Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:48, курсовая работа
Основной целью работы является исследования теоретических положений и практического опыта в области управления персоналом и главным образом такого ее пласта, как оценка и аттестация персонала, а так же разработка на этой основе некоторых рекомендаций.
Предметом исследования является процесс оценки и аттестации персонала организации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Теоретические аспекты организации аттестации персонала.
§1. Оценка и аттестация персонала – основные положения . . . . . . . . . . . .4
§2. Методы и критерии оценки при аттестации персонала . . . . . . . . . . . . 6
II. Организация процесса аттестации сотрудников.
§1. Подготовка к проведению аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
§2. Проведение аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§3. Анализ результатов и подведение итогов аттестации персонала . . . . 17
III. Особенности и основные проблемы аттестации с сфере государственной
службы (на примере Нижегородской области)
§1. Нормативно-правовая база аттестации госслужащих . . . . . . . . . . . . . .19
§2. Принципы, цели, задачи и функции аттестации госслужащих. . . . . . .21
§3. Организация, порядок проведения и подведение итогов
аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
В России политическая нестабильность ведет к постоянным реорганизациям госаппарата, регулярным «сокращениям», которые, как правило, надолго снижают эффективность его деятельности. Подобные «мероприятия» деморализуют персонал, он замирает в ожидании событий, перестает доверять руководителям, в большинстве случаев лучшие специалисты покидают службу и уходят частный сектор экономики. В результате, государственная служба на федеральном, региональном уровнях повсеместно ощущает нехватку высокопрофессиональных специалистов. Но общая численность госслужащих продолжает расти, как следствие неэффективности управления.
§1. Нормативно-правовое обеспечение аттестации госслужащих.
Законодательная
регламентация процедуры (порядка)
проведения аттестации необходима для
обеспечения максимально
Процесс прохождения аттестации государственными служащими регулируется как на федеральном, так и на региональном уровнях. В Нижегородской области также принят ряд законодательных актов по проведению аттестации госслужащих.
Перечень нормативно – правовых актов, регулирующих аттестацию государственных служащих:
§2. Принципы, цели, задачи и функции аттестации госслужащих.
По мнению А. Ф. Ноздрачева: «аттестация в системе государственной гражданской службы представляет собой государственную проверку деловой квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, а также решения вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного».1
Аттестации государственного служащего - это административно-правовая процедура по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, направленная на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающая по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров2.
Основным нормативным актом, который регулирует аттестацию государственных служащих является Положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 г.
Аттестация как правовой институт в системе государственной службы имеет свои принципы, цели, задачи и функции.
К
основным принципам аттестации относятся
те, которыми руководствуются во всех
государственных и
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что аттестация проводится в целях:
а) определения уровня профессиональной подготовки;
б) определения соответствия занимаемой должности;
в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда;
г) совершенствования деятельности государственного органа.
Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п. 3
Л.Л. Попов, называя цели аттестации государственных служащих, указывает, что аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих4.
Основной задачей аттестации госслужащих является определение соответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходе проведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:
выявление
перспективы использования
определение
степени необходимости
обеспечение
возможности долгосрочного
Также, по мнению А.В. Куракина и А.А. Савостина, в более широком понимании аттестация решает следующие задачи:
соблюдение
принципов государственной
обеспечение дисциплины и законности в системе государственной службы;
формирование
профессионального кадрового
выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью продвижения его по службе;
применение
к государственному служащему мер
ответственности и
обеспечение реального функционирования механизма продвижения государственных служащих по служебной лестнице;
поддержание стабильности в системе государственной службы;
стимулирование повышения квалификации и профессионализма государственных служащих6.
Функции аттестации государственных служащих можно подразделить на явные и скрытые.
Явной
функцией аттестации государственного
служащего является установление факта
соответствия занимаемой государственной
должности государственной
Скрытые
функции аттестации государственного
служащего: придание большого веса принятым
ранее кадровым решениям, углубление знакомства
с подчиненными, их возможностями и способностями,
придание коллективу дополнительного
стимула для улучшения работы, мотивация
и стимулирование труда, планирование
карьеры сотрудников и др. 7
§3. Организация, порядок проведения и подведение итогов
аттестации
Аттестация
государственных гражданских
Аттестации подлежат все государственные гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Однако на основании других критериев некоторые гражданские служащие освобождаются от прохождения очередной аттестации. В соответствии со ст.48 (ч.8) Закона N 79-ФЗ к ним относятся служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.
Положение о проведении аттестации расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. В дополнение к служащим, указанным в Законе N 79-ФЗ, п.3 Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:
Аттестация гражданских служащих проводится регулярно, один раз в три года. Однако в некоторых случаях возможно проведение внеочередной аттестации (ч.5, 6 ст.48 Закона N 79-ФЗ).
Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается акт государственного органа, содержащий положения: о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации, о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.