Диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать само понятие социокультурный продукт.
2. Рассмотреать историю появления социокультурного продукта.
3. Продиагнозировать конкурентоспособность продукта и услуги;
4. Чательно проанализировав понятие социокультурный продукт, перейти к театральному продукту в часности;

Содержание

Вступление………………………………………………………………………3
1. Понятие социокультурный продукт и конкурентоспособность продукта..5
1.1.Анализ понятия социокультурный продукт………………………….5
1.2.История развития социокультурного продукта и сервисной деятельности…………………………………………………………………… 11
1.3 Понятие конкурентоспособности продукции, товаров и услуг…… 14
Вывод ……………………………………………………………………....16
2. Театр как социокультурный продукт ………………………………………18
2.1.Анализ понятия театрального продукта ……………………………..18
2.2.История театрального продукта на Украине…………………………21
2.3.Театр и Харьков ……………………………………………………….25
Вывод………………………………………………………………………..26
3. Анализ конкурентоспособности театрального продукта на примере театров г. Харькова……………………………………………………………………….27
3.1 Общая информация о театрах…………………………………………27
3.2 Сравнительная характеристика театров……………………...……….32
Вывод………………………………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

текст работы.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

 

 Вывод

 

Мы успешно достигли цели этого  раздела. В данном разделе нами был рассмотрен театр не только как общепринятое понятие, но и как услугу в социокультурной сфере и ,исходя из этого, нам удалось выделить определенные особенности и отличия театра, как услуги, од других ему подобрых услуг в культурно- рекреационнном направлении. Так же, мы обратили внимание на определенные аспекты покупки потребителем именно тетральных услуг.

Что касается истории театра, мы изучили  период от начала его зарождение в  Греции , как части религиозного обряда ,до первого современного театра Фарнези в Италии, который был построен в 1618г.

Отдельно остановились на роли театра во времена XIII-го века и возникновении драмы в тот период. Отметили так же некоторые особенности по организации театральной деятельности в то время.

Рассмотрев интересные периоды  в истории театра в целом, мы не могли не уделить унимания истории  театра в Украине в отдельные  периоды: от самого зарождения , пройдя через 17-18-19 века и Советский период, до наших дней. В нашем исследовании четко прослеживается, как, меняющийся через столетия, быт людей влияет на тематику и актуальность театральных представлений. Особенно хочется отметить, что в нашей работе периоды советского времени и современности  отличались стремительным прогрессом в театральной сферы и появлении выдающихся театральных деятелей , которые были признаны на мировом уровне.

Коснувшись Украины, мы изучили  историю театра в Харькове, начиная  от первого театрального представления 1780г. и открытия первого постоянно действующего театра в 1791г. , до функционирования шести крупных современных.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ конкурентоспособности  театрального продукта на примере  театров г. Харькова

 

                 3.1 Общая информация о театрах

 

В практической части курсовой работы я решил провести анализ двух из шести самых больших театров  Харькова – Харьковский академический  театр оперы и балета и Харьковский государственный академический драматический театр им. Шевченко. Сравнение этих двух социокультурных институтов будет поистине интересным, поскольку каждый из них имеет богатейшее культурное прошлое и берет свои истоки еще с 19-го века.

 

Харьковский театр оперы  и балета им. Н. В. Лысенко

 

Харьковский театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко открыт в 1925, с 1931 современное название, с 1934 академический. Спектакли на украинском и русском языках.

Является одним из старейших  отечественных музыкальных театров. Более 220 лет в городе идут музыкальные  постановки, а началом стационарных оперных сезонов принято считать 26 декабря 1874 года (по старому стилю). В те времена в спектаклях театра постоянно принимали участие такие исполнители как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов, М.Баттистини, чье творчество послужило образцом для вокально-сценического искусства новой эпохи.

В октябре 1925 г. на базе оперной антрепризы, в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в Харькове была создана первая в Украине  государственная опера. После перевода части творческих работников в новую столицу Украины Киев (сезон 1934-35 гг.) театр, как и ранее, остался одним из ведущих музыкальных коллективов республики. Укрепилась его материальная база, было приведено в прекрасное состояние новое помещение (разрушенное впоследствии во время Великой Отечественной войны).

В декабре 1944 года театру было присвоено имя Н.В.Лысенко. Этим событием были отмечены заслуги коллектива в  становлении украинской национальной музыкальной культуры и вместе с  тем увековечена память ее основателя, чьи оперы "Ночь перед Рождеством", "Утопленница", "Тарас Бульба" были впервые представлены именно на харьковской сцене.

Начиная с сезона 1991-92 гг. театр работает в новом здании, что находится на центральной  улице города, Сумской.

Трупп : хор, оркестр, опера, балет.

Действующий репертуар театра составляют около 50 опер и балетов. Основой сегодняшнего репертуара являются украинская и русская классика. Произведения Н.Лысенко, М.Мусоргского, С.Гулака-Артемовского, П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева, И.Стравинского соседствуют на афишах с операми и балетами на музыку Дж.Верди, Дж.Пуччини, Д.Россини, Ш.Гуно, Р.Леонкавалло, А.Адана, Ф.Амирова, К.Сен-Санса.

В репертуаре для детей - музыкальные  постановки на сюжеты известных сказок: "Красная шапочка", "Белоснежка и семь гномов", Щелкунчик".    Cреди последних премьер - опера "Поэт" Л.Колодуба, посвященная национальному гению Т.Г.Шевченко. Театр предлагает много разнообразных концертных программ в исполнении ведущих мастеров оперной и балетной сцены. Набирает силу ежегодный фестиваль оперных басов, который проводится оперным театром в мае-июне. Укрепляются связи с заграничными постановщиками и менеджерами - ХАТОБ уверенно выходит на международную арену.

 

 

 

 

 

Харьковский государственный  академический украинский драматический  театр им. Т.Г.Шевченко

 

Харьковский государственный академический  украинский драматический театр  им. Т.Г.Шевченко - один из старейших  театров Украины.

 Его жизнь всегда была  насыщена яркими творческими  поисками. Основатель театра, реформатор  украинской сцены Лесь Курбас дал ему поэтическое название первого весеннего месяца по старому украинскому календарю - "Березиль". Это был смелый и прочный экспериментальный коллектив, в котором лучились молодые таланты - А. Бучма, М.Крушельницкий, Н. Ужвий, Й.Гирняк, В.Чистякова, Л.Сердюк, Антонович, И. Марьяненко, Ф. Радчук и другие.

 Хорошо знаком с практикой  европейского искусства и театра  в частности, Лесь Курбас подносил  украинскую сцену на высшую  ступень. Его метод образного  мышления - "превращение" - возражал  натуралистическое копирование жизнь на сцене, возбуждал у актеров пульсирующую мысль, вызвал широкие ассоциации у зрителей.

 День основания театра - 31 марта  1922 года, город - Киев. Первую спектакль  "Березиль" было совершено 7 ноября того же года, она называлась "Октябрь" и была созданная по тексту творческого постановочного коллектива.

 От основания театра в  нем действовала режиссерская  лаборатория (режлаб), которую возглавлял  Л. Курбас. В нее входили молодые  режиссеры и актеры, среди которых  были Ф.Лопатинський, Г.Игнатович, Б. Тягно, М.Крушельницкий, Б.Балабан, В.Скляренко, В.Чистякова, Василько, П. Береза-Кудрицкий и другие . В течение 1923-1924 гг в режлаби обсуждались принципы работы художников, представляющих современный на то время немецкий экспрессионизм. Об этом свидетельствует и тогдашняя практика театра. Кроме спектаклей по пьесам Г.Кайзер ("Газ"), Е.Толлера ("Машиноборци", "Человек-масса") чертами экспрессионизма были обозначены также постановки Л. Курбаса "Джимми Хиггинс" по Э. Синклером, "Гайдамаки" по Т.Шевченко, "Диктатура" И. Микитенко и другие.

 В начале 1926 года Народный  комиссариат просвещения Украины  решил перевести "Березиль" как лучший театр республики  в тогдашней столице - Харькова. Речь шла о театр "Березиль", хотя полным названием детища  Л. Курбаса было Художественное объединение "Березиль", которое включало в себя филиалы или творческие мастерские (в Борисполе, Белой Церкви, Умани, Одессе) с центром в Киеве. Каждая мастерская кроме постоянно действующего репертуара имела свое особое задание, выполняя поисковую работу в различных областях театрального искусства.

Труппа театра состоит из 56 актеров  включая почетные звания Заслуженных  артистов Украины и Народных артистов Украины.

На сегодняшний день в репертуаре театра более двадцати постановок как  классической, так и современной драматургии. Вашему вниманию предлагается ,в основном, жанр драмы и комедии . Самые известные из них : «WOYZECK»,» «Ірен і духи», «Гроші (Сто тисяч)» та др. В репертуаре для детей – «Веселі пригоди Піфа», «Кіт у чоботях» , «Білосніжка і семеро гномів» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Сравнительная  характеристика театров

 

Показатели

Харьковский театр оперы и балета

Харьковский государственный академическийдраматический театр им. Шевченко

Год создания

1925

1922

Число постановок

50

26

Число мест

1500

800

Цена билета

от 15 до 50 грн

15-50 грн

Дополнительные услуги

кинотеатр, фото галерея

фотогалерея

Буфет

есть

есть


 

Для начала стоит отметить положительную  черту, которая характерна для обоих  заведений : оба театра имеют огромное культурное наследие и берут свои истоки еще из 19-го века.

Основные преимущества Харьковского академического театра оперы и балета перед театром Шевченка:

- Здание ХАТОБА огромное и  не ординарное и действительно  поражает своей архитектурой.

- В силу особенности здания  и выгодного месторасположения  ХАТОБ

стал своеобразной визитной карточкой  Харькова. Во первых он находится прямо  напротив главного символа Харькова – памятника «Зеркальная струя». Величие здания театра не уступает по красоте памятнику, а наоборот, дополняет его. Таким образом, они  на пару стали одой из самых больших достопримечательностей  города Харькова.

- Так же, стоит рассмотреть выгодное  местоположение театра с точки  зрения того, что он находится  в центре города на главной  улице. У ХАТОБа

достаточно обширная территория, что  дает ему возможность выгодно воспользоваться нею – на территории ХАТОБа функционируют несколько фонтанов , которые подсвечиваются вечером и , безусловно, очень украшают сам театр.

-Исходя из того, что ХАТОБ  стал визитной карточкой благодаря  зданию и месту нахождения, у  театра огромное количество срытого пиара. Если взять любой обычный буклетик из серии «экскурсии по городу Харькову» то в нем не может не упомянуться имя театра, как обьекта экскурсии. Так же , огромные размеры здания позволяют вывешивать на нем огромные баннеры грядущих мероприятий, которые просто невозможно пропустить взглядом, в силу их размера.

Харьковский государственный академический  драматический театр им. Шевченка так же имеет одно из лучших местонахождений : он находиться чуть дальше по главное улице города, после оперного театра, возле не малоизвестного парка Поэзии.

Если рассуждать с точки зрения коммерческой организации и финансового  успеха, то театр Шевченко выигрывает  репертуаром у Оперного театра. На сегодняшний день жанр драмы и комедии более знаком для масс, чем эллитарное искусство оперы и балета. Не до каждого дойдет вся сила искуства оперы и балета, в то время как комедия доступна к пониманию практически каждого. Исходя из этого, театру Шевченка будет проще заполнить зал. Сами понятия «Опера» и «Балет» угасают на устах молодежи Украины и Харькова в часности, в то время как жанр комедии вечен, опять же таки, в силу своей доступности. Комедия и смех – одни из первичных эмоциональных состояний человека, состояний, без которых человек не может жить. Вот и получается, что целевой рынок для опер и балета значительно меньше.

Сравнивая театры невозможно не заметить тот факт, что средняя стоимость  билетов в театр практически  одинаковая. Это обусловлено особенностью социокультурных заведений театрального типа (театр, цирк, кинотеатр,).В  заведениях, предусматривающие представление и аудиторию, не принято гнаться за мерой стоимость билета как за источником денежных средств. Успех подобных заведений определяется количеством проданных билетов. В наши дни даже в кинотеатрах, что уж говорить о театрах и цирках, существует большая проблема того, что залы не наполняются даже на половину, а то и вообще пустуют. Отсюда и получается, что первое, на что нужно сконцентрировать внимание театрам это именно на количественную продажу билетов до тех пор, пока театр не станет на пик своей популярности и залы не начнут собирать аншлаги. И только после того, как это произойдет, повышение цен на билеты станет актуальным.

Что касается повышение конкурентоспособности ,то имеет смысл ,прежде всего, заняться конкурентоспособностью театра среди других продуктов подобного типа , таких, как кинотеатры, цирки и.т.д, а не конкурентоспособностью театрального продукта среди других театральных продуктов. Я считаю, что не имеет смысл направлять усилия театров отберать у друг- друга зрителя. Рынок театральных услуг не настолько уж и большой. Нужно на государственном уровне заняться пропагандой живых представлений и общими стараниями, за определенное время, поднять статус театров в молодежных пространствах, что б слово «театр» было вписано в список «Модных» мест досуга.                                               

Информация о работе Диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов