Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:35, курсовая работа
Цель работы – разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.
В процессе работы проводилось аналитическое исследование факторов эффективности управления предприятием.
В результате исследования были определены пути повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии.
Введение 5
1 Теоретические аспекты основы эффективного управления организацией 7
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управленческой деятельности 7
1.2 Принципы эффективности управления 9
1.3 Критерии и методы оценки эффективности управления 10
1.4 Уровни эффективности системы управления 15
2 Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения 16
2.1 Структура организации и разделение труда 16
2.2 Ресурсы и технология 20
2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления 22
2.4 Влияние руководителя на эффективность управления 25
2.4.1 Основные качества руководителя 25
2.4.2 Авторитет и лидерство 27
2.4.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления 29
3 Пути повышения эффективности управления ООО Швейная фабрика«Парус» 31
3.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Парус» 31
3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Парус» 33
3.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 35
3.4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 40
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложение
Эффект управления складывается из трех составляющих:
экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта[18, с. 590].
Существует множество видов эффективности управления организацией. Рассмотрим основные из них:
по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая[2, с.57].
Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
Изучение
эффективности менеджмента является довольно
сложным процессом, поскольку предполагает
учет различных факторов и предпосылок,
которые оказывают совокупное влияние
на управленческую деятельность[26].
Принципы
эффективности управления
Эффективное управление должно строиться на определенных принципах. Их должна устанавливать сама организация. Например, в федеральном законе "Об основах Государственной Службы Российской Федерации" установлены следующие принципы государственной службы:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах[14].
Кроме
того, эффективность управления определяется
эффективностью функционирования и использования
каждого элемента системы управления -
рациональностью структуры, применением
научных, передовых методов управления,
скоростью, полнотой информационного
обслуживания, квалификацией управляющих
кадров, их умением творчески подходить
к решению конкретных проблем управления[1,
с. 104].
Критерии
и методы оценки эффективности управления
Как было сказано выше, оценка эффективности управления организацией является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность[4, с. 53].
Исходя из определения эффективности управления как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности управления, которая не всегда корректна, так как:
результат управления не всегда заключается в прибыли;
такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;
результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить[12, с. 56-57].
Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность управления рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.
Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.
Уровень
технической вооруженности управленческого
труда характеризуется стоимостью всех
технических средств управления, приходящихся
на одного административно-
Однако, показатели узкой эффективности управления также непосредственно не отражают самой его эффективности.
Широкая
эффективность управления устанавливается
сопоставлением затрат на управление
с общими показателями деятельности предприятия
в целом. Одним из показателей этой эффективности
может служить следующее отношение:
ЭУ1
= ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ, (1.3.1)
где ЭУ1 - эффективность системы управления,
ЗУ - годовые затраты на управление,
ФОС - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ФОБ
- среднегодовая сумма оборотных средств.
Для
повышения «чувствительности» показателя
эффективности его целесообразно определять
также в сопоставлении с уровнем производительности
труда, то есть с отражением влияния на
него как овеществленного, так и живого
труда, по формуле:
Э'У1
= (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП), (1.3.2)
где ВП - выпуск валовой продукции за год,
РПП
- среднегодовая численность промышленно-производственного
персонала.
Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления[16, с. 326-327].
В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:
основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;
амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);
затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;
затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);
затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.
Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика[1, с. 332].
Важными
показателями при оценке эффективности
управления являются прибыль и рентабельность,
которые наиболее полно характеризуют
конечные результаты деятельности предприятия,
а значит, и эффективности управления.
При этом следует исключить влияние на
прибыль факторов, не связанных с деятельностью
данного хозяйственного звена. Формула
расчета эффективности управления с учетом
прибыли может быть представлена следующим
образом:
ЭУ2
= ПБ1 / РУ1, (1.3.3)
а показатель ее роста - индекс:
IЭ=
(ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО), (1.3.4)
где ПБ1 и ПБО - балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,
РУ1,
РУО - среднегодовая численность управленческого
персонала в текущем и предыдущем году.
Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность)[16, с. 328].
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.
Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна[12, с. 60].
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Информация о работе Факторы эффективности управления организацией