Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:35, курсовая работа
Цель работы – разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.
В процессе работы проводилось аналитическое исследование факторов эффективности управления предприятием.
В результате исследования были определены пути повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии.
Введение 5
1 Теоретические аспекты основы эффективного управления организацией 7
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управленческой деятельности 7
1.2 Принципы эффективности управления 9
1.3 Критерии и методы оценки эффективности управления 10
1.4 Уровни эффективности системы управления 15
2 Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения 16
2.1 Структура организации и разделение труда 16
2.2 Ресурсы и технология 20
2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления 22
2.4 Влияние руководителя на эффективность управления 25
2.4.1 Основные качества руководителя 25
2.4.2 Авторитет и лидерство 27
2.4.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления 29
3 Пути повышения эффективности управления ООО Швейная фабрика«Парус» 31
3.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Парус» 31
3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Парус» 33
3.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 35
3.4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 40
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение
Для новых сотрудников на предприятии проводятся обучающие курсы, а в дальнейшем - курсы повышения квалификации.
Анализ структуры и квалифицированности персонала в ООО Швейная фабрика «Парус» представлен в таблице 1, приведенной ниже.
Из данных таблицы видно, что среднесписочная численность работников сократилась на 13,3% в 2006 году и 19,3% в 2007. При этом следует отметить, что количество работников высокой квалификации в 2006 году сократилось на 28 человек, а в 2007 году увеличилось на 10 человек (по сравнению с 2006 годом) при уменьшении общей численности на 108 человек по сравнению с 2005 годом.
Больше всего сократилось число работников низкой квалификации: в 2006 году - на 26 человек и в 2007 году - на 54 человека при общем сокращении количества персонала на 75 и 108 человек соответственно.
Количество работников средней квалификации с учетом изменения среднесписочной численности работников осталось примерно на том же уровне.
Таким
образом, с точки зрения структуры и системы
отбора персонала менеджмент на предприятии
за последние три года можно считать эффективным,
так как отчетливо наблюдается динамика
увеличения количества высококвалифицированных
работников и сокращения работников низкой
квалификации. Росту эффективности управления
способствует также система обучения
персонала и повышения квалификации [20,
с. 154].
Таблица 1 - Анализ структуры и квалифицированности
персонала ООО Швейная фабрика «Парус»
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Абсолют.
отклоне- ние к 2005 году |
Темп
прироста, % к 2005 году | ||
Числ.,
чел. |
Числ.,
чел. |
Числ.,
чел. |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | |
Списочная
численность, всего |
560 |
485 |
452 |
-75 |
-108 |
-13,3 |
-19,3 |
в том числе: | |||||||
- работники
высокой квалификации |
132 |
104 |
114 |
-28 |
-18 |
-21,2 |
-13,6 |
- работники
средней квалификации |
218 |
197 |
182 |
-21 |
-36 |
-9,6 |
-16,5 |
- работники
низкой квалификации |
210 |
184 |
156 |
-26 |
-54 |
-12,4 |
-25,7 |
Проведенная оценка эффективности управления по разным критериям позволяет сделать следующие выводы:
В целом управление в ООО Швейная фабрика «Парус» можно считать эффективным, так как, во-первых, расчет экономических показателей эффективности с учетом затрат на менеджмент и прибыльности предприятия показал возрастающую динамику эффективности управления, во-вторых, управленческие кадры состоят из высококвалифицированных специалистов, которые периодически совершенствуют уровень своего профессионализма, а также проходят ежегодную аттестацию, что является стимулом к более эффективному выполнению работы. Анализ системы подбора и уровня квалифицированности персонала показал, что в 2007 году возросла доля высококвалифицированных работников и снизилась доля сотрудников низкой квалификации.
Основными недостатками, снижающими эффективность управления в ООО Швейная фабрика «Парус» является слабое развитие информационных систем на предприятии, недостаточные мотивации для сотрудников, а также не поддерживается новаторство, и работники не могут открыто высказывать свои идеи и предложения. Также, существуют определенные минусы в организационной структуре управления.
Комплексный
анализ всех факторов эффективности управления
показал, что предприятию необходимо повышать
эффективность управления и устранять
недостатки в системе менеджмента, чтобы
обеспечить высокие результаты деятельности.
Разработка
рекомендаций по повышению эффективности
управления в ООО Швейная фабрика «Парус»
Так как в результате оценки эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» были выявлены некоторые недостатки, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности управленческой деятельности.
В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:
1) Создание эффективной информационной системы.
2) Разработка дополнительных мотиваций персонала.
3)
Совершенствование организационной структуры
управления.
1. Создание эффективной информационной системы.
Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.
Так как в ООО Швейная фабрика «Парус» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:
- улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;
- обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;
- оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).
К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в ООО Швейная фабрика «Парус» относятся следующие действия:
Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в компании. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.
Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.
Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.
Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью фирмы в различных областях, для повышения уровня информированности.
Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации [19, с. 123-124] .
2. Разработка дополнительных мотиваций персонала.
Как было отмечено выше, для сотрудников ООО Швейная фабрика «Парус» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:
Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству фирмы необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.
Разработать систему бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.
Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.
Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха [7, с. 115].
3. Совершенствование организационной структуры управления.
Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ООО Швейная фабрика «Парус» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления [17, с. 12] .
Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (Приложение Г, рисунок Г.1).
Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.
Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.
Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.
Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.
Заключение
Таким образом, эффективность управления - сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.
Информация о работе Факторы эффективности управления организацией