Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращению безработицы. В ней исследуется сложившаяся ситуация на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрывается понятие занятости, рассматриваются типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также выявляется роль государства в решении этого вопроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Занятость населения и безработица: понятие, сущность, виды…….5
1.1 Понятие безработицы и полной занятости………………………...5
1.2 Уровень и типы безработицы……………………………………….7
1.3 Причины безработицы. Социально-экономические последствия…………………………………………………………………...12
Глава 2 Особенности государственного регулирования занятости в России…………………………………………………………………………….24
2.1 Особенности рынка труда в России……………………………………….24
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости…………31
2.3 Биржа труда…………………………………………………………………35
2.4 Инструменты государственного регулирования занятости……………..36
2.5 Перспективы государственного регулирования занятости……………...38
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы …………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

основная часть курсовой!.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в  сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются  в полной мере, а  в структуре расходов преобладают  финансирование затрат на сохранение  рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации  собственного дела, покрытие затрат на профессиональное  обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Итак, в последнее время безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

Биржи труда.

Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимают биржи труда, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специализированные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи  труда являются государственными учреждениями и осуществляют свою деятельность под  руководством министерства труда.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. трудоустройство безработных;
  4. изучение конъюнктуры рынка и предоставление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих получить работу;
  6. профессиональная переподготовка безработных;
  7. выплата пособий.

В современных  условиях в развитых странах большинство  граждан трудоустраиваются не через  биржи труда, а обращаясь непосредственно  в кадровые службы предприятий и  организаций или с помощью  частных посреднических агентств.

Целевая функция регулирования рынка  труда состоит в содействии расширению спроса на рабочую силу и поддержке  эффективного предложения  рабочей силы, с тем чтобы:

  1. развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для улучшения возможности экономического роста;
  2. содействовать социальному равенству путём улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь для групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях;
  3. стабилизировать занятость в период экономического спада и создать условия для преодоления недостаточного предложения рабочей силы в период экономического подъёма.

 

2.3 Инструменты государственного  регулирования занятости.

Можно указать  на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.16

Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность, и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоритических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета  в качестве основного инструмента  всей системы государственного регулирования  рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем.

Целенаправленное  воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на  труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших направлений организационной  деятельности государства выбрано  создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало и будет  выступать крупнейшим работодателем.

Хотя  во многом отраслевая  структура  государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

 

Вывод:

Проводимые  в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной  рыночной экономики. Одним из важнейших  факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование  трудового потенциала страны. Для  этого требуется формирование цивилизованного  рынка труда (что предполагает его  государственное регулирование), системы  социальных гарантий занятости и  развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.

Согласно  российскому закону о занятости, государственная политика занятости  заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан  на рынке труда.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных  пределов повышение уровня занятости  населения.

 

2.4 Перспективы государственного  регулирования занятости.

Безработица в 6-7% (по оценке МОТ) в России, где  на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, воспринимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с неотработанностью механизмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выделить на эти цели. Однако по международным стандартам подобная норма безработицы не является катастрофической. Кроме того, вопрос заключается не в уровне безработицы как таковой, а в том, какие процессы и тенденции он отражает. За одинаковым показателем может скрываться принципиально различная ситуация в сфере занятости.

В условиях активного рынка труда сравнительно большое число лиц по тем или  иным причинам попадает в течение  года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов невелика.

Политика занятости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному члену общества не просто любой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потенциал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд.

Политика  помощи безработным является органической частью общей стратегии и это  определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно  безработным, поскольку речь идет о  возможной утрате накопленного человеческого  капитала (ведущей составляющей национального  богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам-профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников.

Что касается России, то для нее реальную опасность  представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы. На данных проблемах и должна, на наш взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Вместе  с тем отчетливо просматривается  тенденция к усилению роли активных мер. Однако далеко не все из них  могут быть широко использованы в  России. Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы. Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение ограниченного периода времени субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.

Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в  создание новых рабочих мест.17 Безусловное ее преимущество - адресный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (дорог, мостов), в том числе в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости.

Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут, на наш взгляд, иметь  активные меры, направленные на комплексное  регулирование спроса и предложения  труда. Ключевое место среди них  занимает рациональное использование  гибких форм занятости. На Западе в  последнее десятилетие гибкая занятость  развивается очень быстро. Появились  новые категории работников, традиционно  работающие в определенной фирме, но занятые неполное рабочее время  или работающие временно по гибкому  графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы.

Представляется  очень важным содействовать рациональному  распространению частичной занятости  на основе гибких графиков.

Такое решение  проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем  принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.

Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность  занятости дает возможность совмещать  работу по специальности, требующую  соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой  в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности.

Еще одной  мерой содействия гибкой занятости  является развитие системы отпусков. В этом плане интересен опыт Дании, где с 1994 г. действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам.

Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены  безработным на условиях временной  занятости. Программа имеет целью  улучшение структуры занятости  в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях  пополнения образования.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры  мелкого бизнеса. В большинстве  стран основная часть новых рабочих  мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России, хотя требует  не только финансовых затрат, но и квалифицированных  кадров для различных консультационных служб и т.д. 18

Информация о работе Безработица в России