Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращению безработицы. В ней исследуется сложившаяся ситуация на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрывается понятие занятости, рассматриваются типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также выявляется роль государства в решении этого вопроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Занятость населения и безработица: понятие, сущность, виды…….5
1.1 Понятие безработицы и полной занятости………………………...5
1.2 Уровень и типы безработицы……………………………………….7
1.3 Причины безработицы. Социально-экономические последствия…………………………………………………………………...12
Глава 2 Особенности государственного регулирования занятости в России…………………………………………………………………………….24
2.1 Особенности рынка труда в России……………………………………….24
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости…………31
2.3 Биржа труда…………………………………………………………………35
2.4 Инструменты государственного регулирования занятости……………..36
2.5 Перспективы государственного регулирования занятости……………...38
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы …………………………………………………………….47

Работа содержит 1 файл

основная часть курсовой!.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

          Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

Разумеется  рынок труда имеет свою специфику, особенности:

  1. Специфика товара.
  2. Спрос на труд является производным от спроса на товары.
  3. Рынок труда несовершенен по степени симметрии информации, работники пытаются завысить рентную ставку (их самооценка).

 

Вывод: 

          В данном пункте работы дан анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы: например теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

          Также не следует замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.

    

2.2 Основные задачи государственного  регулирования занятости.

Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить  количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

         Прогнозы политики в области занятости.

          Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных  вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы "очаговой" безработицы  в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и  малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.13

Значительно сократить количество незанятых  можно за счет структурных изменений  в оборонной промышленности. Процесс  конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

 

Государственная политика занятости.

Система регулирования занятости посредством  корректировки  механизмов государственного воздействия и саморегулирования  призвана обеспечить условия для  воспроизводства рабочей силы  и  рабочих  мест,  их первичного  соединения и повторного воссоединения.  Формирование такой системы в  период перехода к рыночной экономике  осложняется в  связи  с различиями  воспроизводственного процесса у рабочей  силы (цикл воспроизводства,  который  исходит из демографической базы, то есть связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства,  который зависит от  экономических  и  организационно-технических факторов).  Этим  определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Регулирование занятости заключается в мерах  по поддержанию нормального соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  работниках, не должно приводить к  необоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы.

Регулирующая  функция государства состоит  в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со  стороны  работодателей)  и  предложения трудоспособного населения.  Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и 

качественной  структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне.  В силу регулирования занятости  объектом  микроуровня  является предприятие,  как  первичное  звено  экономики,  и  город  (населенный пункт), как первичное  звено территории, жители которого характеризуются  общностью  интересов  в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.

Исходным  пунктом  правительственной  стратегии  занятости  должен стать  принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.

Концепция государственной политики занятости  должна  базироваться на  критериях  экономической эффективности и  социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи  содействия  занятости  и защиты трудоспособных граждан от хронической  и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач  в области занятости и социальной  политики  в  целом,  государство  системой взаимосвязанных мер участвует  в создании и  поддержании  необходимого  для экономического возрождения социально-политического климата.  Таким образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства  в  области  занятости населения,  которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения,  им следует охватить и сферу "занятого" наемного  труда  (внутрифирменный рынок труда).

Невнимание  к этой сфере может сказаться  на уровне занятости и безработицы,  постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться  из среды занятого наемного  труда.  Общая  закономерность, действие  которой  в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения,  состоит в  зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается  не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема  капитальных  вложений, а в изменении  источников финансирования, главным  из которых был государственный  бюджет, в сторону повышения роли негосударственного  (акционерного,  частного)  капитала. 

Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования  социально-экономическими  процессами  в  обществе, объективно  требует  комплексного  подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы  и рабочих мест как на уровне основного звена  экономики и первичного звена территорий,  так и на  общероссийском  уровне.  Комплексный подход  может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано)  участвующих  в  выработке и реализации государственной политики занятости.

Для решения  проблем занятости государство  должно прогнозировать ситуацию на рынке  труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к  требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

 Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного  хозяйственного механизма в сочетании  с государственным регулированием.

Для обеспечения  занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор  развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки  малого бизнеса, падения платежеспособного  спроса населения, отсутствия необходимых  навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда. 14

Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого  принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и так далее.

Стабилизация  и последующий рост производства должны стать отправным пунктом  реализации стратегии занятости  для достижения и поддержания  эффективной занятости при социально  допустимом уровне безработицы. Его  необходимо определять по двум критериям: 15

           • финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости;

           • социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Информация о работе Безработица в России