Аттестация персонала и процедура ее проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Оценка - более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть формальной и неформальной (к примеру, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании. Оценка может преследовать различные, иногда достаточно узкие, задачи, не обязательно связанные напрямую со стандартами работы (психологическая оценка, корректировка, оценка в целях усиления давления или контроля, сравнение между собой деятельности работников для принятия административных решений и т. п.).

Содержание

Введение 3


Глава 1. Теоретические основы аттестации персонала 5

1.1 Понятие аттестации персонала 5

1.2 Цели и методы проведения аттестации 8

1.3 Структура проведения процедуры 17


Глава 2. Анализ процесса аттестации персонала

в ТОО «Техносистема Алматы» 23

2.1 Краткая характеристика ТОО «Техносистема Алматы» 23

2.2 Характеристика персонала 24

2.3 Процедуры проведения аттестации

в ТОО «Техносистема Алматы» 29


Заключение 35


Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовая переделка.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

     Если  соответствие цели и метода достигнуто, надо приступать к плану организационно-технических  мероприятий, разбив задачу на этапы. Лучше всего сделать это в табличной форме, например:

     Только  после этого мы получим представление, каков же предполагаемый объем работ  и сможем ли мы с ним справиться. Нет ничего пагубнее для бизнеса, чем начинать работу и бросать  ее на полпути. Когда мы напишем план (хотя бы предварительный), может оказаться, что он слишком ресурсоемкий (нужны люди, время, деньги). Тогда необходимо вернуться к цели и либо отказаться от проекта, либо еще раз проанализировать текущую ситуацию и пересмотреть методы (всегда найдутся компромиссные варианты), либо утвердиться в мысли, что мы на правильном пути, и действовать!

     После того как убедились, что проект действительно  необходим и реализуем, можно  приводить аргументы «за»:

  • Действительно, менеджер и так постоянно оценивает своих сотрудников, но часто такая оценка осуществляется плохо. Формальная система позволяет повысить эффективность действующей системы оценки.
  • Система неформальной оценки «Начальник-подчиненный» подходит для отдельного сотрудника и его руководителя, но не отвечает интересам организации. У каждого руководителя может быть своя точка зрения на то, как должны работать подчиненные, но всегда ли руководитель действует в интересах организации, или же отстаивает интересы собственного коллектива? Есть примеры, когда сплоченные подразделения/команды с очень хорошим микроклиматом работают «на себя», зачастую против задач компании.
  • Аттестация действительно отнимает много времени, как и любая стратегическая задача. Если руководитель концентрируется только на сиюминутных вопросах, не инвестируя свое время и усилия в перспективные проекты, будущее ставится под угрозу.
  • Руководитель в отличие от специалиста получает деньги не только за выполнение производственных задач, но и за управление людьми. Аттестация - составная часть управления персоналом.
  • При грамотном проведении аттестации отношения в коллективе примут более деловой и прозрачный характер, исчезнет недопонимание. Конфликтные ситуации возникают не из-за аттестации, аттестация лишь выявляет их и помогает разрешить тем или иным образом. Если конфликт назревает, избегание будет только усугублять ситуацию.
  • Руководители уверены, что подчиненные и так хорошо знают, как руководитель оценивает их работу, и согласны с оценкой. К сожалению, часто эта уверенность не соответствует действительности.
 
 

1.2   Цели и методы проведения аттестации 

     Как и любой проект, аттестация начинается с определения цели. Правильно  поставленная цель — необходимое  условие построения системы и  достижения результата. Цель аттестации должна отвечать определенным условиям. Итак, перечислим их:

     1. Цель должна быть четко сформулирована. Формулировки типа «понять, что происходит» или «чтобы работать было легче» - не более чем благие пожелания.

     2. Цель должна быть измерима, то есть по окончании процедуры аттестации должен получиться результат в соответствии с целью. Например, если цель формулируется как «определение потребности в обучении», в результате ожидается получение перечня обучающих программ и список обучаемых.

     3. Цель должна быть реалистична. Учитываем, что аттестация проходит в конкретной организации, существующей в определенных рыночных условиях. Сформулировав цель как «оценку соответствия занимаемой должности», в условиях дефицита на рынке труда представителей определенных профессиональных групп, заработной платы ниже рыночной и высокой текучести кадров при невысоком профессиональном уровне в нашей оргнизации, мы априори готовим себе проблемы с наличием персонала (если мы и так знаем, что наш персонал в большинстве не соответствует занимаемым должностям, а заменить его некем). В данном случае ответ «не соответствует занимаемой должности» не сообщит нам ничего нового, а лишь создаст напряжение в коллективе и увеличит текучесть кадров.

     4. Цель должна учитывать временной интервал. Мы должны определить, за какой период происходит оценка деятельности - за последний год, 6 месяцев, 3 месяца, за период работы над проектом. Все это позволит избежать разговоров как о прошлых, трехлетней давности, заслугах перед организацией, так и о случившемся пять лет назад конфликте.

     5. Цель аттестации должна быть целью именно аттестации, а не подменять недоработки в других областях. Например, когда в качестве цели выбирают «определение уровня оплаты каждого работника относительно других работников», очевидно, что в организации отсутствует система оплаты труда (градация по должностям и внутри групп должностей, учет сложности труда, стоимость данной профессии на рынке труда). Аттестация никогда не сможет заменить другие составляющие системы управления персоналом.

     6. Цель аттестации должна быть согласована и должна разделяться всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации. Проблема определения и формулирования цели аттестации особенно актуальна сейчас, когда возникла своеобразная «мода» на аттестацию. С одной стороны, сильные организации ее проводят, другие не хотят отставать. Аттестация стала своего рода имиджевой составляющей. С другой стороны, руководители, познакомившись с тем положительным эффектом, который был получен по результатам аттестации в других организациях, стремятся внедрять у себя передовые методы.

     В теории аттестации выделяются три основные группы целей (табл. 1).

     Таблица 1. Цели аттестации

     
Административные  решения Потенциал Деятельность
  • Изменение заработной платы
  • Изменение системы поощрения (наказания)
  • Соответствие занимаемой должности (для последующих административных
  • решений)
  • Получение обратной связи от сотрудников
  • Выявление потенциала сотрудников
  • Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма
  • Развитие карьеры
  • Личное развитие
  • Корректировка планов организации (способны ли наши сотрудники выполнять изменившиеся задачи)
  • Информация для планирования человеческих ресурсов организации
  • Установление стандартов деятельности
  • Прошлая деятельность за определенный период
  • Достижение результатов за прошедший период
  • Потребность в обучении
  • Выявление рабочих проблем
  • Улучшение текущей деятельности
 

     Важно не столько название группы целей, сколько  то, что мы в него вкладываем. Условно, не присваивая названий, можно выделить три направления:

  • Решения, связанные с изменением компенсационного пакета, имеющие конкретные материальные последствия для работников или приводящие к понижению/повышению в должности, увольнению;
  • Решения, связанные с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
  • Решения, связанные с оценкой текущей деятельности и выявлением рабочих проблем.

     Единого мнения по поводу того, можно ли превратить аттестацию в процесс «3 в 1» не существует. Сторонники экономичного подхода (предпочитающие все в одном флаконе) утверждают, что не только можно, но и нужно. Но вызывает серьезные сомнения ситуация, при которой сотрудник, знающий, что в результате аттестации может измениться его заработная плата или он будет уволен, переведен на низшую должность, будет честно рассказывать о своих рабочих проблемах и слабостях.

     Противоположная точка зрения - при проведении аттестации цели не должны пересекаться. Опять-таки трудно отделить, например, потребность  в обучении для поддержания текущей деятельности или устранения недостатков от планирования карьеры. Наиболее рациональный подход, при котором объединяются две цели - «Потенциал» и «Деятельность», а «Административные решения» становится предметом отдельной аттестации.

     Вопрос  о классификации целей аттестации возник неспроста. Понимание классификации целей позволяет обеспечить их бесконфликтность. Если мы понимаем, ради чего мы проводим аттестацию, мы не поставим ни аттестующего, ни аттестуемого в неловкое положение. Если в наши цели не входит предпринимать прямые административные меры и задачей аттестующего (аттестационной комиссии) является вызвать сотрудника на откровенный разговор, при моделировании процесса основной упор будет делаться на аттестационное интервью, где ничто сказанное сотрудником не может быть использовано против него. Если же цель аттестации - административная, то наибольшее значение имеет корректное заполнение аттестационной формы и корректное доведение до сведения сотрудника мнения руководителя о его работе.

     Важнейшее условие успешной аттестации - бесконфликтность целей, процедур, подготовки, ожиданий.

     Совершенно  справедливо полагают специалисты, что вопросы заработной платы  и аттестацию просто необходимо разграничить, так как если целью аттестации ставится принятие решения о вопросах зарплаты, то, вполне естественно, что про все остальные задачи можно просто забыть, так как аттестуемого будет волновать только одно: «А во сколько рублей (долларов, евро) мне это обойдется»?

     Кроме того, считаю, что нужно затронуть  вопрос формулирования целей аттестации. Формулирование цели аттестации имеет двойное значение.

  1. Мы для себя уясняем, что и зачем мы собираемся делать. После этого можно конструировать проект;
  2. Цель аттестации имеет, как нестранно, идеологическое значение. Сотрудники должны убедиться, что аттестация - необходимая составляющая плана развития организации, а не очередная возможность для менеджеров высказаться и продемонстрировать свою власть.

     Продемонстрируем это на примерах, приведенных в табл. 2.

     Таким образом, и это видно из приведенных  примеров, нет единого рецепта  по постановке и формулированию целей  аттестации. Каждый вариант отражает задачи и ситуацию в конкретной компании. Не бывает целей правильных и неправильных. Они бывают разумными и не очень.

     Важно понять, что разумная, четко сформулированная цель предопределяет формирование успешной процедуры аттестации и является залогом ее успеха.

     О методах проведения аттестации в  литературе написано достаточно много. Как правило, в организациях используется сочетание различных методов. Рассмотрим некоторые из них и особенности их применения.

     Рейтинговые методы - наиболее распространенный и наиболее простой метод проведения аттестации. Суть его заключается в том, что работники получают оценку по заданным критериям в соответствии с выбранной шкалой. Существуют два варианта - введение рейтинговых шкал, когда оценка ставится от 1 до 3 баллов, от 1 до 4 баллов, от 1 до 5 или 10 баллов - на усмотрение разработчиков шкалы. Второй вариант - это «список», когда выбирается ответ «да» или «нет».

 

      Таблица 2. Примерные формулировки целей  аттестации

 
Пример № 1 Аттестация  проводится в целях наиболее рационального  использования специалистов, повышения  эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров и повышению их деловой квалификации. При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности. Судя по всему, авторы данной формулировки, изъясняются  на неизвестном языке. В тексте явно читается желание припугнуть и использовать персонал. Кроме того, если мы проводим аттестацию для определения соответствия занимаемой должности, при чем здесь «определение деловых качеств работников»? Речь должна идти о соответствии деятельности работника стандартам выполнения работы в данной должности. И непонятно, какое отношение имеет к аттестации «дальнейшее улучшение подбора и воспитания кадров».
Пример 2 Целью аттестации является обзор поведения работников в ключевых областях, чрезвычайно  важных для эффективного выполнения работы. Учитываются стандарты работы на каждом рабочем месте и сравнение  деятельности работника с этими  стандартами. Судя по формулировке цели, в процессе будет использован такой метод, как «Поведенческие рейтинговые шкалы». Формулировка цели предполагает, что существует описание должностей и выделены ключевые факторы для групп должностей (т. е. те факторы, без которых работа не может выполняться на должном уровне). Такая процедура аттестации предъявляет высокие требования и к составлению аттестационной формы, и к формулировке ключевых факторов.
Пример3 Цель аттестации - создание системы подготовки и  роста кадров и выявление потенциала сотрудников. Цель достаточно конкретная и ограниченная. Для ее реализации можно построить сравнительно простую процедуру, основными элементами которой будут определение ключевых характеристик (критериев и стандартов) для должности, разработка шкалы оценок по этим критериям, грамотная оценка и собеседование. В результате будет выделена группа работников с оценкой «выше нормы», которая и станет основой для формирования резерва на продвижение. При этом в зависимости от того, по каким критериям будут получены очень высокие оценки, можно будет в дальнейшем планировать карьеру в качестве руководителя или в качестве специалиста. По отношению к тем, чья оценка оказалась ниже нормы, руководители должны принять решение - чему обучать (и имеет ли смысл), как поддерживать и развивать. Результатом такой аттестации станет план действий - программа обучения (сочетающая планы организации и индивидуальные потребности в развитии).

Информация о работе Аттестация персонала и процедура ее проведения