Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрю три взаимосвязанных звена: внутрибанковское
управление, управление операциями, управление персоналом.
Целью моей курсовой работы является исследование банковского менеджмента — как самостоятельного вид профессиональной деятельности, направленного в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.
Задачей исследования является изучение организации технологической
цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т. д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

Содержание

Список используемой литературы Введение
1.Структура и задачи банковского менеджмента
1.1 Банковский менеджмент, как особая сфера управления в условиях развитой рыночной экономики.
1.2 Нормативно – правовое обеспечение деятельности коммерческого
банка
1.3. Банковская политика и администрирование.
2. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке.
2.1 Информационно- аналитическое обеспечение
2.2 Создание банковских продуктов.
2.3. Формирование клиентской базы коммерческого банка, обслуживающий клиентов, продажа услуг.
2.4. Обеспечение устойчивости коммерческого банка.
Заключение
Глоссарий

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 113.28 Кб (Скачать)

     В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это  однако не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.

     По  отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка  могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко  выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие  и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.

     В зависимости от связи с движением  материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида:

     1) услуги связанные с его движением,

     2) чистые услуги.

     Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом  движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится  к первому виду услуг. Способствуя  продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.

     Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода услуги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприятия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отличие от отраслей материального производства, где продукт приобретает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.

     Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже  в такой простейшей форме, как  прием от населения и предприятий  во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк не просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится  к кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям на развитие своей производственной и финансовой деятельности. Так или иначе, банковские операции, обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.

     Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают  не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.

     Возьмем, к примеру, такую традиционную банковскую операцию, как кредитование. Известно, что кредит, предоставленный предприятию-заемщику, должен быть возвращен в банк в  определенные сроки, и не просто возвращен, а возвращен вместе с уплатой  процентов за его использование. Это означает, что получатель кредита  должен его использовать так, чтобы  вовремя возвратить его в полной сумме и получить при этом прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Заемщик в силу характера кредитной сделки обязан применить полученные в банке денежные средства не для "проедания" (на потребительские цели), а как капитал. Когда на базе кредита возникает ссудный процент, то это означает, что ссужаемые банком деньги должны использоваться как капитал, заемщик обязан получить дополнительный доход.

     Свойство  банковских услуг состоит и в  том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.

     Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.

     Такое положение связано с тем, что  на рынке банковских услуг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкуренция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источники доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы стали развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.

     Свойство  банковских услуг:

     -не  могут быть произведены про  запас,

     -носят  производительный характер,

     -объектом  банковских услуг выступает капитал,

     -охватывают  активные и пассивные операции,

     -не  являются монополией только банка,

     -могут  относится к небанковским операциям.

       Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

     Постепенно, однако, новейшие технологии новые  операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг.

     2.3. Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг.

Отдел кадров:

- планирует численность  и использование персонала;

- организует  обучение и повышение квалификации  кадров;

- управляет фондами  заработной платы;

- осуществляет  набор персонала и его расстановку.

Для решения  кадровых проблем рекомендуется  следующая система мероприятий.

1. Обеспечивать  продвижение по службе только  по достигнутым результатам с  учетом умения ладить с другими  людьми.

2. Всемерно "продвигать" молодежь, максимально ей помогая.

3. Принимать  на работу только по конкурсу, в основе которого лежат результаты  деловых игр и решений ситуационных  рыночных задач.

4. Формировать  в каждом банке собственный  информационный кадровый фонд, систематически  вести кадровую статистику.

5. Добиться овладения  каждым работником нескольких  профессий (обычно смежных), осуществлять  ротацию кадров.

6. Создавать  все условия для постоянного  повышения квалификации сотрудников.

7. Безоговорочно  увольнять за плохую или недостаточно  инициативную работу на основании  систематически проводимой жесткой  аттестации. От любителей склок  и интриг избавляться немедленно.

8. Изменить систему  комплектации кадров. Отбор осуществлять  по способностям, по психологической  совместимости.

9. Заранее готовить  работников на перспективу, подбирая  кадры из выпускников учебных  заведений, сотрудничая со студентами  еще во время их учебы и  т.д.

10. Брать на  работу только с испытательным  сроком, как правило, не менее  одного года.

11. Руководству  систематически и самокритично  отчитываться перед коллективом  о достигнутых банком результатах,  отмечать недостатки не столько  для наказания, сколько для  того, чтобы виновные не повторяли  своих ошибок.

12. Всемерно содействовать  развитию инноваций, рационализации, обеспечивая быстрое и весомое  вознаграждение за успехи в  данной области. Целесообразно  поставить цель, чтобы каждый  работник разрабатывал не менее  одного инициативного предложения  в месяц; ценить в людях творческое  начало, способность к нестандартным  подходам и решениям.

13. Совершенствовать  организационную структуру банка  с учетом изменяющихся условий  для максимально эффективной  работы коллектива.

14. Ориентировать  работников не на достижение  кратковременного успеха, пусть  даже значительного, а на долговременный  позитивный результат.

15. Постоянно  проводить социологические исследования. Знать, что хотят работники,  анализировать психологическую  атмосферу в коллективе, немедленно  реагировать на выявившиеся негативные  обстоятельства.

16. Управлять  коллективом на основе предвидения  возможных изменений, а когда  это оказывается сложным, использовать  систему гибких, альтернативных  решений.

17. Не допускать  конфликтных ситуаций, предвидеть  возможность их возникновения,  а в случае конфликта действовать  быстро и решительно, разряжая  атмосферу.

18. Наладить постоянное  обучение кадров, стимулировать  рост их квалификации, поставить  это как непременное условие  работы и продвижения по службе.

  Планирование потребности  коммерческого банка  в персонале

          Качественная работа с персоналом -- определяющий, а зачастую и решающий  фактор обеспечения успешной  деятельности как отдельного  банка, так и банковского сектора  в целом. Не только руководители, но и рядовой персонал банков, постоянно взаимодействуя с клиентами, формируют престиж своих организаций. Конкурентоспособность и эффективность деятельности банков в современных условиях во многом определяются уровнем управления персоналом, что требует проведения кадрового аудита и мониторинга, которые позволяют определять приоритеты и согласовывать использование разных технологий управления персоналом.

        Современные технологии помогают  работникам в профессиональном  развитии, обогащая их деятельность  и повышая удовлетворенность  трудом. С учетом этого необходимо  совершенствовать процесс управления  персоналом и процесс этот  должен планироваться.

   Планирование  как важнейшее звено процесса управления персоналом банка нацелено на принятие решений, обеспечивающих комплексное  совершенствование этого процесса по критерию повышения эффективности  работы банка в целом. Содержание и методы планирования персонала  банка зависят от масштаба объекта, уровня принятия решений, соотношения  стратегических и текущих целей  и задач и других факторов. При  этом реализуются прежде всего задачи стратегического характера, главными из которых следует считать: 1) достижение (или поддержание) соответствия количества, структуры и качества персонала  требованиям перспектив ной концептуальной модели банка; 2) оптимизацию структуры управления персона лом, в том числе на уровне отдельных подразделений и служб.

   Собственно  планирование потребности банка  в персонале включает три этапа: 1) планирование рабочих мест; 2) планирование количественного и качественного  состава работников; 3) планирование способов и источников комплектования штата сотрудников. Каждый из этих этапов может быть описан целью, задачами и  процедурами их решения.

  Подбор кадров  и наем персонала  коммерческого банка

   На  основе принятого принципиального  решения разрабатываются конкретные способы комплектования штата. В  отношении внешних источников банк планирует комплекс процедур, позволяющих  ему целенаправленно отобрать кандидатов в но вые работники и оформить их наем. Конкретный состав указанных процедур зависит от сегмента рынка. Так, в от ношении выпускников финансово-экономических вузов и банковских колледжей (школ) может применяться система обучения, когда представители банка на старших курсах знакомятся со студентами и определяют среди них кандидатов на замещение определенных должностей по завершении учебы; привлечение выпускника к работе происходит «пролонгированным» способом -- через интеграцию процесса его обучения в вузе (колледже) и учебно-практической работы в конкретном подразделении (подразделениях) банка. Завершающим этапом можно считать выполнение и защиту дипломной работы по конкретной банковской теме. Полученную оценку можно считать «проходным баллом» для кандидата на конкретную банков скую должность. Такая схема целесообразна в отношении должностей, требующих качественных знаний новейших банковских технологий, умения творчески мыслить и принимать оперативные решения в условиях быстрых изменений индикаторов финансового рынка (например, операции купли-продажи ценных бумаг, валюты, изделий из золота и драгоценных металлов). В случае привлечения на работу специалистов действующих банков при наличии у них положительных рекомендаций и успешного прохождения собеседования можно применять упрощенную процедуру отбора и найма. Претендентов всех остальных категорий принимать на работу целесообразно на конкурсной основе. Условия конкурса на основе заявок руководителей подразделений разрабатывает служба управления персоналом (отдел кадров). Процедура конкурсного отбора кандидата включает в себя: заочное знакомство с ним; проведение менеджером по кадрам предварительного собеседования; тестирование кандидата непосредственно в подразделении; окончательное собеседование с вынесением решения о приеме либо об отказе в приеме на работу; для принятых на работу -- наем и оформление личного дела. В отношении вновь принятых на работу проводится категорирование с подразделением на руководителей, экспертов, менеджеров и исполнителей. Устанавливается один из двух вариантов адаптации работника к новым условиям работы.

Информация о работе Банковский менеджмент