Аттестация рабочих мест

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать важность и оценить эффективность аттестация рабочих мест руководителей и специалистов, дать рекомендации по ее совершенствованию.
Предметом курсовой работы является эффективность аттестации рабочих мест руководителей и специалистов.
Объектом курсовой работы является аттестация рабочих мест руководителей и специалистов в организации ООО «МС Маркет».

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа аттестация 2011.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

  · Какая информация у нас имеется?

  Основными объектами оценки при аттестации персонала могут быть:

  · Результаты труда за определенный период времени.

  2. Те или иные стороны деятельности  или отношение к своим обязанностям.

  3. Черты личности, связанные с выполнением  рабочих или служебных функций.

  4. Потенциальные способности к  соответствующей работе.

  Нужно иметь в виду, что вследствие различия функций эти моменты имеют  неодинаковое значение и формы проявления для различных категорий персонала. В соответствии с этим объективно должны различаться основные факторы и показатели самой оценки.

  Под факторами оценки здесь понимается набор характеристик оцениваемого, позволяющий получить адекватное представление  о нем, а под показателями - степень  выраженности этих характеристик. Кроме  того, необходимо выделить такое ключевое понятие, как критерий оценки. Это своего рода порог, за которым состояние фактора оценки будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям.

  Факторы оценки делятся на основные и дополнительные. К основным относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте и расшифровать содержание его оценки. Дополнительные факторы помогают глубже раскрыть и уточнить это содержание. Они бывают как самостоятельным, т.е. «заполняющими пробелами» между основными, так и вспомогательными, уточняющими последние.

  Установление  факторов оценки не означает, что всем им в обязательном порядке должны соответствовать качества работника, так как они являются ориентирами  для нее. В то же время отсутствие четкости и конкретности в критериях и факторов оценки приводит к тому, что на практике разные руководители при оценке одних и тех же качеств подчиненных подходят с разных, а иногда и с противоположных позиций. В результате работники теряют ориентировку, из-за чего снижается эффективность их деятельности.

  Рассмотрим  основные факторы оценки, применимые к большинству работников. К ним  можно отнести: профессиональные (знания, опят, навыки); моральные (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность); волевые (энергичность, упорство, работоспособность); деловые и организаторские (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, лидерские задатки, оперативность, творческий поход к делу); потенциальные способности, т.е. качества, которые не раскрыты, но, вероятно, раскроются в будущем (в данный момент определяются на основе тестирования). При этом люди аттестуются только с точки зрения содержания работы. Личность человека как таковая оценке не подлежит, иными словами, нельзя делать выводы, хорошим он является в целом или плохим.

  Если  рассматривать вопрос более конкретно, в качестве основных факторов оценки руководителей можно назвать  моральные и волевые качества, эрудицию, организаторские способности, общие итоги работы организации или подразделения. Причем при оценке руководителей функциональных служб речь идет об управленческих итогах, а линейных - о производственных с учетом «цены» этих результатов.

  Для специалистов факторами оценки будут  компетентность, творческая активность, потенциальные возможности, умение излагать свои мысли. Результаты их труда могут оцениваться степенью достижения поставленных целей, своевременностью, оперативностью, полнотой и качеством выполнения заданий. Основным фактором оценки квалификации работника является производственный стаж; деловые качества количественной оценке не поддаются.

  Основной  фактор оценки работы вспомогательного персонала - количество перерабатываемой информации.

  В специальной литературе приводятся, например, такие рекомендации по факторам оценки работников промышленных предприятий:

  · для директора - объем производства, себестоимость, производительность труда, прибыль, рентабельность;

  · для заместителя директора по персоналу - текучесть кадров (основной фактор), дисциплина (число прогулов), объем реализации, оборачиваемость средств, на которые влияет состояние персонала;

  · для главного инженера - использование  мощностей (основной фактор), коэффициент  сменности, качество продукции, снижение материальных и трудовых затрат, рост производительности;

  · для начальника отдела кадров - их текучесть, укомплектованность (главный фактор), число прогулов, состояние подготовки и повышение квалификации кадров;

  · для мастера - выполнение задания  по объему производства, рост производительности, качество продукции, дисциплина труда.

  Деятельность  людей оценивается по таким факторам, как комплектность, масштабность. Управленческая и технологическая сложность.

  Сложность труда работника управления оценивается  по таким факторам, как содержание работы, разнообразность, самостоятельность, масштабы и сложность руководства, характер и степень ответственности, соотношение творческих и стандартных процедур.

  При оценке стандартных работ можно  пользоваться затратами времени  на выполнение основных обязанностей, поэтому важно разделять работы на свойственные и несвойственные должности, планируемые и не планируемые, нормируемые и ненормируемые.

  Саму  оценку затрат времени можно проводить, учитывая перечень и удельный вес  следующих работ: свойственных данной должности, повторяющихся, планируемых, нормируемых, нестандартных и творческих.

  Для измерения сложности труда и  качеств работника могут применяться  следующие методы:

  - Описательная характеристика труда  или работника.

  - Характеристика, исходящая из идеальных критериев (реальные работники сопоставляются с ними и фиксируются отличия), но в этом случае сложно определить идеал.

  - Сравнение с реальными критериями - другими видами труда или  работниками (индивидуальные, парные, групповые сравнения).

  В некоторых организациях аттестация проходит по трем направлениям:

  1. Оценка деятельности включает  в себя выполнение должностных  обязанностей, выполнение плана  работ (сроки, качество), достижение  поставленных задач. В организации  четко определены должностные  обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план-график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи. Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что, чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат.

  2. Оценка квалификации заключается  в «экзамене» - работники в письменной  форме отвечают на вопросы  по специальности. (Возможна и  устная форма - необходимо только  стандартизовать ее.) Опросник заранее  подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.

  3. Оценка личности. Организация использует  систему Томаса. Система Томаса  позволяет оценить основные поведенческие  характеристики человека, сопоставить их с поведенческими требованиями к данной должности, оценить взаимоотношения в коллективе. В результате можно:

  а) сравнив личностные требования, предъявляемые  к должности, с фактическими личностными  особенностями сотрудника, занимающего  данную должность, разработать для сотрудника программу обучения и развития;

  б) при наличии стрессовых или конфликтных  ситуаций определить причины и пути устранения конфликтов;

  в) при наличии существенных претензий  к деятельности сотрудника оценить, одинаково ли работник и его руководитель понимают поведенческие требования, предъявляемые к данной должности;

  г) избегая субъективизма, построить  структурированное аттестационное интервью.

  Такое проведение аттестации позволяет получить и формализовать комплексную  информацию о работнике. Однако для многих компаний этот вариант мало применим, особенно на первых порах, когда только начинается внедрение процесса аттестации. Например, если в компании нет четкого плана работ (доведенного до каждого сотрудника) или не фиксируются случаи отклонения от плана, оценка деятельности может оказаться непонятной как руководителю, так и подчиненному. Разработка миниэкзамена по специальности - также процесс трудоемкий, требующий высокого уровня квалификации экзаменатора.

  Вышесказанное, безусловно, не означает, что от аттестации следует отказаться вообще. Следует лишь отказаться от распространенного подхода: разработаем положение об аттестации, несколько бланков, чтобы создать видимость формализации, соберем руководителей и будем по очереди вызывать подчиненных на собеседование. Как только организация достигла того уровня развития, когда проведение аттестации ставится на повестку дня, следует в соответствии с поставленными целями определить свои возможности и приступить к выбору метода. 
 
 
 
 
 
 

  2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ  МЕСТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ  И СПЕЦИАЛИСТОВ  В ОРГАНИЗАЦИИ  ООО «МС МАРКЕТ» 

2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО  «МС МАРКЕТ»

      Общество  с ограниченной ответственностью «МС  Маркет» создано в соответствии учредительным договором от 09.12.2003 года и зарегистрировано решением Гомельского облисполкома №917 от 29.12.2003 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №490316996.

      Общество  действует в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».

      Полное  наименование Общества на русском языке:

Общество  с ограниченной ответственностью «МС Маркет».

      Местонахождение Общества: 246042, Гомельская область, Гомельский район, Черниговское шоссе, 9 км.

      Общество  не имеет филиалов и представительств.

      Основная  цель деятельности организации является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

      Основные  направления деятельности:

- розничная  торговля (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественное  питание;

-техническое  обслуживание и ремонт автомобилей;

- техническое  обслуживание и ремонт мотоциклов, мотороллеров и мопедов;

-оптовые  заказчики по торговле маслами, смазками, присадками и прочими нефтепродуктами.

      Рассмотрим  показатели деятельности ООО «МС  Маркет»

Таблица 2.1 – Среднесписочная численность  работников ООО «МС Маркет» за 2008-2010гг.

  Категории персонала   Годы Темп

 роста, %

      2010г.

  к 2009г.

Изменение, (+;-)

         2010г.

к 2009г.

  2008   2009   2010
Чел.    Чел.    Чел.   
Среднесписочная численность работников 155 143 140 97,9   -3

  Примечание. Источник: собственная разработка.

  Анализируя  таблицу 2.1 отметим, что среднесписочная  численность работников ООО «МС Маркет» сократилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 3 человека, а в сравнении с 2008 годом на 15 человек.

  Выручка от реализации продукции в 2010г. составила  в действующих ценах 44757 млн р., что практически явилось уровнем 2009г., в сопоставимых ценах в 2010г. наблюдается снижение темпов роста к 2009г. на 12,6 %, что в денежном выражении составило 35 439 млн р.

  Уменьшение  прибыли предприятия в 2010г. на 59,4% произошло из-за снижения покупательского  спроса на продукцию предприятия, что стало следствием мирового финансового кризиса. Для преодоления кризиса необходимо искать новые рынки сбыта продукции.

Информация о работе Аттестация рабочих мест