Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:25, курсовая работа
И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой.
План 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Характеристика предприятия 4
Перспективы и план развития фирмы 7
Методы руководства 9
Организационно-распорядительные методы 9
Экономические методы 10
Социально-психологические методы 11
Подход к руководству с позиций личных качеств 12
Умение управлять собой 13
Четкие личные ценности 13
Четкие личные цели 14
Постоянное саморазвитие 14
Навык решать проблемы 15
Творческий подход 15
Умение влиять на людей 16
Понимание особенностей управленческого труда 17
Наличие навыков руководства 17
Умение обучать 18
Способность формировать коллектив 19
Поведенческий подход к руководству. Стили руководства 21
Модель Дугласа МакГрегора 22
Исследования Левина 23
Модель Лайкерта 24
Четыре системы Лайкерта 25
Стили руководства по классификации университета Огайо 26
Управленческая решетка Блейка и Мутона 27
Стиль, удовлетворение и производительность 28
СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ 29
Ситуационная модель руководства Фидлера 29
Подход Митчела и Хауса “путь цель” 31
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара 32
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 39
Организации,
где доминирует демократичный стиль,
характеризуются высокой
Поскольку
демократичный лидер
Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Более
поздние исследования не полностью
подтвердили выводы о том, что
автократичное руководство
Рэнсис
Лайкерт и его коллеги в
Мичиганском университете разработали
альтернативную систему, сравнивая
группы с высокой производительностью
труда и группы с низкой производительностью
в различных организациях. Они
считали, что разницу в
Илл. 2
РУКОВОДИТЕЛЬ,
сосредоточенныЙ НА РАБОТЕ, также
известный как руководитель, ориентированный
на задачу, прежде всего, заботится о проектировании
задачи и разработке системы вознаграждений
для повышения производительности труда.
Классическим примером руководителя,
сосредоточенного на работе служит Фредерик
У. Тейлор. Тейлор строил задачу по техническим
принципам эффективности и вознаграждал
рабочих, которые перевыполняли квоту,
тщательно рассчитанную на основе измерения
потенциального выпуска продукции.
В
противоположность этому, первейшей
заботой руководителя, СОСРЕДОТОЧЕННОГО
НА ЧЕЛОВЕКЕ, являются люди. Он сосредоточивает
внимание на повышении производительности
труда путем совершенствования человеческих
отношений: делает упор на взаимопомощи,
позволяет работникам максимально участвовать
в принятии решений, избегает мелочной
опеки и устанавливает для подразделения
высокий уровень производительности труда.
Он активно считается с нуждами подчиненных,
помогает им решать проблемы и поощряет
их профессиональный рост.
На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Не встретилось ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда.
Как
продолжение своих
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Эксплуататорско- авторитарная |
Благосклонно- авторитарная |
Консультативно- демократическая |
Основанная на участии |
Илл. 3
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система
2 называется благосклонно-авторитарной.
Эти руководители могут поддерживать
авторитарные отношения с подчиненными,
но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно,
участвовать в принятии решений. Мотивация
создается вознаграждением и в некоторых
случаях -
наказанием.
Руководители
системы 3, называемой консультативной,
проявляют значительное, но не полное
доверие к подчиненным. Имеется двустороннее
общение и некоторая степень доверия между
руководителями и подчиненными. Важные
решения принимаются наверху, но многие
конкретные решения принимаются подчиненными.
Система
4 подразумевает групповые
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.
Начиная
с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой
Бюро по исследованиям в области бизнеса
в университете штата Огайо, проводила
комплексное исследование и выявила серьезную
ошибку в концепции разделения руководителей
на тех, кто сосредоточен или только на
работе, или только на человеке. Их главной
находкой стало: люди могут вести себя
так, что это будет одновременно ориентацией
и на работу, и на человека. Они разработали
систему, согласно которой поведение руководителя
классифицировалось по двум параметрам:
структуре и вниманию к подчиненным. Структура
подразумевает такое поведение, когда
руководитель планирует и организует
деятельность группы и свои взаимоотношения
с ней. Внимание к подчиненным подразумевает
поведение, которое влияет на людей, апеллируя
к потребностям более высокого уровня,
строя взаимоотношения на основе взаимного
доверия, уважения, тепла и контакта между
руководителем и подчиненными. Очень важно
отметить, что уважение - это не внешнее проявление
типа “похлопывания по спине”. Несколько
самых распространенных типов поведения,
подразумевающих внимание к подчиненным,
приведены на Илл.4.
Структура |
Распределяет
производственные роли между подчиненными
Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению Планирует и составляет графики работ Разрабатывает подходы к выполнению работ Передает свое беспокойство о выполнении задания |
Внимание к подчиненным |
Участвует
в двустороннем общении
Допускает участие подчиненных в принятии решений Общается в одобрительной и неугрожающей манере Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой |
Илл. 4
Было
выявлено, что люди могут вести
себя с разной степенью внимания к
подчиненным и структурированию
проблем; четыре возможных комбинации
этих элементов в руководстве
представлены на Илл. 5.
Высокая | Низкая степень структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Низкая |
Низкая степень структурирования Низкая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень структурирования Низкая степень внимания к подчиненным |
Низкая | Высокая |
Илл. 5.
Несмотря
на то, что самая высокая
Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном , которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.
Вертикальная ось
этой схемы ранжирует “заботу
о человеке” по шкале от 1 до 9.
Горизонтальная ось ранжирует “заботу
о производстве” также по шкале
от 1 до 9. Стиль руководства определяется
обоими этими критериями. Блейк и Мутон
описывают среднюю и четыре крайних позиций
решетки, как :
1.
1. -
страх перед бедностью. Со стороны руководителя
требуется лишь минимальное усилие, чтобы
добиться такого качества работы, которое
позволит избежать увольнения.
1.
9. -
дом отдыха. Руководитель сосредоточивается
на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях,
но мало заботится об эффективности выполнения
заданий.
9.
1. -
авторитет - подчинение. Руководитель
очень заботится об эффективности выполняемой
работы, но обращает мало внимания на моральный
настрой подчиненных.
5.
5. -
организация. Руководитель достигает
приемлемого качества выполнения заданий,
находя баланс эффективности и хорошего
морального настроя.
9.
9. -
команда. Благодаря усиленному вниманию
к подчиненным и эффективности, руководитель
добивается того, что подчиненные сознательно
приобщаются к целям организации. Это
обеспечивает и высокий моральный настрой,
и высокую эффективность.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.