Аттестация и оценка персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследования теоретических положений и практического опыта в области управления персоналом и главным образом такого ее пласта, как оценка и аттестация персонала, а так же разработка на этой основе некоторых рекомендаций.
Предметом исследования является процесс оценки и аттестации персонала организации.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Теоретические аспекты организации аттестации персонала.
§1. Оценка и аттестация персонала – основные положения . . . . . . . . . . . .4
§2. Методы и критерии оценки при аттестации персонала . . . . . . . . . . . . 6
II. Организация процесса аттестации сотрудников.
§1. Подготовка к проведению аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
§2. Проведение аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§3. Анализ результатов и подведение итогов аттестации персонала . . . . 17
III. Особенности и основные проблемы аттестации с сфере государственной
службы (на примере Нижегородской области)
§1. Нормативно-правовая база аттестации госслужащих . . . . . . . . . . . . . .19
§2. Принципы, цели, задачи и функции аттестации госслужащих. . . . . . .21
§3. Организация, порядок проведения и подведение итогов
аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Работа содержит 1 файл

Аттестация и оценка персонала.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

      В России политическая нестабильность ведет к постоянным реорганизациям госаппарата, регулярным «сокращениям», которые, как правило, надолго снижают эффективность его деятельности. Подобные «мероприятия» деморализуют персонал, он замирает в ожидании событий, перестает доверять руководителям, в большинстве случаев лучшие специалисты покидают службу и уходят частный сектор экономики. В результате, государственная служба на федеральном, региональном уровнях повсеместно ощущает нехватку высокопрофессиональных специалистов. Но общая численность госслужащих продолжает расти, как следствие неэффективности управления.

§1. Нормативно-правовое обеспечение аттестации госслужащих.

      Законодательная регламентация процедуры (порядка) проведения аттестации необходима для  обеспечения максимально справедливой объективной оценки деловых качеств  государственного служащего. Для государственных  и муниципальных служащих существуют общие принципы аттестации: внепартийность, всеобщность, комплексность, гласность, периодичность, объективность; коллективность и обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии; обязательность принятия по результатам аттестации организационно-правовых мер ответственности и стимулирования.

      Процесс прохождения аттестации государственными служащими регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. В  Нижегородской области также  принят ряд законодательных актов  по проведению аттестации госслужащих.

      Перечень  нормативно – правовых актов, регулирующих аттестацию государственных служащих:

  • Конституция РФ (ст. 37).
  • КЗоТ РФ (ст. 2, 4, 5, п. 2 ст. 33, 210).
  • Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27 июля  2004 г. (ГД СФ РФ, 2004, № 79).
  • Положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 г. ( 2005, № 110)
  • Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалифицированного экзамена государственных гражданских служащих РФ и оценки их знаний, навыков и умений ( профессионального уровня) от 01 февраля 2005 г., № 111.
  • Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики.— Утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. № 1137 с изменениями и дополнениями от 7 октября 1996 г. № 1173.
  • Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. — Утвержденные Минтруда РФ и Минюстом РФ от 23 октября 1992 г. №27.
  • Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти. — Утвержденное постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. № 23.
  • Закон Нижегородской области от 10.05.2006 №40-З с изменениями и дополнениями «О государственной гражданской службе Нижегородской области»
  • Закон Нижегородской области от 10.05.2006 №41-З с изменениями и дополнениями «О классных чинах государственной гражданской службы Нижегородской области»
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §2. Принципы, цели, задачи и функции аттестации госслужащих.

      По  мнению А. Ф. Ноздрачева: «аттестация в системе государственной гражданской службы представляет собой государственную проверку деловой квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, а также решения вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного».1

     Аттестации государственного служащего - это административно-правовая процедура по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, направленная на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающая по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров2.

      Основным нормативным актом, который регулирует аттестацию государственных служащих является Положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 г.

     Аттестация  как правовой институт в системе  государственной службы имеет свои принципы, цели, задачи и функции.

     К основным принципам аттестации относятся  те, которыми руководствуются во всех государственных и муниципальных  органах, в которых проводится аттестация. К их числу относятся: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации.

     Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что аттестация проводится в целях:

     а) определения уровня профессиональной подготовки;

     б) определения соответствия занимаемой должности;

     в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда;

     г) совершенствования деятельности государственного органа.

     Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать  о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства  и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п. 3

     Л.Л. Попов, называя цели аттестации государственных служащих, указывает, что аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих4.

     Основной  задачей аттестации госслужащих  является определение соответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходе проведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:

     выявление перспективы использования потенциальных  способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

     определение степени необходимости повышения  квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

     обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности  или перевода на менее квалифицированную  работу5.

     Также, по мнению А.В. Куракина и А.А. Савостина, в более широком понимании аттестация решает следующие задачи:

     соблюдение  принципов государственной службы;

     обеспечение дисциплины и законности в системе  государственной службы;

     формирование  профессионального кадрового потенциала государственных органов;

     выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью продвижения  его по службе;

     применение  к государственному служащему мер  ответственности и стимулирования;

     обеспечение реального функционирования механизма  продвижения государственных служащих по служебной лестнице;

     поддержание стабильности в системе государственной  службы;

     стимулирование  повышения квалификации и профессионализма государственных служащих6.

     Функции аттестации государственных служащих можно подразделить на явные и скрытые.

     Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта  соответствия занимаемой государственной  должности государственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации. К примеру, график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.

     Скрытые функции аттестации государственного служащего: придание большого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями, придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда, планирование карьеры сотрудников и др. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §3. Организация,  порядок  проведения и подведение итогов

     аттестации

     Аттестация  государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы осуществляется в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2005 г. 8 (далее - Положение) и другими нормативными правовыми актами, учитывающими особенности того или иного вида государственной службы.

     Аттестации  подлежат все государственные гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Однако на основании других критериев некоторые гражданские служащие освобождаются от прохождения очередной аттестации. В соответствии со ст.48 (ч.8) Закона N 79-ФЗ к ним относятся служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

     Положение о проведении аттестации расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. В дополнение к служащим, указанным в Законе N 79-ФЗ, п.3 Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

    • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
    • достигшие возраста 60 лет;
    • беременные женщины;
    • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

     Аттестация  гражданских служащих проводится регулярно, один раз в три года. Однако в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации (ч.5, 6 ст.48 Закона N 79-ФЗ).

     Для проведения аттестации гражданских  служащих по решению представителя  нанимателя издается акт государственного органа, содержащий положения: о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

     В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Информация о работе Аттестация и оценка персонала