Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращению безработицы. В ней исследуется сложившаяся ситуация на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрывается понятие занятости, рассматриваются типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также выявляется роль государства в решении этого вопроса.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Занятость населения и безработица: понятие, сущность, виды…….5
1.1 Понятие безработицы и полной занятости………………………...5
1.2 Уровень и типы безработицы……………………………………….7
1.3 Причины безработицы. Социально-экономические последствия…………………………………………………………………...12
Глава 2 Особенности государственного регулирования занятости в России…………………………………………………………………………….24
2.1 Особенности рынка труда в России……………………………………….24
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости…………31
2.3 Биржа труда…………………………………………………………………35
2.4 Инструменты государственного регулирования занятости……………..36
2.5 Перспективы государственного регулирования занятости……………...38
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы …………………………………………………………….47
Принципиальным
моментом является избирательный характер
поддержки. Объектом программ должны стать
в первую очередь те потенциальные
предприниматели и
В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. Для России представляют интерес два вида программ:
В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования.
Для решения их специфических проблем во многих европейских странах (в Великобритании, Франции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб занятости.
Приведём пример статистики современного состояния рынка труда на 2010 год:
По словам главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой, уровень официальной безработицы впервые в текущем году стал меньше 2 млн человек, а точнее - 1,977 млн. Причем в период с 2 по 9 июня 2010 года численность безработных снизилась на 1,68%, в то время как за аналогичное время прошлого года это снижение составляло всего 0,5%.
Заметим, что такого уровня безработица уже достигала в феврале 2009 года, когда правительство принимало экстренные меры к её снижению. Дальнейшее сезонное снижение безработицы может составить летом 2010 года еще 200-300 тысяч человек. Но в ближайшие годы темпы сокращения числа безработных будут заметно выше докризисных.
В Минздравсоцразвитии
также отмечают, что позитивная динамика
на рынке труда, наблюдалась в 81 субъекте
РФ, где число безработных
Вывод:
Рассмотрев во второй главе современное состояние рынка труда в России и перспективы его развития, можно сделать вывод, что необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.
В этой связи
особую роль играет составление региональных
программ занятости, на основе которых
возможно прогнозирование ситуации
и выработка системы
Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Заключение
Итак, проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
В данной работе раскрыты понятия безработицы и занятости населения. Обоснованы теоретические подходы и принципы государственного воздействия на формирование спроса и предложения рабочей силы и достижения их максимальной сбалансированности с помощью опосредованных через экономику рычагов и стимулов повышения спроса на рабочую силу со стороны бизнеса (инвестиционных, налоговых и других) и системы целенаправленных мер по созданию конкурентоспособной рабочей силы и увеличению её предложения на рынке труда.
Выявили, какие меры необходимо предпринимать для решения проблем регулирования занятости населения России: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и её предложении, внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.
Выяснили, что государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных.
Необходимо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
Безработица является неотъемлемой частью рыночных отношений. В работе раскрыты типы безработицы и причины её возникновения. Невозможно найти какое-то одно, единственно верное средство борьбы с этим явлением. Появление безработных зависит от абсолютно разных факторов, порой прямо противоположных друг другу. Например, в случае, когда в какой-либо сфере производства оплата труда является низкой, людей это не устраивает и они увольняются с предприятий, пополняя армию безработных. Зачастую работодатели не стремятся бороться с этим явлением, а восполняют свои потери кадров путем приглашения на эти рабочие места низкооплачиваемых и низкоквалифицированных эмигрантов из развивающихся стран («гастарбайтеров»). И напротив, если в какой-либо сфере производства занято большое количество высокооплачиваемых кадров, работодатели стремятся сократить их количество, с целью уменьшить свои затраты. В большинстве развитых стран существуют целые комплексы мер борьбы с безработицей, однако и они никогда не помогут искоренить её полностью. Задача любого государства сводится к тому, чтобы свести количество безработных к минимуму. Безработица оказывает большое влияние на общество не только как экономическое, но и как социальное явление, так как безработные, по сути, не имеют никакого источника дохода, кроме пособия по безработице и, будучи ограниченными в финансовых возможностях, чувствуют себя неполноценными членами общества.20 В случае, если количество безработных в стране растет и становится критическим, это может привести к таким негативным явлениям, как акции протеста и увеличение процента людей, живущих за чертой бедности. Чтобы избежать этого, явление безработицы должно постоянно находиться во внимании государства и изучаться подробнейшим образом.
В курсовой работе обозначены основные понятия безработицы, проблемы регулирования занятости населения.
В заключении
можно выделить дальнейшие перспективы
развития решения проблем эффективной
занятости, где основными целями в сфере
занятости является необходимость ее
интеграции с промышленной политикой,
с комплексом общегосударственных мер
и программ её реализации на федеральном
и региональных уровнях в целях приведения
в соответствие состояния профессионально-
Список литературы
1 Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р.Макроэкономика: Торговая политика. Инфляция и безработица. Социальная политика. 2007-295с.
2 Бугаян Илья.Современная макроэкономика. М.:Феникс Высшее образование,2009.-210 с.
3 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. М.: ЕАОИ, 2008.- 216с.
4 Капканщиков С.Г.Макроэкономика: учебное пособие/С.Г. Капканщиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 368с.
5 Bradley R. Schiller/Брэдли Шиллер. The Macro Economy Today/Макроэкономика сегодня.М.: McGraw,2008.- 352 с.
6 Чепурин М.Н. , Киселева Е.А. Курс экономической теории. 6- е изд., испр. и доп. 2009-178с.
7 Шагас Н.Л, Туманова Е.А. Макроэкономика. М.: изд-во МГУ, 2006. - 343с.
8 Климов С.М.Макроэкономика.М.: ИВЭСЭП, 2008.-246 с.
9 Салов А.И.Экономика.Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009.-89 с.
10 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 462 с.
11 Косов Н.С.Основы макроэкономического анализа/Учебное пособие.М.: «ТГТУ», 2007.-82с.
12 Мальцева И.О.Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда.М.: ГУ ВШЭ,2007.-187 с.
13 Остапенко Ю.М.Экономика труда. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 194 с.
14 Мэнкью Н.Г.Принципы макроэкономики, Классический зарубежный учебник.М.:Питер Пресс,Питер,2008.-438 с.
15 Одегов Ю.Г.Рынок труда (практическая макроэкономика труда).М.: Альфа-Пресс,2007.-450 с.
16 Матвеева Т.Ю.Введение в Макроэкономику: учебное пособие.М.: ГУ-ВШЭ,2007-398 с.
17 Давыденко Л.Н Экономическая теория. Минск. Вышейшая школа 2007.-310с.
18 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. М.: ЕАОИ, 2008.- 164с.
19 EKP news. Безработица
в России по официальным данным //http://www.ekportal.ru/page-
20 Генкин Б. М. Экономика и социология труда. 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. —299с.