Диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать само понятие социокультурный продукт.
2. Рассмотреать историю появления социокультурного продукта.
3. Продиагнозировать конкурентоспособность продукта и услуги;
4. Чательно проанализировав понятие социокультурный продукт, перейти к театральному продукту в часности;

Содержание

Вступление………………………………………………………………………3
1. Понятие социокультурный продукт и конкурентоспособность продукта..5
1.1.Анализ понятия социокультурный продукт………………………….5
1.2.История развития социокультурного продукта и сервисной деятельности…………………………………………………………………… 11
1.3 Понятие конкурентоспособности продукции, товаров и услуг…… 14
Вывод ……………………………………………………………………....16
2. Театр как социокультурный продукт ………………………………………18
2.1.Анализ понятия театрального продукта ……………………………..18
2.2.История театрального продукта на Украине…………………………21
2.3.Театр и Харьков ……………………………………………………….25
Вывод………………………………………………………………………..26
3. Анализ конкурентоспособности театрального продукта на примере театров г. Харькова……………………………………………………………………….27
3.1 Общая информация о театрах…………………………………………27
3.2 Сравнительная характеристика театров……………………...……….32
Вывод………………………………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

текст работы.doc

— 231.50 Кб (Скачать)


            Министерство культуры и туризма Украины

            Харьковская государственная академия  культуры

 

Кафедра менеджмента  социокультурной деятельности

 

 

 

 

 

 

   Диагностика конкурентоспособности  социокультурного продукта на  примере театральных коллективов

 

 

 Курсовая работа  по предмету

              «Менеджмент социокультурной деятельности»

 

 

 

     Студент-исполнитель:

     Студент 3-го курса

     Петров Иван , 6-Т , ф-т

                                                                            культурологии

    Научный руководитель:

     Шкуркина  В.Н.

Допущено к защите:

 

«_____» _________ 2012г

                                      

 

                                        Харьков  2012

                                            Содержание

 

Вступление………………………………………………………………………3

1. Понятие социокультурный продукт  и конкурентоспособность продукта..5

1.1.Анализ понятия социокультурный продукт………………………….5

1.2.История развития социокультурного продукта и сервисной деятельности…………………………………………………………………… 11

1.3 Понятие конкурентоспособности  продукции, товаров и услуг…… 14

        Вывод ……………………………………………………………………....16

2. Театр как социокультурный  продукт ………………………………………18

2.1.Анализ понятия театрального  продукта ……………………………..18

2.2.История театрального продукта на Украине…………………………21

2.3.Театр и Харьков ……………………………………………………….25

       Вывод………………………………………………………………………..26

3. Анализ конкурентоспособности  театрального продукта на примере  театров г. Харькова……………………………………………………………………….27

3.1 Общая информация о театрах…………………………………………27

3.2 Сравнительная характеристика  театров……………………...……….32

       Вывод………………………………………………………………………...35

Заключение ………………………………………………………………………36  

Список литературы ……………………………………………………………...37

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Вступление

 

Повышение уровня конкурентоспособности  предприятий любой формы собственности и любой специализации, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения производителей, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Повышение конкурентоспособности  отечественной сферы услуг на сегодняшний день едва ли не главное в ряду основных направлений, поскольку решение данной проблемы является основным критерием эффективности производства услуг, результативности деятельности системы управления различных уровней.

Но в нашем курсовом исследование более подробно речь пойдет о культурно-рекреационном  направлении сферы современных услуг. Эта тема является совершенно актуальной в наше время, так как некоторые предприятия социокультурной сферы, в силу технического прогресса медиакультуры, постепенно начинают терять свою первичную популярность, например – театр. К большому сожалению, на сегодняшний день понятие «театр» имеет значимость только для интеллектуальной части населения. Современный уровень развития информационный технологий частично заменил игру актера на сцене игрой актера на экране.  Исходя из этого, значительная часть населения поставило удобство медиатехнологий выше, чем живость театральной игры и это привело к значительному угасанию всеобщего спроса на театральный продукт. Но, тем не менее, как нами было подмечено, у театральный услуг еще остался свой потребитель и в нашем курсовом исследовании мы и поговорим о конкурентоспособности услуг социокультурной сфере на примере теара.

Целью курсового исследования является диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать само понятие социокультурный продукт.

2. Рассмотреать историю появления социокультурного продукта.

3. Продиагнозировать конкурентоспособность продукта и услуги;

4. Чательно проанализировав понятие социокультурный продукт, перейти к театральному продукту в часности;

5. Рассмотреть историю театра в мире и на Ураине;

6. Проанализировать два современных театра, сравнить их и сделать вывод по их деятельности и предложить некоторые нововведения, которые могли бы повысить их конкурентоспособность на рынке.

Объектом курсового исследования является социокультурный продукт. Предметом исследования является диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта. Написание курсовой работы осуществлялось с использованием различных методов исследования, среди которых можно выделить метод сбора первичной информации, аналитический и сравнительный методы. Источниками при написании курсовой работы послужили различные печатные издания как зарубежных, так и отечественных исследователей. Полный перечень источников приведён в конце работы.

    

 

1. Понятие социокультурный  продукт и конкурентоспособность  продукта.

 

          1.1.Анализ понятия социокультурный продукт

 

В системе общественного производства выделяются две глобальные сферы: производство материальных благ и производство нематериальных благ. Для их обозначения используются различные термины:

первая обозначается как производственная сфера, материальное производство, трудовая материально-производственная деятельность;

вторая – как непроизводственная сфера, нематериальное или духовное производство, социально-культурная сфера, социально-культурный сервис, трудовая нематериально-производственная деятельность.

Исторически первое обозначение совокупности отраслей нематериального производства – непроизводственная сфера. В настоящее время этот термин изымается из обращения, поскольку не соответствует реальному содержанию и значимости производства нематериальных благ. Более адекватен термин «социально-культурная сфера». Но терминологическая замена далеко не завершена, единая терминология не установилась.

Близкие понятия – «социально-культурный сервис», «сфера услуг», «индустрия сервиса», «социальная сфера». В настоящее  время общепринятого определения этих понятий нет. «Социально-культурный сервис», «сфера услуг» и «индустрия сервиса» – термины, употребляющиеся в одних случаях как синонимы социально-культурной сферы, в других – для обозначения более широкого спектра услуг, включая услуги в рамках материального производства: транспортные, экспедиторские, услуги связи и т.д. Некоторые авторы понимают под социально-культурной сферой лишь один из секторов непроизводственной сферы, а именно предприятия культурно-рекреационного характера: театры, библиотеки, концертные организации и т.п. Термин «социальная сфера» часто употребляется как синоним социально-культурной (непроизводственной) сферы, реже – как сфера социальной защиты и обеспечения населения.  

Ниже социально-культурная сфера  понимается в широком смысле – как сфера трудовой нематериально-производственной деятельности за пределами материального производства.

Производимые в социально-культурной сфере блага – это интеллектуальные продукты и услуги. Социально-культурный сервис представляет собой сектор социально-культурной сферы, производящий услуги.

В экономической литературе существуют разные подходы к употреблению понятий  «продукт», «услуга» и «благо». В  одних контекстах услуга – разновидность  продукта, в других – одна из разновидностей производимых благ наряду с продуктом. Более логичен подход к пониманию услуги и продукта как двух разновидностей производимых благ.

Услуга, в отличие от продукта, характеризуется  следующими основными особенностями:

- она представляет собой процесс  живого труда, а не его результат;

- производство услуги, как правило,  совпадает с ее потреблением.

 

Необходимо иметь в виду, что  в некоторых случаях в сложившейся  практике употребления экономических  терминов используются уже сложившиеся  штампы, представляющие исключение из правил. Эти штампы, по всей видимости, сохранятся и в будущем. Например, под «турпродуктом» в индустрии туризма понимается комплекс туристских услуг, сформированный туроператором. В других случаях к услугам принято относить изготовление материальных вещей для населения на заказ (одежды, обуви и т.п.). Хотя в данном случае результатом является материальный продукт, эта деятельность относится к сфере услуг, поскольку она выполняется для конкретного потребителя (заказчика) данной полезности и при его участии.

Объектом приложения труда при  оказании услуги чаще всего является либо сам потребитель (например, при  оказании косметических, медицинских, образовательных услуг), либо принадлежащие  ему потребительные стоимости (при  ремонте бытовой техники).

Существует ряд классификаций услуг. Прежде всего услуги подразделяются на материальные  (труд воплощается в материально осязаемые результаты, например лечение) и нематериальные (труд не воплощается в непосредственно осязаемые материальные результаты, например услуги по воспитанию и обучению). Многие разновидности услуг носят пограничный характер. На одном полюсе – образовательная услуга, носящая ярко выраженный нематериальный характер, на другом – услуга по изготовлению материального продукта по индивидуальному заказу, в точке равновесия – сочетание вещественной и невещественной компонент (например, инвестиционная услуга). Поэтому на практике могут возникать сложности в отнесении услуг к материальному производству или социально-культурной сфере. В том случае, когда материальные услуги предоставляются непосредственно населению, они относятся к услугам социально-культурной сферы, а будучи включенными в процесс материального производства (перевозка оборудования промышленного предприятия, связь и т.п.) – к сфере материального производства.

Согласно другой классификации  среди услуг выделяются:

-  осязаемые действия, направленные  на людей (перевозка людей,  стрижка волос);

  - осязаемые действия, направленные на физическое имущество заказчика (охрана жилья);

- неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образовательная услуга);

- неосязаемые действия, направленные  на неосязаемые активы (страхование,  инвестиции, банковское дело).

Интеллектуальные продукты, в отличие от услуг, представляют не процесс живого труда, а его результат. К ним относятся кинофильмы, сценарии, литературные и музыкальные произведения, книги, учебные материалы и т.д. В отличие от материальных продуктов они предназначены для удовлетворения духовных потребностей. Вещественная компонента (а она всегда содержится в интеллектуальном продукте) является в данном случае посредником в доведении духовной полезности до потребителя.

Таким образом, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги, не предназначенные для материального производства. Социально-культурный сервис является преобладающим социально - культурной сферы, производящей услуги для населения, а социо-культурная услуга — это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуга, услуги культуры, туризма, образования и т. д.

Услуги социально-культурной сферы  можно подразделит на три вида:

- общественные услуги в чистом виде;

- частные услуги в чистом виде;

- смешанные услуги.

Чистые общественные услуги имеют  свойства:

1. Неделимость и неизбирательность,  совместный характер потребления;

2. Невозможность исключения из  потребления и возможность потреблять  блага, не оплачивая их;

3. Отсутствие конкурентности и  перегружаемости;

4. Значительный внешний эффект  от производства и потребления  этих благ.

Производство  и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, регионального и локального масштаба.

Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социально пространство, реализуя основные конституционные права граждан.

Информация о работе Диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов