Деловые и личностные качества и особенности руководителя. Стили и методы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой.

Содержание

План 1
ВВЕДЕНИЕ 3
Характеристика предприятия 4
Перспективы и план развития фирмы 7
Методы руководства 9
Организационно-распорядительные методы 9
Экономические методы 10
Социально-психологические методы 11
Подход к руководству с позиций личных качеств 12
Умение управлять собой 13
Четкие личные ценности 13
Четкие личные цели 14
Постоянное саморазвитие 14
Навык решать проблемы 15
Творческий подход 15
Умение влиять на людей 16
Понимание особенностей управленческого труда 17
Наличие навыков руководства 17
Умение обучать 18
Способность формировать коллектив 19
Поведенческий подход к руководству. Стили руководства 21
Модель Дугласа МакГрегора 22
Исследования Левина 23
Модель Лайкерта 24
Четыре системы Лайкерта 25
Стили руководства по классификации университета Огайо 26
Управленческая решетка Блейка и Мутона 27
Стиль, удовлетворение и производительность 28
СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ 29
Ситуационная модель руководства Фидлера 29
Подход Митчела и Хауса “путь  цель” 31
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара 32
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список используемой литературы: 39

Работа содержит 1 файл

Деловые и личностные качества и особенности руководителя. Стили и методы руководства.doc

— 296.00 Кб (Скачать)

       3) Преодоление трудностей. Медиками уже давно установлено, что в современном мире руководителю приходится встречаться с множеством стрессов, которые отрицательно влияют на психологическое состояние руководителя, а значит, ведут к снижению работоспособности и даже к тяжелым психическим заболеваниям. Значит, руководитель должен научится избегать стрессов. Но и отсутствие стрессов действует на руководителя угнетающе. Стрессы активизируют мыслительную деятельность, стимулируют руководителя, повышают его энергию и работоспособность. Поэтому руководитель должен стремится к золотой середине между отсутствием всяких стрессов и их избытком.

       4) Рациональное распределение времени.  Современные руководители сталкиваются  с проблемой недостатка времени,  хотя они работают по 16 часов  в сутки, отказываясь от семейной жизни, от отдыха и развлечений. Рассматриваемый мной заместитель директора по маркетингу не исключение. Я не помню дня, когда бы он не приходил на работу раньше всех и не засиживался допоздна на рабочем месте. Наблюдая со стороны хорошо видно, что более половины дел он мог бы передать своим подчиненным и контролировать ее выполнение. Это особенно актуально, что сотрудники отдела маркетинга в прямом смысле скучают в течение рабочего дня. Мой руководитель совершает типичную ошибку. Он стремится все сдать сам, предполагая, что никто не сможет сделать за него эту работу лучше. Возможно, это и так, но не всякую работу нужно делать максимально хорошо.

       Все отмеченные недостатки рассматриваемого мной руководителя здесь и далее  необходимо расценивать как рекомендации по их устранению. Если о недостатках ничего не будет сказано, значит у заместителя генерального директора по маркетингу их нет. 

Четкие  личные ценности

 

       Каждый  руководитель выбирает, что и как  делать.   Мы можем утром принять  решение встать с постели или остаться лежать в ней до обеда, есть любую пищу или питаться только растительной пищей. Выбор, который мы делаем, зависит от нашего воспитания, поведения и взглядов наших коллег и возможных последствий наших действий. Обычно имеется несколько вариантов решений, и выбор того или иного зависит от того, что мы считаем важным и правильным.

       Наши  решения  -  то, что мы выбрали  как важное и правильное, - оказывают большое влияние на нашу жизнь, на то, как мы относимся к окружающим, и на то, какими людьми мы становимся. Эти решения, принятые в прошлом, определяют наше поведение в настоящем, оно становятся основой наших ценностей. Таким образом, ценности - это выбор того, что, по-нашему, является важным и стоящим.

       Некоторые ценностями одобряются всеми членами нашего общества. Они распространяются и поддерживаются средой, законами, обычаями и всеобщим признанием. Во всех обществах есть люди, чья работа или роль состоит как раз в прояснении и поддержании ценностей. Работа руководителя во всех ее видах обязательно включает вынесение суждений о том, что важно, а что - нет.

Четкие  личные цели

 

       Есть  люди, которым не хватает ясности  в своих личных целях, но есть одновременно и такие, которые проявляют в  своей жизни необыкновенную собранность, сосредоточенность. Кажется чудом, как некоторым удается взяться за свою жизнь. Весь мир не просто что-то значит для них, он как будто специально создан для них. В чем же их секрет? Дело в том, что они хорошо знают, чего хотят, и находят средства, чтобы добиться этого. Они работают ради достижения целей, и эти цели, очевидно, их удовлетворяют; на середине пути они не меняют направления.

       Характер  современной жизни требует ясных  обоснованных целей. Чтобы угнаться за темпами общественных и промышленных перемен, расширением возможностей выбора, ослаблением традиций, каждому необходимо проводить тщательную и регулярную переоценку своих целей.

       По  вопросу четких жизненных целей  рассматриваемый мной руководитель имеет ощутимые преимущества. Я редко встречал людей с такими четкими жизненными целями. Его как руководителя отличает последовательность,  оценка своего продвижения, установка временных границ,  изучение возможности развития своей карьеры и т. д. Хотя здесь и есть некоторые недостатки. Необходимо, как уже было сказано выше, более эффективно планировать свое время, распределять силы, делегировать полномочия.

Постоянное  саморазвитие

 

       Сегодня многие уже поняли необходимость  адаптации к изменениям в окружающем мире, для большинства людей эта  проблема превратилась в личную. В настоящее время сдвиги, происходящие в технологиях, организационных структурах, изменения на рынке, в производственных отношениях учащаются и углубляются с каждым годом. Лишь немногие берутся предсказать свое будущее, однако на что они в этом будущем смогут рассчитывать? Вряд ли кто-то окажет им поддержку со стороны, и поэтому они вынуждены развивать свой потенциал, чтобы с честью встретить вызов современности: им необходимо выжить.

       У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. Впервые двадцать лет обстоятельства складываются так, что развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе, приобретение новью знаний расширяют кругозор и развивают способности каждого человека. По мере того как он взрослеет, повышается роль внешних для него факторов, а развитие индивида все больше зависит от его же инициативы. Поэтому современному руководителю ни в коем случае нельзя останавливаться в своем развитии, в повышении своей квалификации и уровня знаний.

       У всех руководителей, с которыми мне близко приходилось работать в АО "Вятский торговый дом" (а их было три), по моему мнению, была недостаточная тяга к самосовершенствованию. Многие, вследствие неумелого распределения сил и времени, увязали в текущих делах и просто не могли посвятить ни минуты собственному самосовершенствованию. По существу все они просто зацикливались на текущих делах, предпочитая в свободное время играть на компьютере, вместо того, чтобы просто почитать свежий профессиональный журнал. Все недостатки этого пути уже давно поняли в Японии, где на обучение каждого сотрудника тратится около 1 месяца в год.

Навык решать проблемы

 

       Как показывает опыт работы сотен менеджеров по всему миру, распознавание и решение проблем - это постоянное занятие руководителей, но лишь не многие получают какую-либо помощь в обучении тому, как эффективно и умело браться за это. Первоочередная задача менеджеров - это решение проблем, поэтому наработанный годами опыт в этой сфере является ключевым для их работы.

       Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты в себе.

       Рассматриваемый мной руководитель имеет хорошие  навыки решения проблем.  Он умело  выбирает соответствующие методы для  их решения, использует систематизированный подход, четко определяет ответственных за проблему, ясно определяет цели в работе каждого, устанавливает четкие критерии для оценки успеха и т.д.

Творческий  подход

 

       Недостаток  творческих способностей может серьезно подорвать эффективность менеджера. Некоторые из них думают, то им лично как раз не хватает таких способностей и что вообще это качество довольно редко встречается в людях. Такой взгляд на творческие способности сам по себе является нетворческим. Творческий подход проявляется людьми во всех сферах жизни.

    • Учитель находит новый способ донести до учащихся идею фотосинтеза. 
    • Железнодорожный чиновник находит новый способ украсить станцию.
    • Бизнесмен находит новый простой способ упаковки товара.
    • Жена соединяет домашнюю работу с гимнастическими упражнениями.
 

       Можно привести тысячи примеров, как в  разной - большей или меньшей - степени люди проявляют творческий подход. Жаль, что многие позволяют своим новаторским способностям вянуть, не осознавая свой творческий потенциал.

       С  этим качеством у моего руководителя все в порядке. Он  ценит творческий подход у подчиненных, верит в свои творческие способности, способен легко относиться к идеям, использует метод мозгового штурма и т.д.

        

Умение  влиять на людей

 

       Когда руководители жалуются, что им не хватает влиятельности, они имеют в виду, что их идеи, нужды, взгляды, чувства и замечания недостаточно принимаются во внимание теми, кто принимает решения. Описывая, что это за чувство - не иметь достаточно влияния на окружающих, они часто используют такие слова, как "не приняли в расчет", "проглядели".

       Многим  кажется, что окружающие должны бы были обращать на них больше внимания. Однако не все могут быть одинаково влиятельными, поскольку не все точки зрения достаточно зрелы и полезны для остальных. Было бы глупо, если бы чрезмерным влиянием пользовался злобный дурак или отрицательно настроенный человек. Разумно, когда вклад каждого оценивается по его объективным достоинствам. На самом же деле чаще всего эта оценка бывает совершенно иррациональной, и ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, то, как человек себя держит, а также таинственное, хотя и реальное, качество, известное как харизма.

       Довольно  трудно определить навыки и подходы, порождающие влиятельность. Частично они зависят от владения языком жестов невербального общения. Можно, однако, начать анализ взаимоувязанных элементов искусства влияния на окружающих, поразмыслив над следующими вопросами:

       · Удовлетворен ли я своим умением влиять на окружающих?

       · На кого я сильнее всего влияю?

       · На кого бы мне хотелось повлиять?

       · В чем состоит моя личная стратегия  влияния?

       · Кто влияет на меня?

       · Когда я сильнее всего чувствую бесплодность своей работы?

       · Когда я сильнее всего ощущаю себя способным?

       Отвечая на эти вопросы, по сути, можно консультировать  самого себя. Ответы могут вскрыть  то, что мешает быть по-настоящему влиятельным. Ответив на эти вопросы вместо рассматриваемого мной руководителя, я пришел к выводу, что его уровень влиятельности находится на среднем уровне. И это скорее не вина самого руководителя. Просто в корпорации управление отличается сильной децентрализацией. Отсюда руководители имеют маленькую свободу действий, а значит и власть. Вторая причина состоит в том, что в современной России все еще не до конца понимают решающую роль маркетинга в успешной деятельности любой организации. Отсюда, должность маркетолога носит скорее номинальный характер и не обладает реальной властью. 

Понимание особенностей управленческого труда

 

       Понимание особенностей управленческого труда  заключается в понимании механизма мотивации работников, в наличии современных и уместных представлений о роли руководителя. Руководитель, который понимает особенности управленческого труда, должен как можно чаще задумываться над принципами управления, хорошо знать идеи относительно стилей руководства, подвергать сомнению модные увлечения в области теории управления, уметь создавать позитивную рабочую атмосферу, хорошо знать свой стиль руководства и менять его в зависимости от ситуации и т.д.

       Мне кажется, что анализируемый мной руководитель не обладает достаточным пониманием особенностей управленческого труда. Главную причину я вижу в том, что у моего руководителю не достает теоретических знаний, он руководитель-практик. Я уверен, что он даже не слышал, что имеются какие-либо стили руководства.

Наличие навыков руководства

 

       Во  многих организациях есть роль, которая  больше, чем все прочие, объединяет мир высшего руководства с  миром рабочих людей; это роль руководителя. У этой должности могут быть разные названия, но ее характеристики остаются одинаковыми вне зависимости от того, какую организацию мы рассматриваем.

       Поскольку навыки руководителя требуются каждому, кто отвечает за организацию эффективной  работы людей, наше определение подходит для всех уровней управления. Навыки руководства можно упрощенно определить следующим образом:

       1 . Анализ своей роли.

       2. Определение рабочих задач для  других людей. 

       3. Передача полномочий и ответственности. 

       4. Вознаграждение эффективной работы.

       5. Умение справиться с трудными  людьми. Каждому из этих навыков  можно научиться, его можно  развить. 

       Из  недостатков руководителя, которого я рассматриваю, я бы отметил, что  он не умеет или не хочет делегировать полномочия (выше я уже это отметил). Второй недостаток в том, что его власть сильно ограничена через централизацию управления, он не может эффективно вознаграждать своих подчиненных.

 

       

Умение  обучать

Информация о работе Деловые и личностные качества и особенности руководителя. Стили и методы руководства