Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:51, дипломная работа
Цель – на основе теоретических аспектов диагностики кризисного со-стояния и антикризисного финансового управления предприятием провести анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления предприятием и разработать мероприятия по выводу предприятия из кризиса.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические аспекты диагностики кризисного состояния и антикризисного управления предприятием;
– провести анализ финансового состояния и риска банкротства исследуемого предприятия;
– проанализировать систему антикризисного финансового управления предприятием;
– разработать мероприятия по выводу предприятия из кризиса.
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты диагностики кризисного состояния и основы антикризисного финансового управления предприятием ………………….…6
1.1 Понятие и характеристика кризисного состояния предприятия ………….6
1.2. Сущность и методы антикризисного финансового управления предприятием ………………………………………………………………..17
1.3. Методика принятия антикризисных решений в условиях угрозы банкротства ………………………………………………………………….24
2 Анализ финансового состояния и антикризисного финансового управления СХПК «Марьянский» ……………………………………………31
2.1 Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика СХПК «Марьянский» ………………………………….…31
2.2 Анализ финансового состояния СХПК «Марьянский» ………………….37
2.2.1 Общая оценка финансового состояния СХПГ «Марьянский» 37
2.2.2 Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности предприятия 44
2.2.3 Анализ показателей деловой активности предприятия 51
2.2.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 54
2.3 Анализ процесса антикризисного финансового управления на предприятии …………………………………………………………………58
2.4 Совершенствование антикризисного финансового управления на предприятии ………………………………………………………………..61
3 Разработка мероприятий по выводу предприятия СХПК «Марьянский» из кризиса ……………………………………………………………………………70
Заключение ……………………………………………………………………….78
Список использованных источников ………………………………………….82
Приложения ………………………………………………………………………..86
Система финансового управления компанией подобна пирамиде, состоящей из нескольких уровней. На нижнем уровне сосредоточены транзакционные системы, в чьи основные задачи входит учет (желательно в режиме реального времени) всех производимых в компании операций. Основная задача данных систем – собрать всю необходимую информацию о деятельности компании и подготовить ее для последующей обработки системами более высокого уровня. К такого рода системам в первую очередь относятся Системы бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
На среднем уровне пирамиды финансового управления сконцентрированы системы аналитического уровня. Это те системы, которые агрегируют данные отдельных транзакций, совершаемых в компании, в информацию, пригодную для аналитической обработки. Например, данные о единичной покупке, которую в какой-либо день совершил покупатель, представляют собой отдельную транзакцию, фиксируемую в какой-либо транзакционной системе. Необработанные данные об отдельных транзакциях (например, покупках клиентов) ввиду их большого объема и значительного отклонения от средних величин мало пригодны для принятия каких-либо управленческих решений.
Важнейшей характеристикой предприятия, предопределяющей форму его экономической деятельности, является степень экономической свободы.
Полная экономическая свобода соответствует частной форме собственности и проявляется в следующем:
полная самостоятельность предприятия: в выборе партнеров, установлении заработной платы, цен на выпускаемою продукцию, распоряжении продукцией, полученной прибылью и т. д.;
полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства;
свобода постановки целей, наряду с общей целью – максимизацией прибыли: завоевание рынка сбыта, моральное и материальное стимулирование рабочих кадров, обеспечение финансово-экономической стабильности функционирования предприятия и т. п.
Относительная экономическая свобода характеризует государственную и муниципальную собственности и проявляется в следующем:
ограниченная самостоятельность предприятия, регламентируемая соответствующим ведомством и правительством;
ограниченная ответственность предприятия, которая выражается в государственной поддержке в виде дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т. п.
подчинение целей производства экономическим целям государства.
Из вышеизложенного следует, что государственные и муниципальные предприятия не свободны в принятии управленческих решений. Таким образом, механизм принятия управленческих решений разрабатывается для предприятий частной формы собственности. Для предприятий государственной и муниципальной формы собственности может применяться методика оценки финансово-экономической стабильности предприятия, с целью обоснования необходимости проведения тех или иных мероприятий и их финансирования.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов и реализуется поэтапно (см. рисунок 4).
Рисунок 4 – Этапы разработки управленческих решений по финансовой стабилизации функционирования предприятия
Каждый этап состоит из ряда операций, взаимосвязанных между собой.
Первым этапом разработки управленческих решений является постановка цели, в рассматриваемом случае – это финансово-экономическая стабилизация функционирования предприятия. Для достижения этой цели необходимо изучить и проанализировать результаты оценки финансово-экономической стабильности функционирования предприятия. Отсюда вытекает ряд проблем, которые нужно формализовать путем определения разницы между фактическими и нормативными значениями показателей, а также выполнить структуризацию проблем, построив для их решения дерево целей.
Рисунок 5 – Дерево целей финансово-экономической стабилизации функционирования предприятия
Дерево целей показывает пути достижения поставленной цели – финансово-экономической стабилизации функционирования предприятия, через подцели. Очевидно, что финансово-экономическая стабилизация не может быть достигнута, если не достигнута хотя бы одна подцель: повышение платежеспособности предприятия, оптимизация риска, связанного с функционированием предприятия, повышение эффективности деятельности предприятия и повышение эффективности основной деятельности. Однако, для каждого отдельно взятого предприятия выбор подцелей индивидуален, несмотря на общую главную цель. Это обусловлено разными причинами дестабилизации финансово-экономического состояния предприятия, а так же особенностями стадии жизненного цикла, на которой оно находится.
Построить дерево целей для индивидуального предприятия помогут результаты оценки финансово-экономической стабильности предприятия. Процесс разработки управленческих решений может пойти по одной из ветвей, а может охватить и все ветви дерева целей. Чем более нестабильно предприятие, тем больше ветвей будет задействовано, и наоборот.
Каждая подцель имеет еще один уровень подцелей, которые необходимо достигнуть. Определив конечный набор целей, можно перейти к этапу разработки вариантов достижения целей.
Второй этап – разработка вариантов достижения целей. Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ранжировать (определить важность) проблемы по их актуальности, масштабности, учитывая стадию жизненного цикла предприятия. Например, значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств незначительно увеличилось и произошло отклонение от рекомендованного нами, в то же время, прибыль от реализации значительно снизилась. В этом случае на первое место по актуальности встает проблема снижения прибыли, а на второе место – заемная политика предприятия. Далее необходимо изучить и проанализировать факторный анализ проблемных параметров с целью выяснения причин, неблагоприятно повлиявших на них. Когда известны причины той или иной степени финансово-экономической стабильности предприятия, можно приступить к разработке вариантов достижения поставленных целей. По каждой проблеме необходимо разработать несколько альтернативных вариантов, что обеспечит высокое качество и эффективность будущего управленческого решения. Каждый вариант должен содержать путь решения проблемы с учетом причин, вызвавших ее.
Третьим этапом разработки управленческих решений является выбор предпочтительных вариантов из множества альтернативных. Осуществить выбор и составить оптимальный перечень путей достижения конечной цели можно оценив производственные возможности предприятия и определив стадию жизненного цикла предприятия. Критерием принятия управленческого решения является стадия жизненного цикла предприятия и соответствующие ей критерии финансово-экономической стабильности.
Реализация программы по стабилизации финансово-экономического состояния предприятия – заключительный этап процесса разработки и принятия управленческих решений.
Оценка финансово-экономической стабильности функционирования предприятия базируется на выявлении, анализе и прогнозировании факторов влияющих на динамику степени стабильности:
– объем продаж, цена единицы продукции, себестоимость единицы реализованной продукции;
– соотношение заемных и собственных средств, постоянные и переменные издержки;
– объем продаж, размер и структура оборотных и внеоборотных активов.
Система финансового управления предприятием является тем набором инструментов управления, которые в современных условиях необходимы каждой компании, желающей удержаться на рынке в условиях постоянного роста конкуренции. Стратегически мыслящий финансовый менеджер должен прогнозировать тенденции развития своей отрасли и те проблемы, которые будут возникать в связи с этим, и последовательно выстраивать пирамиду финансового управления предприятием, способную их решить.
Стратегия предприятия должна быть направлена на распределение финансовых ресурсов, которые поступают в его распоряжение или имеются у него с целью достижения высоких результатов своей деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.
Таким образом, на основе разработанной финансовой стратегии необходимо обеспечить финансовую устойчивость предприятия, т.е. чтобы стабильно реализовывалась продукция, работы (услуги) предприятия, своевременно поступала оплата за нее от дебиторов, а полученных средств было бы достаточно для выполнения обязательств с бюджетом, поставщиками, кредиторами, работниками и т.п.
Оценка рыночных, кредитных и прочих видов риска является необходимым условием для принятия рациональных решений по управлению выявленными рисками.
Несмотря на отраслевую специфику сельского хозяйства, в котором работает СХПК «Марьянский», в большинстве секторов экономики используются во многом сходные механизмы снижения рисков, которые сводятся к четырем основным:
– страхованию или резервированию;
– хеджированию;
– диверсификации;
– избежанию (отказу от связанного с риском проекта) или минимизации (консервативному управлению активами и пассивами).
По своей природе страхование является формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.
Таким образом, происходит передача большей части риска от страхователя к страховщику.
Для уменьшения последствий проявления риска возможно применение резервирование финансовых ресурсов на случай неблагоприятных изменений в деятельности СХПК «Марьянский». Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающих установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и величиной средств, необходимых для ликвидации последствий проявления рисков.
Страхование или резервирование как таковое не ставит своей целью уменьшение вероятности проявления рисков, а нацелено преимущественно на возмещение материального ущерба от проявления рисков.
Таким образом, страхование основано на детерминистском подходе к возможным рискам, которые рассматриваются как данность, которой очень сложно, если вообще возможно, управлять. Этот подход лежит в основе регулирования рисков банковской деятельности со стороны государства. В то же время страхование рисков обязательно предполагает проведение определенных мероприятий по снижению вероятности наступления страховых событий, которые, однако, далеко не всегда достигают желаемой цели. Для страховании подходят массовые виды рисков, которым подвержены многие организации или индивиды, проявления которых не сильно коррелированны между собой, а вероятности проявления, которых известны с высокой степенью точности.
Из рассмотренных выше финансовых рисков в наибольшей степени этим требованиям удовлетворяет кредитный риск, поэтому страхование заемщиком своих обязательств в пользу кредитора становится все более распространенной формой обеспечения возвратности ссуд и является обязательным условием, например, при предоставлении ипотечных кредитов.
Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов. Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной или компенсирующей позиции. Подобная двойная гарантия, как от прибылей, так и от убытков, отличает совершенное хеджирование от классического страхования.
Хеджирование рыночных рисков осуществляется путем проведения забалансовых операций с производными финансовыми инструментами. С форвардами, фьючерсами, опционами и свопами. Кроме того в настоящее время существуют такие инструменты хеджирования кредитных рисков, к которым относятся, например, кредитные свопы.
Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированы между собой. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать.
Диверсификация является одним из наиболее популярных механизмов снижения рыночных и кредитных рисков при формировании портфеля финансовых активов и портфеля банковских ссуд соответственно.
Следует помнить, что диверсификация эффективна только для уменьшения несистематического риска (т.е. риска, связанного с конкретным инструментом), в то время как систематические риски, общие для всех рассматриваемых инструментов (например, риск циклического спада экономики), не могут быть уменьшены путем изменения структуры портфеля.
Управление активами и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. В этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции.
Управление активами и пассивами направлено на избежание чрезмерного риска путем динамического регулирования основных параметров портфеля или проекта. Данный метод нацелен на регулирование подверженности рискам в процессе самой деятельности, в отличие от хеджирования, основанного на нейтрализации риска. Динамическое управление активами и пассивами предполагает наличие оперативной и эффективно действующей обратной связи между центром принятия решений и объектом управления.
Информация о работе Диагностика кризисного состояния и антикризсиное финансовое управление