Однако достаточно очевидно, что Вебер, исследуя власть, также занят поисками тех лидерских черт или качеств, которые обеспечивают наиболее эффективное использование этой власти.

Традиционный  тип лидерства основан на традициях, социальных привычках, в его основе лежит традиционное действие, «как его осуществляли патриарх и патримониальный  князь старого типа». По замечанию Р. Арона, в таком обществе «субъект поступает по традиции, ему нет нужды ни ставить перед собой цель, ни определять ценности, ни испытывать эмоциональное возбуждение - он просто подчиняется укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам». Такие общества характерны для доиндустриальной эпохи13.

Рационально-легальный  тип власти Вебер характеризует  как «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального управления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляет современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». Таким образом, власть осуществляется в современных индустриальных государствах, где люди в организациях действуют в соответствии с установленными законами и правилами.

Наиболее  интересен третий, выделенный Вебером  тип лидерства или «господства» — харизматическое лидерство.

«Харизма» в  соответствии с ранней христианской традицией, - понятие для обозначения особенных, дарованных богом способностей, выделяющих и возвышающих человека над другими людьми. Этимологически «харизма» означает божественный дар.

Вебер определяет харизму следующим образом: «авторитет внеобыденного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма и др., - харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или - в области политики - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». Последователи харизматического лидера без принуждения, с готовностью и энтузиазмом подчиняются его авторитарному лидерству. Харизматический лидер призывает к свершениям, чему-то новому, необычному.

Вебер, в соответствии с традицией классической школы, считал, что лидерство определяется наличием у члена организации  особых качеств, которые с большей  или меньшей определенностью  можно считать «харизматическими». Хотя он и не дает полного развернутого списка качеств лидера, обеспечивающих ему «харизматические» черты, из контекста его работ следует, что к этим чертам можно отнести волю, решительность, ясность целей, навыки руководства, умение «зажечь» людей, разбудить энтузиазм последователей и с упорством и настойчивостью, опираясь на последователей, манипулируя ими, добиваться целей.

 

 

ГЛАВА 4 ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

 

4.1 Теория лидерских качеств Ордуэйя Тида

 

Одним из наиболее ярких и последовательных сторонников теории лидерских качеств был Ордуэй Тид, американский психолог организации труда и управления, посвятивший исследованию лидерских качеств ряд работ, вышедших в 30-е и 40-е годы в США. Он считал, что не существует непреодолимой грани между эффективным производственным лидерством и счастьем и благосостоянием работника. Достижение организационной гармонии их взаимоотношений он предполагал на пути расширения соучастия в управлении (партисипативного лидерства). Но для развития таких взаимоотношений, лидеры должны обладать определенными и четко идентифицируемыми чертами. К наиболее существенным относятся следующие14:

  • Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство — это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего уровня.
  • Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Дилер должен иметь цели и воодушевлять последователей на их достижение.
  • Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми». Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние.
  • Дружелюбие и привязанность. Тид считал, что для лидера хуже, когда его бояться, чем когда его любят.
  • Порядочность. В соответствии со своими принципами Тид считал, что люди должны заслуживать доверия.

 

Дальнейшее  развитие теории черт значительно усложнило систему выделяемых лидерских качеств и привело к появлению ряда классификаций.

 

4.2 Теория лидерских качеств У. Бенниса

 

Известный американский консультант в области менеджмента  У. Беннис выделял четыре группы лидерских  качеств:

1) управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/ действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением или способность так передавать значение созданного образа, идеи и ли видения, чтобы они были понятны и приняты последователями;

3) управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

 

4.3 Теория лидерских качеств О. С. Виханского и А.И. Наумова

 

О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют три группы личностных факторов: интеллектуальные способности, к которым относит ум и логику, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевую развитость, любопытство и познавательность, интуитивность; психологические или эмоциональные черты характера, включающие инициативность, гибкость, бдительность, созидательность и творчество, честность, личная целостность, смелость, самоуверенность, уравновешенность, независимость, самостоятельность, амбициозность, потребность в достижениях, настойчивость и упорство, энергичность, властность, работоспособность, агрессивность, стремление к превосходству, обязательность, участливость; приобретенные умения или личностно-деловые черты: умение заручаться поддержкой, умение кооперироваться, умение завоевывать популярность и престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение организовывать, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях15.

Информация о работе Федеральные и региональные органы представительной власти в РФ