Факторы эффективности управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.

В процессе работы проводилось аналитическое исследование факторов эффективности управления предприятием.

В результате исследования были определены пути повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение 5

1 Теоретические аспекты основы эффективного управления организацией 7

1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управленческой деятельности 7

1.2 Принципы эффективности управления 9

1.3 Критерии и методы оценки эффективности управления 10

1.4 Уровни эффективности системы управления 15

2 Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения 16

2.1 Структура организации и разделение труда 16

2.2 Ресурсы и технология 20

2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления 22

2.4 Влияние руководителя на эффективность управления 25

2.4.1 Основные качества руководителя 25

2.4.2 Авторитет и лидерство 27

2.4.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления 29

3 Пути повышения эффективности управления ООО Швейная фабрика«Парус» 31

3.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Парус» 31

3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Парус» 33

3.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 35

3.4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 40

Заключение 43

Список использованной литературы 46

Приложение

Работа содержит 2 файла

Титульник и другое покурсовой по менеджменту.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая.RTF

— 864.38 Кб (Скачать)

     Для новых сотрудников на предприятии проводятся обучающие курсы, а в дальнейшем - курсы повышения квалификации.

     Анализ структуры и квалифицированности персонала в ООО Швейная фабрика «Парус» представлен в таблице 1, приведенной ниже.

     Из данных таблицы видно, что среднесписочная численность работников сократилась на 13,3% в 2006 году и 19,3% в 2007. При этом следует отметить, что количество работников высокой квалификации в 2006 году сократилось на 28 человек, а в 2007 году увеличилось на 10 человек (по сравнению с 2006 годом) при уменьшении общей численности на 108 человек по сравнению с 2005 годом.

     Больше всего сократилось число работников низкой квалификации: в 2006 году - на 26 человек и в 2007 году - на 54 человека при общем сокращении количества персонала на 75 и 108 человек соответственно.

     Количество работников средней квалификации с учетом изменения среднесписочной численности работников осталось примерно на том же уровне.

     Таким образом, с точки зрения структуры и системы отбора персонала менеджмент на предприятии за последние три года можно считать эффективным, так как отчетливо наблюдается динамика увеличения количества высококвалифицированных работников и сокращения работников низкой квалификации. Росту эффективности управления способствует также система обучения персонала и повышения квалификации [20, с. 154]. 

 

      Таблица 1 - Анализ структуры и квалифицированности персонала ООО Швейная фабрика «Парус» 

     
 
Показатели
 
2005 год
 
2006 год
 
2007 год
Абсолют.

отклоне-

ние

к 2005 году

Темп

прироста, %

к 2005 году

Числ.,

чел.

Числ.,

чел.

Числ.,

чел.

 
2006
 
2007
 
2006
 
2007
Списочная

численность, всего

 
560
 
485 
 
452
 
-75
 
-108
 
-13,3
 
-19,3
в том числе:              
- работники

высокой

квалификации

 
132
 
104
 
114
 
-28
 
-18
 
-21,2
 
-13,6
- работники

средней

квалификации

 
218
 
197
 
182
 
-21
 
-36
 
-9,6
 
-16,5
- работники

низкой

квалификации

 
210
 
184
 
156
 
-26
 
-54
 
-12,4
 
-25,7
 

     Проведенная оценка эффективности управления по разным критериям позволяет сделать следующие выводы:

     В целом управление в ООО Швейная фабрика «Парус» можно считать эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2007 году возросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.

     Основными недостатками, снижающими эффективность управления в ООО Швейная фабрика «Парус» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления.

     Комплексный анализ всех факторов эффективности управления показал, что предприятию необходимо повышать эффективность управления и устранять недостатки в системе менеджмента, чтобы обеспечить высокие результаты деятельности. 

     Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 

     Так как в результате оценки эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» были выявлены некоторые недостатки, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности.

     В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:

     1) Создание эффективной информационной системы.

     2) Разработка дополнительных мотиваций персонала.

     3) Совершенствование организационной структуры управления. 

     1. Создание эффективной информационной системы.

     Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.

     Так как в ООО Швейная фабрика «Парус» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:

    - улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;

    - обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;

    - оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).

     К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в ООО Швейная фабрика «Парус» относятся следующие действия:

     Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.

     Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.

     Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.

     Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.

     Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации [19, с. 123-124] .

     2. Разработка дополнительных мотиваций персонала.

     Как было отмечено выше, для сотрудников ООО Швейная фабрика «Парус» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:

     Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству фирмы необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.

     Разработать систему бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.

     Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.

     Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха [7, с. 115].

     3. Совершенствование организационной структуры управления.

     Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ООО Швейная фабрика «Парус» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления [17, с. 12] .

     Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (Приложение Г, рисунок Г.1).

     Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.

     Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.

     Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.

     Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.

 

      Заключение 

     Таким образом, эффективность управления - сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

Информация о работе Факторы эффективности управления организацией