Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы управления персонала изучить основные методы и процедуру деловой оценки персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать следующее:
- изучить виды и показатели деловой оценки;
- познакомиться с таким показателем, как личностные качества;
- сравнить основные методы оценки персонала;
- узнать методику оценки персонала;
- рассмотреть подготовку и проведение аттестации персонала.
Введение………………………………………………………………………..
1. Оценка персонала: понятие, виды, показатели……………………………
1.1 Виды деловой оценки персонала……………………………………….
1.2 Показатели деловой оценки персонала………………………………...
1.3 Оценка результатов деятельности персонала организации…………..
1.4 Показатель деловой оценки - личностные качества…………………..
2. Методы оценки персонала…………………………………………………
2.1 Метод шкалирования……………………………………………………
2.2 Метод упорядочения рангов…………………………………………….
2.3 Метод альтернативных характеристик…………………………………
2.4 Метод без предварительного установления показателей оценки…….
2.5 Собеседование……………………………………………………………
2.6 Методика оценки персонала…………………………………………….
3. Аттестация персонала………………………………………………………
3.1 Подготовка аттестации………………………………………………….
3.2 Проведение аттестации………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………….
Список литературы……
2. Основные
моменты собеседования
За подчиненными оставляется право апелляции по итогам собеседования в службу персонала, вышестоящему руководителю или в аттестационную комиссию. По опыту Великобритании, где в течение продолжительного времени действует подобная система оценки персонала, апелляции имеют место в среднем 10-15% случаев.
В процессе собеседования обсуждается также:
1. Выполнение
каждой из поставленных
2. Трудовые достижения работника.
3. Его личные достоинства.
4. Возможности
совершенствования
5. Новые
задачи на предстоящий период
и критерии оценки их
6. Приоритеты в деятельности на предстоящий период.
7. Потребность в специальном обучении, повышении квалификации.
8. Ожидания работника на будущее.
Руководитель фиксирует основные положения собеседования, выводы и оценки в специальной форме анализа и оценки деятельности специалиста и дает общую оценку деятельности работника по 5-балльной системе.
Оцениваемый работник дает письменно свой комментарий процедуре собеседования и полученным оценкам, поясняет значимые для него обстоятельства.
1. Введение
системы периодических
2. Собеседование
руководителя с подчиненным
3. Документированность
обсуждения, оценок и планирования
работ предполагает также
4. Введение
системы ведет к
5. Наиболее
сложными и новыми моментами
системы собеседования
6. Для
верной оценки системы
7. Зарубежные
пользователи систем оценки
Считается, что плановые собеседования должны дополняться регулярным, не реже двух раз в месяц, обсуждением решаемого круга проблем.
Опыт показывает, что "строго научные"
методики оценки трудно применимы на практике
и подходят для очень узкого круга ситуаций,
иначе говоря, мало практичны. С другой
стороны, работающие на практике методики
"не вполне научны", основываются
на изрядной доле здравого смысла. По-видимому,
именно некое "оптимальное" на настоящий
момент сочетание науки и здравого смысла
и является продуктивным.
2.6 Методика
оценки персонала
Оценка персонала в организации - процесс определения деловых и личностных качеств сотрудников и результативности их деятельности. Оценка осуществляется при проведении периодической аттестации, а также для принятия обоснованных кадровых решений при повышении работников в должности, направлении на учебу, представлении к поощрению и т. п. Оценка, кроме того, помогает выявить слабые стороны специалиста и принять меры по их устранению.
Известно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть свои лидеры, середняки и отстающие. Однако, чтобы выявить эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки деловых и личностных качеств и эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных обязанностей.
Настоящая методика также исходит из того общепринятого предположения, что по результативности деятельности и деловым способностям люди распределяются в примерном соответствии с нормальным законом распределения вероятностей, а именно, что большинство из них демонстрирует средние результаты и способности, а выдающиеся и, наоборот, чрезвычайно низкие результаты и способности имеет меньшинство людей.
Если же взять какую-либо обычную конкретную организацию, то в ней благодаря подбору сотрудников демонстрируются результаты и способности, сдвинутые в лучшую сторону. Лучших работников в целом больше, чем худших, показывающих результаты ниже среднего для организации.
Из этого обстоятельства можно сделать вывод о том, что в нормально функционирующей организации при 5-ступенчатой шкале оценок большинство сотрудников должны расположиться на 3-й и 4-й ступенях.
Оценка в конечном итоге призвана повысить эффективность руководства сотрудниками в профессиональном плане через следующие социальные механизмы:
- положительное
воздействие на мотивацию
- планирование
профессионального обучения. Оценка
персонала лает возможность
- планирование
профессионального развития и
карьеры. Оценка сотрудников
- принятие решений о вознаграждении, продвижении и увольнении. Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации возможность принимать обоснованные решения о повышении или понижении зарплаты, повышении или понижении в должности и увольнении.
В последнем случае наличие задокументированной информации о неудовлетворительном выполнении уволенным работником своих должностных обязанностей значительно облегчает положение организации в ситуации возможного судебного разбирательства.
Названные преимущества, получаемые организацией, использующей систему оценки персонала, реализуется наиболее полно при объективности оценки, открытости ее критериев, соблюдении конфиденциальности результатов и активном участии сотрудников.
Оценить - значит сравнить и взвесить наблюдаемое с определенных точек зрения. Только то, что эксперт узнал о сотруднике на основе регулярных наблюдении или в результате бесед, он может верно оценить. При этом от всех экспертов требуется, чтобы они оценивали сотрудников правильно и справедливо без тенденциозности, основанной на чувствах симпатии или антипатии или в зависимости от настроения эксперта в момент оценки.
В целом, высокая вероятность сделать ошибочную оценку имеется тогда, когда эксперт:
- принимает высказывания третьих лиц, не проверив их;
- собственные
наблюдения ведет поверхностно,
не сравнивает их с другими
наблюдениями и не оценивает
их значимость для создания
цельной картины представлений
о сотруднике; - сделает поспешные
заключения о личности на
- недостаточно
учитывает условия жизни
- недостаточно
дифференцирует сильные и
Правовой основой оценки персонала в Российской Федерации является Указ Президента РФ от 09/03/9б М~ 353.
Настоящим указом Президент утвердил Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего и рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Указа при проведении аттестации государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления.
Положение определяет формальную сторону организации и проведения аттестации, а также правовые последствия результатов оценки для служащих. Однако оно не определяет сущности оценки, практически не раскрывает критерии, по которым делается вывод о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.
Методика является инструментом подготовки мотивированной, максимально объективной оценки деловых и личностных качеств и результатов служебной деятельности специалиста.
Оценка деловых и личностных качеств является основой для подготовки отзыва о государственном служащем, представляемым в комиссию при проведении периодической официальной аттестации персонала.
В межаттестационный период (если после предыдущей оценки прошло более двух лет) оценка осуществляется балл обоснованного принятия решений в ситуациях, требующих учета достижении работника в служебной деятельности и его личностных и деловых качеств. Например, для повышения в должности, присвоения классного чина, направления на учебу и т.д. Оценка может быть проведена для служащего, проработавшего в организации не менее одного года.
Не подлежат оценке беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и служащие, достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности.
К важным особенностям данной методики служебной оценки относится то, что ее осуществляет несколько руководителей разного уровня и что отдельно фиксируется мнение каждого из них. Это, во-первых, повышает объективность и точность оценки, снимает влияние межличностных отношении, во-вторых, делает оценку прозрачной, позволяет проследить, формирование итоговой оценки из оценок отдельных экспертов и, в-третьих, устанавливает личную ответственность каждого из экспертов за свой вклад в оценку.
Следует также обратить внимание пользователей
методики на то обстоятельство, что моральную
действенность оценка приобретает лишь
тогда, когда ее результат бывает добровольно
принят аттестуемым и что поэтому руководителям
в процессе сообщения и обсуждения результатов
оценки с подчиненными желательно путем
разъяснения; убеждения, привлечения фактов
достичь с ним согласия по существу оценки.
3. Аттестация
персонала
3.1 Подготовка
аттестации
Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников.