Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена одной из важнейших экономических проблем, проблеме занятости населения и сокращению безработицы. В ней исследуется сложившаяся ситуация на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрывается понятие занятости, рассматриваются типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также выявляется роль государства в решении этого вопроса.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Занятость населения и безработица: понятие, сущность, виды…….5
1.1 Понятие безработицы и полной занятости………………………...5
1.2 Уровень и типы безработицы……………………………………….7
1.3 Причины безработицы. Социально-экономические последствия…………………………………………………………………...12
Глава 2 Особенности государственного регулирования занятости в России…………………………………………………………………………….24
2.1 Особенности рынка труда в России……………………………………….24
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости…………31
2.3 Биржа труда…………………………………………………………………35
2.4 Инструменты государственного регулирования занятости……………..36
2.5 Перспективы государственного регулирования занятости……………...38
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы …………………………………………………………….47
Таким образом рынок труда как социально-экономическая категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.
Разумеется рынок труда имеет свою специфику, особенности:
Вывод:
В данном пункте работы дан анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы: например теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также не следует замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.
2.2 Основные задачи
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Прогнозы политики в области занятости.
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.
Наиболее важные меры такого рода:
Расширение
занятости в будущем зависит
и от иностранных инвестиций. В
целом инвестиции в реконструкцию
и технологическое
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.13
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Государственная политика занятости.
Система
регулирования занятости
Регулирование
занятости заключается в мерах
по поддержанию нормального
Регулирующая
функция государства состоит
в том, чтобы максимально сблизить
спрос на наемную рабочую силу
(со стороны работодателей) и
предложения трудоспособного
качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и на микроуровне. В силу регулирования занятости объектом микроуровня является предприятие, как первичное звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.
Исходным пунктом правительственной стратегии занятости должен стать принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с безработицей.
Концепция
государственной политики занятости
должна базироваться на критериях
экономической эффективности и
социальной справедливости, ориентация
на который призвана решать задачи
содействия занятости и защиты
трудоспособных граждан от хронической
и массовой безработицы. В свою очередь,
воздействуя на решение задач
в области занятости и
Невнимание
к этой сфере может сказаться
на уровне занятости и безработицы,
постоянно сводя на нет меры по
трудоустройству незанятого населения,
состав которых будет пополняться
из среды занятого наемного труда.
Общая закономерность, действие
которой в условиях перехода российской
экономики к рыночным отношениям
не вызывает сомнения, состоит в
зависимости уровня и динамики инвестиций.
И основная проблема при этом заключается
не в необходимости резкого
Функция
регулирования занятости, будучи частью
формирующейся системы
Для решения
проблем занятости государство
должно прогнозировать ситуацию на рынке
труда, находить и поддерживать, либо
формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранных инвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.
Реализация
этих требований возможна лишь на основе
использования развитого
Для обеспечения
занятости населения велико значение
сферы услуг. Однако до сих пор
развивается преимущественно
Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. 14
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных
условиях исходным постулатом стратегии
занятости в российском обществе
должен стать принцип достижения
и поддержания эффективной
Стабилизация
и последующий рост производства
должны стать отправным пунктом
реализации стратегии занятости
для достижения и поддержания
эффективной занятости при
• финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости;
• социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.