Факторы эффективности управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.

В процессе работы проводилось аналитическое исследование факторов эффективности управления предприятием.

В результате исследования были определены пути повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение 5

1 Теоретические аспекты основы эффективного управления организацией 7

1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управленческой деятельности 7

1.2 Принципы эффективности управления 9

1.3 Критерии и методы оценки эффективности управления 10

1.4 Уровни эффективности системы управления 15

2 Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения 16

2.1 Структура организации и разделение труда 16

2.2 Ресурсы и технология 20

2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления 22

2.4 Влияние руководителя на эффективность управления 25

2.4.1 Основные качества руководителя 25

2.4.2 Авторитет и лидерство 27

2.4.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления 29

3 Пути повышения эффективности управления ООО Швейная фабрика«Парус» 31

3.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Парус» 31

3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Парус» 33

3.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 35

3.4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 40

Заключение 43

Список использованной литературы 46

Приложение

Работа содержит 2 файла

Титульник и другое покурсовой по менеджменту.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая.RTF

— 864.38 Кб (Скачать)

     Эффект управления складывается из трех составляющих:

    экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

    социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

    социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта[18, с. 590].

     Существует множество видов эффективности управления организацией. Рассмотрим основные из них:

    по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;

    по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;

    по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;

    по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;

    по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая[2, с.57].

     Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

     Изучение эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность[26]. 

       Принципы эффективности управления 

      Эффективное управление должно строиться на определенных принципах. Их должна устанавливать сама организация. Например, в федеральном законе "Об основах Государственной Службы Российской Федерации" установлены следующие принципы государственной службы:

      1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

      2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

      3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

      4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

      5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

      6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

      8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

      9) гласности в осуществлении государственной службы;

      10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

      11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

      12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах[14].

      Кроме того, эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления - рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляющих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления[1, с. 104]. 

       Критерии и методы оценки эффективности управления 

     Как было сказано выше, оценка эффективности управления организацией является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность[4, с. 53].

     Исходя из определения эффективности управления как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности управления, которая не всегда корректна, так как:

    результат управления не всегда заключается в прибыли;

    такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;

    результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

    затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить[12, с. 56-57].

     Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность управления рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.

     Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.

     Уровень технической вооруженности управленческого труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-управленческого работника. Следует отметить, что данный показатель на многих предприятиях является еще очень невысоким. Он в десятки раз ниже уровня технической вооруженности труда рабочих. В то же время, по подсчетам зарубежных специалистов, средства, затрачиваемые на механизацию и автоматизацию управленческого труда, окупаются в 3-4 раза быстрее, чем затраты на новое производственное оборудование.

     Однако, показатели узкой эффективности управления также непосредственно не отражают самой его эффективности.

     Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение: 

     ЭУ1 = ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ,    (1.3.1) 

     где ЭУ1 - эффективность системы управления,

     ЗУ - годовые затраты на управление,

     ФОС - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

     ФОБ - среднегодовая сумма оборотных средств. 

     Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле: 

     Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП),   (1.3.2) 

     где ВП - выпуск валовой продукции за год,

     РПП - среднегодовая численность промышленно-производственного персонала. 

     Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления[16, с. 326-327].

     В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:

    основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;

    амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);

    затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;

    затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);

    затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.

     Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика[1, с. 332].

     Важными показателями при оценке эффективности управления являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности управления с учетом прибыли может быть представлена следующим образом: 

     ЭУ2 = ПБ1 / РУ1,       (1.3.3) 

     а показатель ее роста - индекс:

     IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),    (1.3.4) 

     где ПБ1 и ПБО - балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,

     РУ1, РУО - среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем году. 

     Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.

     При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

     Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность)[16, с. 328].

     Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

     Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.

     То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.

     Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна[12, с. 60].

     Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

Информация о работе Факторы эффективности управления организацией