Диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать само понятие социокультурный продукт.
2. Рассмотреать историю появления социокультурного продукта.
3. Продиагнозировать конкурентоспособность продукта и услуги;
4. Чательно проанализировав понятие социокультурный продукт, перейти к театральному продукту в часности;

Содержание

Вступление………………………………………………………………………3
1. Понятие социокультурный продукт и конкурентоспособность продукта..5
1.1.Анализ понятия социокультурный продукт………………………….5
1.2.История развития социокультурного продукта и сервисной деятельности…………………………………………………………………… 11
1.3 Понятие конкурентоспособности продукции, товаров и услуг…… 14
Вывод ……………………………………………………………………....16
2. Театр как социокультурный продукт ………………………………………18
2.1.Анализ понятия театрального продукта ……………………………..18
2.2.История театрального продукта на Украине…………………………21
2.3.Театр и Харьков ……………………………………………………….25
Вывод………………………………………………………………………..26
3. Анализ конкурентоспособности театрального продукта на примере театров г. Харькова……………………………………………………………………….27
3.1 Общая информация о театрах…………………………………………27
3.2 Сравнительная характеристика театров……………………...……….32
Вывод………………………………………………………………………...35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

текст работы.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

В силу особых свойств, присущих услугам, зритель, приобретая билет на спектакль или концерт, всегда покупает "кота в мешке". Поскольку "производство" спектакля происходит на сцене одновременно с его "потреблением" в зале, зритель не может "попробовать продукт" - немного посмотреть, а потом купить билет.

Примем за аксиому, что в современных  социально-экономических условиях повсеместное распространение принципа "платы на выходе", т. е. по степени  удовлетворенности полученным зрелищем, невозможно.

 Но даже если сделать это возможным, например, показать анонс по телевидению с отрывками из спектакля, такой частичный просмотр все равно не даст возможности адекватно оценить продукт.

 В отличие от товара, спектакль как услугу невозможно - если очень понравилось – купить , услуги не хранятся. Этот продукт неосязаем. Более того, для услуг характерно непостоянство качества: каким бы гениальным ни был актер, невозможно гарантировать, что сегодня он сыграет столь же блистательно, как и вчера.

Театр - один из видов искусства; сценическое действо, исполняемое актёрами перед зрителями. Главное внимание зрителей сосредоточено на игре актёра, который создаёт на сцене образ героя, перевоплощаясь для этого внешне и внутренне. Изменить внешний облик артисту помогают костюм, грим, в некоторых случаях – маска. Для воплощения характера персонажа, особенностей его психологии и поведения, исполнитель использует искусство речи, мимики, жеста, пластику поз и т. д.

Театр таким, как мы его знаем, зародился  в Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором верующие танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих.

Это положило начало традиционному  устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово "театр" греческого происхождения и обозначает "место для обозрения".

Театр, построенный в Афинах около 500 года до н.э., был круглым и назывался  партером. Там давались представления. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие очень величественно. Это было прообразом нынешней сцены. Эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы. Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.

В Риме первый каменный театр был  построен в 52 году до н.э. Римские театры очень походили на греческие, но строились  они на ровной площадке. Римляне  были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран.

После того, как  римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились.

Первым современным  театром был театр Фарнези  в Парме, Италия. Он был построен в 1618 или в 1619 году. Его сцена не выдвигалась далеко в зал, в партер, а располагалась вдоль одной из стен.

Чтобы отделить зрительный зал от сцены, использовался  занавес, и изменение декораций  могло совершаться не на виду у  зрителей.

Средневековый театр возник в X-XI веках в русле латинской традиции, но не как продолжение античной драмы. Театр вышел из литургии, но само театральное действие (жесты, голосовые эффекты, переодевания) имели своим источником народную традицию гистрионов, бродячих комедиантов, жонглеров.

Древнейшей формой театра был драматизированный пасхальный ритуал (Ludus paschalis), позже — обряды всех остальных великих праздников. Его ядром служил диалог, иногда дословно заимствованный из литургического канона; вокруг этого ядра группируются различные элементы, взятые либо из других частей календарного цикла (ответствования хора, антифоны), либо из библейского текста, либо из поэтической традиции (фрагменты гимнов, секвенции).

Исходное пространство литургических драм — здание церкви, и только в XIII веке представления выходят на площадь.

Из праздника святого Николая, покровителя школяров, возникает разновидность игры, почти не связанная с литургией: в ней зрителю представлено то или иное чудесное событие, связанное с персонажем распространенной легенды. Так появляются миракли.

Со второй половины XIII века драматизации стало поддаваться  все. Материалом для игр служат евангельские притчи, «Роман о Ренаре», переводы новелл Боккаччо. Первым примером этой свободы является «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля.

Передача актёром чувств, мыслей, эмоций автора зрителю называется представлением.

Как правило, актёры представляют чувственные переживания  автора, изложенные им в пьесе.

Актёр во время  представления может действовать  посредством своего тела, голоса и  движений, а также посредством  различных предметов.

По видам действий актёра во время  представления различают следующие  виды театров: драматический, оперный, мюзикл, балет, пантомима, оперетта, детский, кукольный, театр поэзии, театр танца, театр теней, театр зверей, театр абсурда, театр пародии, театр песни, театр эстрады, театр одного актёра, уличный театр, театр инвалидов.

 

         2.2.История театрального продукта на Украине

                   

                  Зарождение украинского театра

Театральное искусство Украины  берет начало в глубокой древности в народных играх, танцах, песнях и обрядах. Еще с VI в. известные театральные представления скоморохов. В эпоху Киевской Руси элементы театра были в церковных обрядах. Об этом свидетельствуют фрески Софийского собора в Киеве (XI век). Первые образцы драмы произносили публично ученики киевских Братской (Киево-Могилянская Академии) и Лаврской школы (XVI-XVII века). Важными центрами развития религиозной драмы в настоящее время считалась также Львовская братская школа и Острожская академия.

                                   7-18 столетия

 

Среди явлений художественного  быта Украины ХVII-ХVIII веков особого  внимания заслуживает театр, истоки которого уходят еще во времена синкретического  единства древнейших фольклорных жанров: обрядовых песен, хороводов, театрализованных действ, которые неразрывно соединяли слово, музыку, танец, актерскую игру. Однако постепенное развитие образования, культуры народа привело к компромиссным решениям этой проблемы. Этому способствовали также контакты с европейским театром XVI-ХVII века, где наряду с пьесами религиозного содержания, которые исполнялись в храмах по случаю Рождества, Великого Поста, Пасхи, приобретал широкое распространение народный ярмарочный театр. Сформировались типичные сюжетные коллизии бытовых представлений с характерными персонажами-масками: ревнивый старый муж, кокетливая молодая женщина, любовник, монах, Арлекин, Коломбина и др. Подобные процессы своеобразно выявлялись и в Украине как на профессиональном уровне в формах "высокой драмы", так и в широком бытовании жанров "низкого барокко" - в народных интермедиях, кукольном театре-вертепе.  Главным центром созидания, исполнения и распространения этих основных форм театральной жизни ХVII-ХVIII ст. была Киево-Могилянская академия, ее профессора были авторами драматических произведений, теоретиками театра, а студенты-бурсаки - актерами и основными носителями этого искусства. С особым рвением выполнялись театральные пьесы во время традиционных "рекреаций" - майских дней отдыха, когда ученическя группа под опекой педагогов и наставников отправлялась на окраину Киева: "Все играло, бурлило, тешилось и мячом, и кеглями, и приличными гимнами, а студенты старших отделов создавали оркестры, а порой там же при дневном свете случайно разыгрывали какую-то комедию или драму ". Музыкальность украинского театра была органичной - песня, хор, танец, инструментальное сопровождение выполняли в спектаклях важную драматургическую функцию: характеристики места действия, исторической ситуации, действующих лиц, завязки и кульминации сценического конфликта. Две основные жанровые разновидности театрального искусства эпохи "украинского барокко" - школьная драма и вертеп в исполнительской практике тесно переплетались между собой. К антрактам "высокой драмы" относились народно-бытовые сценки - интермедии, а вертеп после первого действия религиозного содержания переходил к колоритному жанровому действу. Однако оба образно-тематических разделы украинского театра имели свою теорию, эстетические нормы, язык, способ исполнения. Преимущественно религиозная, философская или морализаторская тематика пьес школьной драмы, оторванная от реальной жизни, требовала соответствующего литературного изложения - книжной, стихотворного языка, а также условно-символического стиля интерпретации.

                                       

                                       19 столетие

 

Первые театральные труппы родились на Приднепровье в XVIII в. Позже в Киеве (1806), Одессе (1809), Полтаве (1810), появляются первые театральные здания. Становление  классической украинской драматургии связано с именами И. Котляревского, который возглавил театр в Полтаве и Квитки-Основьяненко - основоположника художественной прозы в новой украинской литературе. Бурклеск и экспрессивность, наряду с живописностью и юмором, которые характерны для их произведений, надолго определили лицо академического театра в Украине. Во второй половине XIX ст. в Украине распространился любительское театральное движение. В любительских кружках начинали деятельность корифеи украинского театра - драматурги и режиссеры М. Старицкий, М. Кропивницкий и Иван Карпенко-Карий. Заслуга быстрого развития театра принадлежит также выдающейся семье Тобилевичей, члены которой выступали под сценическими псевдонимами Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Каждый из них не только создал собственную труппу, но и был выдающимся актером и режиссером. Путеводной звездой украинского театра того времени была Мария Заньковецкая. 

                               

                                    Советский период

 

Новый период в истории национального  театра начался в 1918 г., когда в  Киеве образовались Государственный  драматический театр и «Молодой театр» (с 1922 - современный украинский театр «Березиль») Леся Курбаса и  Гната Юры. На театральной сцене появилась целая группа талантливых актеров - А. Бучма, М. Крушельницкая, Е. Добровольская, А. Сердюк, Н. Ужвий, Ю. Шумский и многие другие. Государственный драматический театр продолжал традиции реалистично-психологической школы. Вместо Молодой театр отстаивал позиции авангардизма. С образованием театра «Березиль» его сцена стала своего рода экспериментальной площадкой. Не случайно макеты театрального объединения «Березиль» получили золотую медаль на Всемирной театральной выставке в Париже в 1925 г. Здесь были впервые поставлены пьесы выдающихся украинских писателей и драматургов М. Кулиша ( «Народный Малахий», «Мина Мазайло») и В. Винниченко («Базар», «Черная Пантера и Белый Медведь»). Благодаря гению Л. Курбаса, который объединил в себе таланты режиссера, актера, драматурга и переводчика мировой литературы, были по-новому осмыслены на украинской сцене произведения В. Шекспира, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Ф. Шиллера и Ж. Б. Мольера, осуществлены постановки неизвестных до этого украинскому зрителю пьес европейских драматургов.

Из творческого объединения "Березиль" берет начало театральная библиотека, театральный музей и первый театральный  журнал. К экспериментальным поискам  Л. Курбаса, который был репрессирован  во времена сталинизма, до сих пор  обращаются современные художники. В наше время в Киеве проходит международный театральный фестиваль «Художественное Березилье», посвященный памяти Л. Курбаса.

                                  

                                   Современный театр

 

За годы независимости в Украине появилось много новых театров, возрастает интерес к народному и уличному театру. Украинское драматическое искусство все активнее интегрируется в европейское культурное пространство. Мировое признание получил театральный режиссер Роман Виктюк, творчество которого стало весомым вкладом в мировую театральную эстетику конца ХХ в. Известный далеко за пределами Украины и другой украинский режиссер - А. Жолдак. Ряд талантливых актеров украинского театра - Б. Ступка, А. Роговцева, А. Хостикоев, Н. Сумская и др. с большим успехом снялись в отечественных и зарубежных кинолентах. Сейчас в Украине ежегодно проходит ряд международных театральных фестивалей, которые подтвердили свой авторитет в Европе: «Киев майский» в Киеве, «Золотой Лев» во Львове, «Тернопольские театральные вечера», «Дебют» в Тернополе, «Херсонесские игры» в Севастополе, «Мельпомена Таврии» в Херсоне, «Рождественская мистерия» в Луцке, «Интерлялька» в Ужгороде.

 

                                   2.3.Театр и Харьков

 

Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий театр открылся в 1791 году. В 1816 году на Театральной площади на месте нынешнего здания Института усовершенствования учителей (угол улицы Пушкинской и Театрального спуска) было построено деревянное здание театра, в котором на заре своей сценической деятельности, в 1816—1818 годах, работал великий русский актер М. С. Щепкин. Спустя 25 лет на другой стороне Театральной площади по проекту архитектора А. Тона соорудили новое здание, в котором теперь работает Государственный академический украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко. В Харьковском театре были собраны лучшие артистические силы провинции: Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И. Молотковская, Д. Д. Жураховский, А. П. Ленский, Л. С. Протасова и другие.

В настоящее время в Харькове работают 6 крупных театров: академический  театр оперы и балета им. Н. Лысенко, украинский академический драматический театр им. Т. Шевченко, русский академический драматический театр им. А. С. Пушкина, театр музыкальной комедии, театр для детей и юношества, кукольный театр. Кроме того, есть много театральных групп, театров-студий, самодеятельных театров, таких как Харьковский Дом Актёра им. Леся Сердюка, Харьковский авторский театр «Котелок», Харьковский «Театр 19», Харьковский «Театр в театре», Харьковский «Театр для людей», Харьковский театр Марии Коваленко, Харьковский театр Может Быть, Харьковский театр «Ника», Харьковский театр одесского разлива «Ланжеронъ», Харьковский театр французской комедии «Дель Пьеро», Харьковское объединение «Лаборатория театрра», Харьковский продюсерский центр «New Format», Харьковский центр современного искусства «Новая Сцена», Харьковский театр «P.S.» («Post Scriptum»), Харьковский театр «Мадригал», Харьковский театр «На Жуках», Харьковский театр «На Лермонтовской, 27», Харьковский театр «Каламбур», Харьковский театр «Пари-Комик», которые являются негосударственными.

Информация о работе Диагностика конкурентоспособности социокультурного продукта на примере театральных коллективов