Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассмотрю три взаимосвязанных звена: внутрибанковское
управление, управление операциями, управление персоналом.
Целью моей курсовой работы является исследование банковского менеджмента — как самостоятельного вид профессиональной деятельности, направленного в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов.
Задачей исследования является изучение организации технологической
цепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги и т. д.), обеспечение процесса работы банка всеми необходимыми ресурсами.

Содержание

Список используемой литературы Введение
1.Структура и задачи банковского менеджмента
1.1 Банковский менеджмент, как особая сфера управления в условиях развитой рыночной экономики.
1.2 Нормативно – правовое обеспечение деятельности коммерческого
банка
1.3. Банковская политика и администрирование.
2. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке.
2.1 Информационно- аналитическое обеспечение
2.2 Создание банковских продуктов.
2.3. Формирование клиентской базы коммерческого банка, обслуживающий клиентов, продажа услуг.
2.4. Обеспечение устойчивости коммерческого банка.
Заключение
Глоссарий

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 113.28 Кб (Скачать)

     Исследование  вопросов правового обеспечения  внутреннего контроля представляется  необходимым начать с рассмотрения  правил (стандартов) аудиторской деятельности, призванных в определенной степени  регулировать правовые основы  и нормативно-технические стороны  осуществления аудиторской деятельности  в Российской Федерации. Правила  (стандарты) аудиторской деятельности  разработаны для регламентации  аудиторской деятельности и соответствуют  Временным правилам аудиторской деятельности в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Указанные стандарты применяются при осуществление аудиторских проверок всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

Таблица 3.   Перечень основных нормативных  актов по внутреннему контролю в коммерческом банке

Наименования  документов
  I. Законодательство  РФ
1. Федеральный закон  от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных  обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.).
2. Федеральный закон  от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" (в ред. от 26 апреля 1995 г.) (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.).
3. Федеральный закон  от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ “О внесении изменений  и дополнений в Закон РСФСР  “О банках и банковской деятельности в РСФСР”.
4. Федеральный закон  от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.).
5. Федеральный закон  от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке  ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.).
  II. Нормативные  документы Правительства РФ
6. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 “Об утверждении Программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”.
7. Приказ Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н “О Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.
  III. Нормативные  документы Банка России
8. Приказ Банка  России от 28 августа 1997 г. № 02-372 "О  введении в действие Положения № 509 "Об организации внутреннего  контроля в банках" (с изменениями  от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.).
9. Рекомендации  по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности, утвержденные Приказом Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372.
10. Указание Банка  России от 30 ноября 1998 г. № 427-У “О внесении изменений и дополнений в Положение  Банка России от 28 августа 1997 г. № 509 “Об организации внутреннего  контроля в банках” (с изменениями  от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.).
11. Приказ Банка  России от 29 августа 1997 г. № 02-378 "Об утверждении  Указаний № 510 "О порядке организации  внутреннего контроля в кредитных  организациях - участниках финансовых рынков" (утратил силу).
12. Указание Банка  России от 7 июля 1999 г. № 603-У “О порядке  осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях”.
13. Письмо Банка  России от 7 октября 1999 г. № 289-Т "О  мерах по повышению уровня внутреннего  контроля в банках".
14. Указание Банка  России от 7 июля 1999 г. № 604-У "О порядке  аттестации комплаенс-контролеров  кредитных организаций".
15. Письмо Банка  России от 28 февраля 1997 г. № 419 "О мерах  по усилению надзора за деятельностью  кредитных организаций" (с изменениями  от 25 сентября 1997 г., 22 января, 5 июля 1999 г.).
16. Письмо Банка  России от 3 июля 1997 г. № 479 “О методических рекомендациях по вопросам организации  работы по предотвращению проникновения  доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации”.
17. Приказ Банка  России от 11 сентября 1997 г. № 02-394 "О  введении в действие Инструкции № 65 "О порядке осуществления надзора  за банками, имеющими филиалы" (с  изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г.).
18. Правила ведения  бухгалтерского учета в кредитных  организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. № 61 (утверждены приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263) (с изменениями  от 11 декабря 1997 г., 30 марта, 9 июня, 15 июля, 25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря, 25 декабря 1998 г., 23 марта, 25 августа, 27 сентября, 5 октября, 27, 30 декабря 1999 г.).
19. Инструкция  Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а "О  порядке формирования и использования  резерва на возможные потери по ссудам" (введена в действие указанием  Банка России от 25 декабря 1997 г. № 101-у) (с изменениями от 12 мая, 24 июля, 28 декабря 1998 г., 5 марта, 13 июля, 2 августа 1999 г.).
  IV. Нормативные  документы ФКЦБ
20. Постановление ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50 "Об утверждении  Положения о лицензировании различных  видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации".
21. Постановление ФКЦБ от 15 июня 1998 г. № 23 "Об утверждении  Временного положения о внутреннем контроле профессионального участника  рынка ценных бумаг".
  V. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности
22. Правило (Стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области  банковского аудита "Порядок составления  аудиторского заключения о достоверности  бухгалтерской отчетности кредитной  организации, подготовленной по итогам деятельности за год" (Одобрено Экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол № 4).
23. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего  аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол № 3).
24. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля в ходе аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол № 6).

         Сейчас существует 35 правил (стандартов) аудиторской деятельности применительно к общему аудиту. Что касается банковской деятельности, то к настоящему времени разработано лишь одно правило (стандарт). Оно было одобрено Экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г. и получило название "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год".

       Необходимо отметить, что указанные  правила (стандарты) являются  обязательными лишь для аудиторских  фирм и аудиторов, работающих  в качестве самостоятельных предпринимателей, при осуществлении ими аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения. Вместе с тем, для целей внутреннего контроля правила аудиторской деятельности также имеют важное, прежде всего методологическое значение, поскольку определяют требования к организации внутреннего контроля, проведению проверок в тех или иных условиях, составу документов и т. п.

   Указание  Банка России № 603-У ввело в  российскую банковскую практику новые  “специальные термины и понятия”, а именно, комплаенс-контроль и комплаенс-контролер. Комплаенс-контроль определяется как “внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации” и уточняется, что “комплаенс-контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации” (п.3. Указания № 603-У). Комплаенс-контролер, в соответствии с Указанием № 603-У является штатным сотрудником организации “в исключительную компетенцию которого входит организация и осуществление комплаенс-контроля”. Что касается статуса комплаенс-контролера, то в соответствии с нормативными актами Банка России (Положением № 509 и Указанием № 603-У) как руководитель службы внутреннего контроля, так и комплаенс-контролер должны являться по должности заместителями руководителя кредитной организации.

   Говоря  о нормативно-правовом обеспечении  внутреннего контроля, необходимо подчеркнуть, что его информационной базой  являются, помимо затронутых выше документов, также множество других нормативно-правовых актов, выпущенных Банком России, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ, другими  государственными органами, а также  саморегулируемыми организациями, в частности, ФКЦБ, НАУФОР .Без них невозможно в полном объеме реализовать функции внутреннего контроля в коммерческих банках.

   Важно, чтобы документы, с которыми приходится работать служащим банка, содержали  все последние изменения и  дополнения к ним. В этой связи  неоценимую помощь в работе с законодательством  РФ, другими нормативно-правовыми  актами в настоящее время оказывают  правовые электронные базы, наиболее известными из которых являются: информационно-правовые базы данных “ГАРАНТ” и “КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС”, Электронная библиотека “ВАШЕ  ПРАВО”, Энциклопедия российского  права, Общероссийская справочная правовая система “ELEX”, Программные комплексы  “ЮСИС” и “ФИЛИН” и др. При  этом лучше пользоваться несколькими  справочными системами одновременно, выбирая их оптимальное количество и сочетание, что предоставляет наиболее полное и качественное нормативно-правовое информационное обеспечение. .

   В Положении  № 509 впервые был определен общий  принцип построения системы внутренних документов банка, в соответствии с  которым во внутренних документах банка  должны быть закреплены все “процедуры и полномочия при принятии любых  решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и акционеров” (п. 2.2.2.). В приложении к указанному документу Банк России дал перечень необходимых внутренних документов банка, включающий: (1) документы, определяющие процедуры принятия решений, распределение  функций и полномочий между подразделениями  и сотрудниками банка; (2) документы, определяющие политику банка при  проведении операций по размещению и  привлечению средств, меры по реализации требований к регламентации операций на финансовых рынках; (3) положения  о процедуре эмиссии банком ценных бумаг, о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов, о распределении  доступа пользователей к автоматизированным банковским системам; (4) документы, регулирующие деятельность службы внутреннего контроля.

1.3. Банковская политика  и администратирование.

       Предпринимательская деятельность  вообще, и кредитное предпринимательство  в частности, могут быть действительно  успешными и действительно адекватными,  если кредитное учреждение определяет  и практически реализует комплекс  целей и стратегию действий, свою  «миссию» — базовую концепцию  развития. Все это концентрируется  в банковской политике, где аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие  банковской политики позволяет  коммерческому банку не слепо  следовать за меняющейся (иногда  кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию,  позволяющую максимально использовать  положительные моменты и факторы  и нейтрализовать негативные. Основные  вопросы, на которые должны  отвечать положения банковской  политики, — это зачем (во имя  чего) должны быть осуществлены  те или иные действия; какие  именно действия должны быть  произведены; какие именно структурные  подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны  выполнять или участвовать в  выполнении конкретных операций; по каким конкретным схемам  и сценариям должны в этом  банке осуществляться конкретные  операции. Сфера банковской политики  охватывает будущие рынки, оптимальный  ассортимент банковских продуктов,  прибыльность, риски, организационные  структуры, облик и имидж банка.

  Банковская  политика может основываться на следующих  положениях:

  — специализация  банка (иногда базовую информацию о  ней содержит название); 
— приоритеты целей (тоже иногда включается в название; могут быть разнообразные: надежность, стабильность, рост, доходность, «забота» — внимание, квалификация персонала и т.д.); 
— лозунг — рекламный облик (фразы, имеющие целью сформировать положительное, доверительное отношение к этому банку, такие, например, как «только для солидных клиентов», «это мой банк», «не торопится, потому что успевает», «самый скучный банк — работают люди, работают деньги», «непреходящие ценности» и т.д.); 
— ориентация на определенного клиента (стремление привлечь максимальное их число или, наоборот, создать «элиту», а иногда и специализироваться в отдельных отраслях, территориях, общественных и.или социальных слоях, включая религиозные); 
— партнерские отношения (информировать клиентов о трудностях, ошибках банка, его проблемах и перспективах выхода из них); 
— полномочия и ответственность организационных структур и персонала; 
— внутренний контроль и аудит (его наличие или отсутствие, адекватность и организационные структуры); 
— иерархия, подчиненность и вознаграждения; 
— подготовка персонала (внутренние квалификационные требования по иерархической структуре, соотношение внутренних требований с требованиями надзора, ориентация подготовки, подбора и переподготовки кадров); 
— информация (открытость или закрытость, уровень открытости информации, используемые каналы информации — специальные, профессиональные или массовые); 
— политика ресурсов (следование требованиям надзора, самостоятельная политика резервирования — необходимость или осторожность); 
— принципы классификации (подчиненность нормативным требованиям надзора, разработка и применение собственных методик, широта сфер классификации); 
— документация (перечень и содержание документов как типовых, так и оперативных, оформляющих реализацию банковской политики и осуществление банковской деятельности); 
— конфиденциальность (ограничение содержания и полноты информации, равно как и видов информационных потоков и типов документов в соответствии с местом в иерархии, полномочиями персонала, а также местом субъекта в окружающей среде банковского менеджмента). В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуемой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части:

  — кредитная  политика; 
— депозитная политика; 
— ценовая политика; 
— инвестиционная политика; 
— политика рисков; 
— политика залогов; 
— работа с проблемными кредитами; 
— структурирование и политика диверсификации; 
— политика соблюдения ликвидности; 
— политика санкций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Место и роль финансового  менеджмента в 

коммерческом  банке .

2.1. Информационно – аналитическое обеспечение.

  В настоящее  время ученые многих стран продолжают работать над созданием автоматизированных систем управления процессами так называемого  органического (адаптивного) типа, которые позволят существенно повысить эффективность управления, в том числе финансовыми, экономическими, гуманитарными процессами независимо от их масштабов и уровней.

  Органическими системы называются потому, что они  строятся и функционируют в соответствии с логикой человеческого мышления. Они, по сути, являются системами нового поколения, так называемого надстроечного типа, которые благодаря своим высоким аналитическим способностям должны получить широкое развитие в наступившем XXI в.

  Характерным и главным достоинством органических систем является то, что они позволяют  быстро адаптироваться к окружающим условиям обстановки, при этом не изменяя, а только развивая свою структуру  построения. Они позволяют:

  1. Управлять объемом решаемых задач по каждой отдельной функции банка в неразрывном единстве с объемами решаемых задач по другим функциям.
  2. Управлять процессом генерации новых, востребованных обстановкой функций без потери качества управления действующими функциями.
  3. Управлять процессом возврата к функциям, которые по каким-либо причинам не были задействованы на данный момент времени, но вновь востребованы.

  Разработка  системы управления органического  типа на основе современных научно-технических  достижений потребовала описания методологии, которая отвечала бы следующим требованиям:

  • имеет практическую направленность и реалистичность внедрения;
  • доступна для понимания и освоения специалистами после проведения непродолжительной подготовки;
  • является универсальной для использования в различных прикладных областях деятельности;
  • сохраняет преемственность к накопленным знаниям и научно-техническим достижениям;
  • имеет возможность совершенствоваться, дополняться и развиваться.

  Базисным  ядром методологии являются следующие  системные методы и технологии:

Информация о работе Банковский менеджмент