Федеральные и региональные органы представительной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы определить основные эволюционные направления развития концепций лидерства, изучить характерные черты типологии лидерства.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Указать место лидерства в управлении ,а именно дать характеристику классификации лидерства и охарактеризовать функции лидера;
Проанализировать методы исследования лидерства;
Изучить представления о лидерстве в классических школах менеджмента;
Исследовать теории лидерских качеств;
Изучить стили лидерства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1МЕСТО И РОЛЬ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ 5
1.1 Общее понятие и классификация лидерства 5
1.2 Функции лидера и восприятие его группой 8
ГЛАВА2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА 13
2.1 Корреляционный подход 13
2.2 Экспериментальный подход 15
2.3 Общая модель лидерства 16
ГЛАВА3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЛИДЕРСТВЕ В КЛАССИЧЕСКИХ ШКОЛАХ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………….18
3.1 Представления о лидерстве в трудах Ф. Тейлора 18
3.2 Представления о лидерстве в классической административной школе управления 21
3.3 Типы лидерства, выделяемые М. Вебером 24
ГЛАВА4 ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ…………………………………...26
4.1 Теория лидерских качеств Ордуэйя Тида 26
4.2 Теория лидерских качеств У. Бэнниса 26
4.3 Теория лидерских качеств О.С. Виханского и А.И Наумова 27
ГЛАВА5 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 28
5.1 Поведенческие концепции лидерства 28
5.1.1 Стили лидерства К. Ленника 28
5.1.2 Стили лидерства Р. Лайкерта 29
5.2 Ситуационные концепции лидерства 31
5.2.1 Ситуационная теория Ф. Фидлера 31
5.2.2 Ситуационный поход «путь – цель» Митчелла и Хауса 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа на тему- «Лидерство в управлении».doc

— 235.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

ФГБОУ ВПО Самарская  государственная сельскохозяйственная академия ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И АГРАРНОГО РЫНКА

 

Специальность 080504.65 Государственное  и муниципальное управление

(Направление подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление)

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

«Исследования лидерства в теории управления»

 

 

по курсу «Теория управления»

Тема: Федеральные и  региональные органы представительной власти в РФ

 

 


 

 

 

 


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА1МЕСТО И РОЛЬ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ    5

  1.1 Общее понятие  и классификация лидерства     5

  1.2 Функции лидера  и восприятие его группой      8

ГЛАВА2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА    13

  2.1 Корреляционный подход         13

  2.2 Экспериментальный подход        15

  2.3 Общая модель лидерства         16

ГЛАВА3 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЛИДЕРСТВЕ В КЛАССИЧЕСКИХ ШКОЛАХ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………….18

  3.1 Представления о лидерстве  в трудах Ф. Тейлора     18

  3.2 Представления  о лидерстве в классической  административной школе  управления           21

  3.3 Типы лидерства,  выделяемые М. Вебером      24

ГЛАВА4 ТЕОРИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ…………………………………...26

  4.1 Теория лидерских  качеств Ордуэйя Тида      26

  4.2 Теория лидерских  качеств У. Бэнниса      26

  4.3 Теория лидерских  качеств О.С. Виханского и А.И  Наумова   27

ГЛАВА5 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА        28

  5.1 Поведенческие  концепции лидерства       28

      5.1.1 Стили лидерства К. Ленника       28

      5.1.2 Стили лидерства Р. Лайкерта       29 

  5.2 Ситуационные концепции  лидерства       31

      5.2.1 Ситуационная теория Ф. Фидлера      31

      5.2.2 Ситуационный поход «путь  – цель» Митчелла и Хауса   33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ  36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Исследование лидерства в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы.

Объектом  моего исследования является лидерство как таковое, рассматриваемое в управлении. Лидерство - это достаточно важный аспект для эффективной деятельности организации. Одновременно классификация лидерства, функции лидера, методы исследования лидерства, теории лидерских качеств, а также представления о лидерстве в классической школе менеджмента и стили лидерства будут являться предметом моего исследования для полного раскрытия представленной темы.

В современных  условиях от решений, принимаемых лидерами, как никогда зависит политическое и экономическое состояние общества, трудовых коллективов, благосостояние миллионов семей, поэтому я затрону проблему личных качеств лидеров, а также отношения лидерства и подчиненности, - глубинные причины этого универсального социального явления интересовали многих еще в древности, интересует и сейчас.

В данный момент эта проблема особенно актуальна  для России, когда успех либеральных преобразований, перспективы развития экономики как никогда ранее в истории страны зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней - от президента до руководителя небольшой фирмы.

Цель моей курсовой работы определить основные эволюционные направления развития концепций лидерства, изучить характерные черты типологии  лидерства.

Цель работы позволила сформулировать следующие  задачи, которые решались в работе:

    • Указать место лидерства в управлении ,а именно дать характеристику классификации лидерства и охарактеризовать функции лидера;
    • Проанализировать методы исследования лидерства;
    • Изучить представления о лидерстве в классических школах менеджмента;
    • Исследовать теории лидерских качеств;
    • Изучить стили лидерства;

При написании  данной курсовой работы использовались достижения отечественной науки  в исследовании особенностей лидерства. Книги таких авторов как Виханский  О.С., А.Г. Поршнев, Веснин В.Р, остальные источники указаны в списке использованной литературы. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, материалы семинаров, а также периодика.

Информационная база, которая использовалась при написании  данной работы следующая:

- научно-теоретическая  литература по теории управления, социологии лидерства;

- периодическая литература (журналы и газеты) с описанием  существующих проблем влияния  лидерского потенциала руководителя  на развитие организации.

Структура курсовой работы: введение, основная часть, заключение и списка использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1МЕСТО И РОЛЬ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ

 

1.1. Общее понятие и классификация

 

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства  проявляется в любых более  или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. Так как люди, будучи существами социальными, существуют в группах и именно через группу, групповое взаимодействие могут осуществлять свои замыслы, лидерство охватывает практически все сферы социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической и политической деятельности в сфере досуга и развлечений, отправления религиозных культов и образования, в спорте и активности уличных банд и т.д.

Проблема  лидерства более 40 лет активно  изучается в различных странах. В справочном пособии по теории лидерства, выпущенном в 1981 году, уже содержались сведения о более чем 5000 независимых исследований в этой области, но до настоящего времени сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно выделить лидеров среди остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных лидеров.

Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями  о нем и исходя из того, что  их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься. На этом я остановлюсь поподробнее в следующем разделе.

Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т.п. Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Большинство определений лидерства как процесса предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей1.

  • Следовательно, широкое понимание лидерства включает:
  • влияние на постановку целей и определение стратегии развития;
  • влияние на согласование поведения для достижения целей;
  • влияние на групповую поддержку;
  • влияние на организационную культуру;

 

Как свойство лидерство представляет собой набор  характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет непринудительное влияние. Лидерство  не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленными положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Все перечисленное относится к неформальному лидерству. Руководители рассматриваются как формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами или не быть таковыми.

Джон Николе отмечает различия характера лидерства  на микро- и макроуровне управления. Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление часто реактивно и ситуативно. Макролидерство ориентировано на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры2.

Ключевой  фигурой формальной организации является лидер или администратор. Его роль и значение в современном обществе трудно переоценить: в развитых странах тратятся огромные ресурсы для подготовки профессиональных менеджеров-администраторов. Эта задача особенно остро стоит перед Россией, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки менеджеров, обладающих навыками руководства в условиях рыночной экономики. Решение ее во многом зависит от выработки правильных, адекватных представлений о том, какими качествами должен обладать менеджер, работающий в современных условиях. То, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Другое дело, в какой мере? Каков тот необходимый уровень лидерских качеств, который позволяет менеджеру быть эффективным?

Трудно дать общее определение лидерства, с  которым согласились бы все исследователи. Это объясняется тем, что феномен  лидерства, отношения лидерства  проявляются всегда и везде, где группе людей приходится решать какие- то проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы. Наиболее заметными лидерские отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит задача распределения ресурсов (ресурсы в данном контексте понимаются в широком плане - материальные, финансовые, пищевые, информационные и т.д. вплоть до репродуктивных). Такое широкое понимание лидерства не позволяет дать четкое и однозначное определение понятия лидерства.

Наиболее  последовательную классификацию лидерства в широком смысле предложил уже упомянувшийся выше Р. Стогдилл, который в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по 11 ключевым идеям, которые позволили сгруппировать эти определения в соответствии с ними.

1) Лидерство  как центр групповых интересов.  Этот подход отмечает тот факт, что лидер является духовно-эмоциональным  центром группы, выражением власти  всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы.

2) Лидерство как проявления личностных черт. Эта группа концепций ставила перед собой цель выявить некоторый оптимальный набор личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться и удерживать лидерские позиции. В силу развитости, эмпирической обоснованности и влияния на развитие организационной теории этого подхода.

3) Лидерство как искусство достижения согласия. Здесь делается акцент на обязательно присущем эффективному лидеру умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умения улаживать конфликты. Такое лидерство называют консенсуальным. Лидерство здесь рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.

4) Лидерство как искусство достижения согласия. Здесь делается акцент на поведенческих аспектах лидерства: лидерское поведение - любые действия, которые предпринимает лидер для управления и координации работы группы. Это, например, такие действия, как распределение обязанностей, поощрение и критика членов группы, мотивация для достижения результатов.

5) Лидерство как инструмент достижения цели или результата. В этих концепциях эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей группы.

6) Лидерство как взаимодействие. В данном случае лидерство понимается как эффект группового действия. Согласно этому подходу, необходимым условием эффективного лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Лидерство - это такие межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.

7) Лидерство как умение убеждать. Здесь подчеркивается различие между лидерством и управлением. Если последнее, с точки зрения сторонников этого подхода, является искусством принуждения и использования силы или угрозы применения силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении, то лидер управляет с помощью убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собственного примера. Такое поведение лидера характерно для многих политических и общественных, чаще всего неформальных организаций.

8) Лидерство как осуществление влияния. Лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющей нормы и предписания для выполнения задания. При этом большое значение придается анализу межличностных отношений.

9) Лидерство как отношение власти. В этом случае властные отношения рассматриваются как форма лидерских отношений, как способность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей (подчиненных). Если один индивид в группе может добиться изменения поведения другого индивида, то мы имеем дело с актом лидерства, при этом некоторые лидеры в большей степени способны трансформировать лидерские отношения во властные, чем другие.

10) Лидерство как дифференциация ролей. Эти определения основываются на ролевой теории современной социологии, согласно которой все члены общества, группы и общественные организации занимают определенное место в системе социальных статусов. Каждый участник взаимоотношений лидерства-подчинения играет определенную роль, а лидерство может рассматриваться как ролевая дифференциация. Основой такой дифференциации является процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы, когда один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.

Информация о работе Федеральные и региональные органы представительной власти в РФ