Исследование
вопросов правового обеспечения
внутреннего контроля представляется
необходимым начать с рассмотрения
правил (стандартов) аудиторской деятельности,
призванных в определенной степени
регулировать правовые основы
и нормативно-технические стороны
осуществления аудиторской деятельности
в Российской Федерации. Правила
(стандарты) аудиторской деятельности
разработаны для регламентации
аудиторской деятельности и соответствуют
Временным правилам аудиторской
деятельности в РФ, утвержденным Указом
Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.
Указанные стандарты применяются при
осуществление аудиторских проверок всех
экономических субъектов, созданных в
соответствии с законодательством РФ,
а также органов государственной власти
и управления всех уровней и органов местного
самоуправления.
Таблица 3.
Перечень основных нормативных
актов по внутреннему
контролю в коммерческом
банке
№ |
Наименования
документов |
|
I. Законодательство
РФ |
1. |
Федеральный закон
от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных
обществах" (с изменениями от 13
июня 1996 г., 24 мая 1999 г.). |
2. |
Федеральный закон
от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)" (в ред. от 26 апреля 1995 г.)
(с изменениями от 27 декабря 1995 г.,
20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4
марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.). |
3. |
Федеральный закон
от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ “О внесении изменений
и дополнений в Закон РСФСР
“О банках и банковской деятельности
в РСФСР”. |
4. |
Федеральный закон
от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете" (с изменениями от 23 июля
1998 г.). |
5. |
Федеральный закон
от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг" (с изменениями от
26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.). |
|
II. Нормативные
документы Правительства РФ |
6. |
Постановление
Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №
283 “Об утверждении Программы
реформирования бухгалтерского учета
в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности”. |
7. |
Приказ Министерства
Финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н “О
Положении по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности
в Российской Федерации”. |
|
III. Нормативные
документы Банка России |
8. |
Приказ Банка
России от 28 августа 1997 г. № 02-372 "О
введении в действие Положения №
509 "Об организации внутреннего
контроля в банках" (с изменениями
от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.). |
9. |
Рекомендации
по организации внутреннего контроля
за рисками банковской деятельности,
утвержденные Приказом Банка России
от 28 августа 1997 г. № 02-372. |
10. |
Указание Банка
России от 30 ноября 1998 г. № 427-У “О внесении
изменений и дополнений в Положение
Банка России от 28 августа 1997 г. № 509
“Об организации внутреннего
контроля в банках” (с изменениями
от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.). |
11. |
Приказ Банка
России от 29 августа 1997 г. № 02-378 "Об утверждении
Указаний № 510 "О порядке организации
внутреннего контроля в кредитных
организациях - участниках финансовых
рынков" (утратил силу). |
12. |
Указание Банка
России от 7 июля 1999 г. № 603-У “О порядке
осуществления внутреннего контроля
за соответствием деятельности на финансовых
рынках законодательству о финансовых
рынках в кредитных организациях”. |
13. |
Письмо Банка
России от 7 октября 1999 г. № 289-Т "О
мерах по повышению уровня внутреннего
контроля в банках". |
14. |
Указание Банка
России от 7 июля 1999 г. № 604-У "О порядке
аттестации комплаенс-контролеров
кредитных организаций". |
15. |
Письмо Банка
России от 28 февраля 1997 г. № 419 "О мерах
по усилению надзора за деятельностью
кредитных организаций" (с изменениями
от 25 сентября 1997 г., 22 января, 5 июля 1999
г.). |
16. |
Письмо Банка
России от 3 июля 1997 г. № 479 “О методических
рекомендациях по вопросам организации
работы по предотвращению проникновения
доходов, полученных незаконным путем,
в банки и иные кредитные организации”. |
17. |
Приказ Банка
России от 11 сентября 1997 г. № 02-394 "О
введении в действие Инструкции № 65
"О порядке осуществления надзора
за банками, имеющими филиалы" (с
изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября
1999 г.). |
18. |
Правила ведения
бухгалтерского учета в кредитных
организациях, расположенных на территории
Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. №
61 (утверждены приказом Банка России
от 18 июня 1997 г. № 02-263) (с изменениями
от 11 декабря 1997 г., 30 марта, 9 июня, 15 июля,
25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря, 25 декабря
1998 г., 23 марта, 25 августа, 27 сентября, 5 октября,
27, 30 декабря 1999 г.). |
19. |
Инструкция
Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а "О
порядке формирования и использования
резерва на возможные потери по ссудам"
(введена в действие указанием
Банка России от 25 декабря 1997 г. № 101-у)
(с изменениями от 12 мая, 24 июля, 28
декабря 1998 г., 5 марта, 13 июля, 2 августа
1999 г.). |
|
IV. Нормативные
документы ФКЦБ |
20. |
Постановление
ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50 "Об утверждении
Положения о лицензировании различных
видов профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг Российской
Федерации". |
21. |
Постановление
ФКЦБ от 15 июня 1998 г. № 23 "Об утверждении
Временного положения о внутреннем
контроле профессионального участника
рынка ценных бумаг". |
|
V. Правила (стандарты)
аудиторской деятельности |
22. |
Правило (Стандарт)
№ 1 аудиторской деятельности в области
банковского аудита "Порядок составления
аудиторского заключения о достоверности
бухгалтерской отчетности кредитной
организации, подготовленной по итогам
деятельности за год" (Одобрено Экспертным
комитетом при Банке России по
банковскому аудиту 8 сентября 1998 г.,
Протокол № 4). |
23. |
Правило (стандарт)
аудиторской деятельности "Изучение
и использование работы внутреннего
аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ 27 апреля
1999 г. протокол № 3). |
24. |
Правило (стандарт)
аудиторской деятельности "Изучение
и оценка систем бухгалтерского учета
и внутреннего контроля в ходе
аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской
Федерации 25 декабря 1996 г., протокол №
6). |
|
Сейчас существует 35 правил (стандартов)
аудиторской деятельности применительно
к общему аудиту. Что касается банковской
деятельности, то к настоящему времени
разработано лишь одно правило (стандарт).
Оно было одобрено Экспертным комитетом
при Банке России по банковскому аудиту
8 сентября 1998 г. и получило название "Порядок
составления аудиторского заключения
о достоверности бухгалтерской отчетности
кредитной организации, подготовленной
по итогам деятельности за год".
Необходимо отметить, что указанные
правила (стандарты) являются
обязательными лишь для аудиторских
фирм и аудиторов, работающих
в качестве самостоятельных предпринимателей,
при осуществлении ими аудита,
предусматривающего подготовку официального
аудиторского заключения. Вместе с тем,
для целей внутреннего контроля правила
аудиторской деятельности также имеют
важное, прежде всего методологическое
значение, поскольку определяют требования
к организации внутреннего контроля, проведению
проверок в тех или иных условиях, составу
документов и т. п.
Указание
Банка России № 603-У ввело в
российскую банковскую практику новые
“специальные термины и понятия”,
а именно, комплаенс-контроль и
комплаенс-контролер. Комплаенс-контроль
определяется как “внутренний контроль
за соответствием деятельности на финансовых
рынках законодательству о финансовых
рынках в кредитной организации” и уточняется,
что “комплаенс-контроль является частью
системы внутреннего контроля кредитной
организации” (п.3. Указания № 603-У). Комплаенс-контролер,
в соответствии с Указанием № 603-У является
штатным сотрудником организации “в исключительную
компетенцию которого входит организация
и осуществление комплаенс-контроля”.
Что касается статуса комплаенс-контролера,
то в соответствии с нормативными актами
Банка России (Положением № 509 и Указанием
№ 603-У) как руководитель службы внутреннего
контроля, так и комплаенс-контролер должны
являться по должности заместителями
руководителя кредитной организации.
Говоря
о нормативно-правовом обеспечении
внутреннего контроля, необходимо подчеркнуть,
что его информационной базой
являются, помимо затронутых выше документов,
также множество других нормативно-правовых
актов, выпущенных Банком России, Минфином
РФ, Госналогслужбой РФ, другими
государственными органами, а также
саморегулируемыми организациями,
в частности, ФКЦБ, НАУФОР .Без них невозможно
в полном объеме реализовать функции внутреннего
контроля в коммерческих банках.
Важно,
чтобы документы, с которыми приходится
работать служащим банка, содержали
все последние изменения и
дополнения к ним. В этой связи
неоценимую помощь в работе с законодательством
РФ, другими нормативно-правовыми
актами в настоящее время оказывают
правовые электронные базы, наиболее
известными из которых являются: информационно-правовые
базы данных “ГАРАНТ” и “КОНСУЛЬТАНТ
ПЛЮС”, Электронная библиотека “ВАШЕ
ПРАВО”, Энциклопедия российского
права, Общероссийская справочная правовая
система “ELEX”, Программные комплексы
“ЮСИС” и “ФИЛИН” и др. При
этом лучше пользоваться несколькими
справочными системами одновременно,
выбирая их оптимальное количество
и сочетание, что предоставляет наиболее
полное и качественное нормативно-правовое
информационное обеспечение. .
В Положении
№ 509 впервые был определен общий
принцип построения системы внутренних
документов банка, в соответствии с
которым во внутренних документах банка
должны быть закреплены все “процедуры
и полномочия при принятии любых
решений, затрагивающих интересы банка,
его собственников и акционеров”
(п. 2.2.2.). В приложении к указанному
документу Банк России дал перечень
необходимых внутренних документов
банка, включающий: (1) документы, определяющие
процедуры принятия решений, распределение
функций и полномочий между подразделениями
и сотрудниками банка; (2) документы,
определяющие политику банка при
проведении операций по размещению и
привлечению средств, меры по реализации
требований к регламентации операций
на финансовых рынках; (3) положения
о процедуре эмиссии банком ценных
бумаг, о порядке открытия и обслуживания
счетов клиентов, о распределении
доступа пользователей к автоматизированным
банковским системам; (4) документы, регулирующие
деятельность службы внутреннего контроля.
1.3.
Банковская политика
и администратирование.
Предпринимательская деятельность
вообще, и кредитное предпринимательство
в частности, могут быть действительно
успешными и действительно адекватными,
если кредитное учреждение определяет
и практически реализует комплекс
целей и стратегию действий, свою
«миссию» — базовую концепцию
развития. Все это концентрируется
в банковской политике, где аккумулируются,
оцениваются, сопрягаются идеи, действия,
возможности, схемы реализации. Наличие
банковской политики позволяет
коммерческому банку не слепо
следовать за меняющейся (иногда
кардинально) экономической конъюнктурой,
а формировать адекватную реакцию,
позволяющую максимально использовать
положительные моменты и факторы
и нейтрализовать негативные. Основные
вопросы, на которые должны
отвечать положения банковской
политики, — это зачем (во имя
чего) должны быть осуществлены
те или иные действия; какие
именно действия должны быть
произведены; какие именно структурные
подразделения, конкретные сотрудники,
их группы и объединения должны
выполнять или участвовать в
выполнении конкретных операций;
по каким конкретным схемам
и сценариям должны в этом
банке осуществляться конкретные
операции. Сфера банковской политики
охватывает будущие рынки, оптимальный
ассортимент банковских продуктов,
прибыльность, риски, организационные
структуры, облик и имидж банка.
Банковская
политика может основываться на следующих
положениях:
— специализация
банка (иногда базовую информацию о
ней содержит название);
— приоритеты целей (тоже иногда включается
в название; могут быть разнообразные:
надежность, стабильность, рост, доходность,
«забота» — внимание, квалификация персонала
и т.д.);
— лозунг — рекламный облик (фразы, имеющие
целью сформировать положительное, доверительное
отношение к этому банку, такие, например,
как «только для солидных клиентов», «это
мой банк», «не торопится, потому что успевает»,
«самый скучный банк — работают люди,
работают деньги», «непреходящие ценности»
и т.д.);
— ориентация на определенного клиента
(стремление привлечь максимальное их
число или, наоборот, создать «элиту»,
а иногда и специализироваться в отдельных
отраслях, территориях, общественных и.или
социальных слоях, включая религиозные);
— партнерские отношения (информировать
клиентов о трудностях, ошибках банка,
его проблемах и перспективах выхода из
них);
— полномочия и ответственность организационных
структур и персонала;
— внутренний контроль и аудит (его наличие
или отсутствие, адекватность и организационные
структуры);
— иерархия, подчиненность и вознаграждения;
— подготовка персонала (внутренние квалификационные
требования по иерархической структуре,
соотношение внутренних требований с
требованиями надзора, ориентация подготовки,
подбора и переподготовки кадров);
— информация (открытость или закрытость,
уровень открытости информации, используемые
каналы информации — специальные, профессиональные
или массовые);
— политика ресурсов (следование требованиям
надзора, самостоятельная политика резервирования
— необходимость или осторожность);
— принципы классификации (подчиненность
нормативным требованиям надзора, разработка
и применение собственных методик, широта
сфер классификации);
— документация (перечень и содержание
документов как типовых, так и оперативных,
оформляющих реализацию банковской политики
и осуществление банковской деятельности);
— конфиденциальность (ограничение содержания
и полноты информации, равно как и видов
информационных потоков и типов документов
в соответствии с местом в иерархии, полномочиями
персонала, а также местом субъекта в окружающей
среде банковского менеджмента). В зависимости
от широты и полноты формируемой и реализуемой
банковской политики ее структура может
содержать следующие составные части:
— кредитная
политика;
— депозитная политика;
— ценовая политика;
— инвестиционная политика;
— политика рисков;
— политика залогов;
— работа с проблемными кредитами;
— структурирование и политика диверсификации;
— политика соблюдения ликвидности;
— политика санкций.
Глава II.
Место и роль финансового
менеджмента в
коммерческом
банке .
2.1.
Информационно – аналитическое
обеспечение.
В настоящее
время ученые многих стран продолжают
работать над созданием автоматизированных
систем управления процессами так называемого
органического (адаптивного) типа, которые
позволят существенно повысить эффективность
управления, в том числе финансовыми, экономическими,
гуманитарными процессами независимо
от их масштабов и уровней.
Органическими
системы называются потому, что они
строятся и функционируют в соответствии
с логикой человеческого мышления.
Они, по сути, являются системами нового
поколения, так называемого надстроечного
типа, которые благодаря своим высоким
аналитическим способностям должны получить
широкое развитие в наступившем XXI в.
Характерным
и главным достоинством органических
систем является то, что они позволяют
быстро адаптироваться к окружающим
условиям обстановки, при этом не изменяя,
а только развивая свою структуру
построения. Они позволяют:
- Управлять
объемом решаемых задач по каждой отдельной
функции банка в неразрывном единстве
с объемами решаемых задач по другим функциям.
- Управлять
процессом генерации новых, востребованных
обстановкой функций без потери качества
управления действующими функциями.
- Управлять
процессом возврата к функциям, которые
по каким-либо причинам не были задействованы
на данный момент времени, но вновь востребованы.
Разработка
системы управления органического
типа на основе современных научно-технических
достижений потребовала описания методологии,
которая отвечала бы следующим требованиям:
- имеет практическую
направленность и реалистичность внедрения;
- доступна
для понимания и освоения специалистами
после проведения непродолжительной подготовки;
- является
универсальной для использования в различных
прикладных областях деятельности;
- сохраняет
преемственность к накопленным знаниям
и научно-техническим достижениям;
- имеет возможность
совершенствоваться, дополняться и развиваться.
Базисным
ядром методологии являются следующие
системные методы и технологии: