Факторы эффективности управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.

В процессе работы проводилось аналитическое исследование факторов эффективности управления предприятием.

В результате исследования были определены пути повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение 5

1 Теоретические аспекты основы эффективного управления организацией 7

1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управленческой деятельности 7

1.2 Принципы эффективности управления 9

1.3 Критерии и методы оценки эффективности управления 10

1.4 Уровни эффективности системы управления 15

2 Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения 16

2.1 Структура организации и разделение труда 16

2.2 Ресурсы и технология 20

2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления 22

2.4 Влияние руководителя на эффективность управления 25

2.4.1 Основные качества руководителя 25

2.4.2 Авторитет и лидерство 27

2.4.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления 29

3 Пути повышения эффективности управления ООО Швейная фабрика«Парус» 31

3.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Парус» 31

3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Парус» 33

3.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 35

3.4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус» 40

Заключение 43

Список использованной литературы 46

Приложение

Работа содержит 2 файла

Титульник и другое покурсовой по менеджменту.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая.RTF

— 864.38 Кб (Скачать)

     Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.

      При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

     Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

      При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.

     Развиваются и другие подходы к оценке эффективности управления, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

     Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:

    Действенность - степень достижения целей организации.

    Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

    Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.

    Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками.

    Продуктивность - соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

    Качество трудовой жизни - условия труда работников

    Инновационная активность - внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

     Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.

     Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение[25]. 

        Уровни эффективности системы управления

 

      Система управления и ее эффективность рассматривается не на одном, а на трех уровнях:

      Как органическая часть более высокой системы.

      Как самостоятельная целостная система.

      Как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.

      В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, во взаимоотношениях ее с внешней средой.

      На втором уровне эффективность системы управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т.е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.

      На третьем уровне выделяется эффективность действия составляющих системы. Именно здесь могут быть рассмотрены в конкретных формах функционирование сил и средств, входящих в систему как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда и его средств[22].

      Продукт управленческой деятельности тоже трехмерен. Во-первых, он выступает как конечный, в виде той или иной эффективности производства, и есть не что иное, как результат эффективности функционирования объектов управления и самой управляющей деятельности.

      Во-вторых, он выступает как промежуточный, в виде качества и экономичности деятельности системы управления в целом.

      В-третьих, он является воплощением качества исполнения функций и этапов управленческого труда, характера использования наличных сил и средств управления.

      Анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности управления в рамках фирмы позволяет выделить следующие направления анализа различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности управления:

      Экономические показатели эффективности управления.

      Эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики; отношение целей фирмы и общества.

      Эффективность управления как саморегулируемой системы; адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий производства.

      Эффективность информационной системы; информационное обеспечение управления и управляющего воздействия на фирму[15, 155-156].

     Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения

     Структура организации и разделение труда

 

     Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.

     В настоящее время существуют следующие виды организационных структур управления:

     1) Линейная департаментизация - характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

     2)  Функциональная департаментизация - процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

     3) Департаментизация по продукту (продуктовая) - выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

     По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).

     4) Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

     5) Девизиональная организация - сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

     6) Матричная организация комбинация функционального и продуктового подходов, где функциональная часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая - отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.

     Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий.

     Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом [16, с. 335-336].

      Структура организации является существенным фактором качества управления, который необходимо принимать во внимание, так как правильно подобранная и четко функционирующая структура существенно облегчает процесс управления и повышает его эффективность[22].

      Организационную структуру любой коммерческой фирмы или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:

    действительные взаимосвязи между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

    действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

    полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

      При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности управления.

      Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

      Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации

      Интеграция - это возможность скоординированных действий множества людей.

      Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

      Таким образом, можно сказать, что процесс интеграции представляет собой процесс достижения единства усилий всех подсистем организации для реализации ее задач и целей.

      Единство усилий повышает эффективность управления, не дает подразделениям организации возможности тянуть ее в разных направлениях, распылять ее силы и возможности и достичь общих целей организации.

      Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, руководство высшего звена должно постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях. Совершенно недостаточно того, что каждое подразделение и каждый сотрудник организации будет работать эффективно сам по себе. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему.

      Закономерность процесса интеграции состоит в том, что чем интегрированнее фирма, тем она успешней.

Информация о работе Факторы эффективности управления организацией