Атестация персонала (на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:55, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор». Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать нормативно- правовую основу;
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»;

Содержание

Содержание……………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….5
1.Теоретические аспекты аттестации персонала……………………………9 1.1. Нормативно-правовые акты по вопросам управления персоналом и аттестации……………………………………………………………………...9
1.2. Связь аттестации и мотивации работников………………………...12
1.3. Внедрение аттестации персонала в организации…………………..20
1.3.1 Цель аттестации………………………………………………22
1.3.2 Методы и критерии оценки при аттестации персонала……28 2.Аттестация- метод оценки персонала……………………………………...44 2.1. Работники, подлежащие аттестации………………………………....... 44
2.2. Периодичность и сроки проведения аттестации…………………...46
2.3. Подготовка и проведение аттестации……………………………….47
2.4. Регламент работы аттестационной комиссии………………………54
2.5. Оформление итоговых документов аттестации……………………56
2.6. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации………………………………………………………59
2.7. Автоматизация системы аттестации персонала……………………61
3. Анализ системы аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»……………………………………………………………65 3.1. Характеристика Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»……………………………………………………………65
3.2. Исследование состава и структуры персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»…………………………………………...70
3.3. Анализ существующей системы аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор» и способы ее совершенствования………………………………………………………….78 Заключение…………………………………………………………………..87
Список литературы………………………………………………………...89
Приложения…………………………………………………………………91

Работа содержит 1 файл

Диплом на проверку 1.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов ра­боты с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необ­ходимо сформировать со­ответствующие качественные критерии.

По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:

                   знание производства - его тех­нических и технологических особенно­стей, современных направ­лений развития;

                   знание экономики - методов планирования, эко­номического анализа и т. п.

                   умение выбирать методы и средства достижения наилучших результа­тов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;

                   наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекоменда­ций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также уме­ние применять их в своей практической деятельности;

                   способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;

                   умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;

                   способность и умение поддерживать дисциплину и от­стаивать инте­ресы дела;

                   умение целесообразно планировать работу аппарата управления;

                   распределять права, полномочия и ответственность между подчинен­ными;

                   координировать деятельность всех служб и подразделений как еди­ной системы управления организацией;

                   умение планировать и организовывать личную деятель­ность, соче­тать в ней основные принципы управления, при­менять в зависимости от ситуа­ции наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;

                   умение проявлять высокую требовательность к себе и под­чинен­ным;

                   конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повсе­дневных дел;

                   учитывать и контролировать результаты своей работы и ра­боты кол­лектива;

                   стимулировать работников, принимать на себя ответствен­ность в осу­ществлении своих решений;

                   устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчиненных.

В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требова­ния и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой ра­боте ряда организаций методические материалы содержат перечень таких ка­честв управленческих работников, как:

                   честность, справедливость,

                   умение работника наладить добро­желательные отношения с подчи­ненными,

                   выдержанность и так­тичность при любых обстоятельствах,

                   целеустремленность,

                   прин­ципиальность,

                   решительность в принятии управленческих ре­шений,

                   а также настойчивость и энергичность в их реализации,

                   умение отстоять свое мнение,

                   самокритичность в оценках своих действий и поступков,

                   умение выслушивать советы подчиненных,

                   правильное восприятие критики с умением делать соответствую­щие выводы,

                   умение держать слово и не обещать того, что не бу­дет выполнено,

                   умение пользоваться своими правами и полномо­чиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия, а также умение личным приме­ром и поведением в повседневной жизни положительно воздей­ствовать на подчиненных.

Система оценки результативности труда должна обеспечи­вать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:

           установить стандарты результативности труда по каждо­му рабо­чему месту и критерии ее оценки;

           выработать политику проведения оценок результативно­сти труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;

           обязать определенных лиц производить оценку результа­тивно­сти труда;

           вменить в обязанности лицам, производящим оценку, соби­рать данные по результативности труда работников;

           обсудить оценку с работником;

           принять решение и за докумен­тировать оценку.

Оценка результатов труда – это важный этап управления кадрами, ре­шаю­щий целый ряд задач, которые могут быть охарактеризованы как ад­мини­стратив­ные, информационные и мотивационные.

1. Решение административных задач означает, что результаты оценки дают информацию о работниках, на основании которой они могут быть повы­шены или понижены в должности, переведены на другую работу, уволены из организа­ции, им может быть изменен уровень или система оплаты труда.

Продвижение по службе служит двум целям: позволяет предприятию за­полнить имеющиеся вакансии; позволяет работникам удовлетворить стрем­ление к успеху, самовыражению, признанию.

Понижение работников по службе возникает, когда показатели оценки труда не соответствуют требованиям и исчерпаны возможности достижения за­данных показателей.

Перевод с одной работы на другую возникает тогда, когда предприятие хочет использовать работников более эффективно в других должностях или рас­ширить его опыт. Иногда перевод используется, когда работник работает неудов­летворительно, но в связи с его стажем, заслугами, организация считает неэтич­ным и негуманным уволить его с работы.

Прекращение трудового договора (увольнение) наступает в тех случаях, когда работнику сообщили оценку его труда и предоставили возможности для ее улучшения, но он не хочет или не может работать по стандартам организа­ции.

2.             Решение информационных задач означает, что оценка служит источни­ком информации об эффективности работы сотрудников как для руко­водителей, так и для самих работников. Имея такую информацию, руководи­тели могут при­нимать решения или осуществлять определенные воздействия на подчиненных. Например, сотрудника, у которого выявлен недостаток знаний, могут направить на учебу, повышение квалификации; сотрудника, у которого выявлены способно­сти, которые раньше были в «тени», могут пере­вести на другой участок работы для того, чтобы он мог реализовать их.

3.             Решение мотивационных задач обеспечивается за счет того, что поло­жи­тельные результаты оценки, как правило, вызывают у человека чувство удовлетворения, гордости, уверенности в своих силах. Кроме того, со стороны ру­ководителя по результатам оценки работник может получить вознаграждение или благодарность, со стороны коллег – признание и уважение. Отрицательные  ре­зультаты оценки могут подвигнуть работника на улучшение результата его труда.

Следует отметить, что к оценке персонала могут привлекаться как непо­средственные руководители оцениваемых, так и другие начальники, коллеги, под­чиненные, специалисты кадровых служб, внешние консультанты и, нако­нец, сам оцениваемый (самооценка). Таким образом, минимальное знакомство с методами оценки персонала всех работников – гарантия того, что применяемые методы да­дут ожидаемый эффект.

Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, рабо­тающих в России, характеризуется усилением интереса к освоению эффектив­ных процедур оценки и аттестации персонала.

Все методы оценки можно разделить на методы индивидуальной оценки работников, которые основаны на исследовании индивидуальных ка­честв работ­ника, и методы групповой оценки, которые основаны на сравнении эффективно­сти работников внутри.

Многие методы оценки, которые используются сегодня, сложились еще в прошлом веке. Однако в ходе эволюции эти методы подверглись значитель­ной трансформации.

  Итак, перейдем к обсуждению наиболее распространенных методов оценки персонала. В ниже приведенных таблицах указаны наиболее распространенные ме­тоды оценки персонала и характеристики их применения.                                                                  

                                                                                                                             Таблица 2.

Методы оценки персонала

 

Название метода

Краткое описание метода

Результат

Источниковедческий (биографический)

Анализ кадровых данных, лис­ток по учету кадров, личные заявления, автобиография, до­кументы об образовании, ха­рактеристика.

 

 

Логические заключе­ния о семье, образова­нии, карьере, чертах характера.

Интервьюирование (собеседование)

Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее со­ставленной или произвольной схеме для получения дополни­тельных данных о человеке.

 

 

Вопросник с ответами.

Анкетирование (са­мооценка)

Опрос человека с помощью специальной анкеты для само­оценки качеств личности и их последующего анализа. Оце­ночная анкета представляет собой определенный набор во­просов и описаний. Оцени­вающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант.

 

 

Анкета «вакансия»

Социологический оп­рос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого работ­ника (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности

Анкета социологиче­ской оценки, диа­грамма качеств

Наблюдение

Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке и в рабочей обста­новке методами моментных наблюдений и фотографии ра­бочего дня

 

 

 

Отчет о наблюдении

 

 

Продолжение таблицы 2.

 

Название метода

 

Краткое описание метода

Результат

 

 

Тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение профес­сиональ­ных знаний и умений, способ­ностей, мотивов, психо­логии личности с помощью специ­альных тестов с после­дующей их расшифровкой с помощью «ключей». Для оценки работ­ника могут быть применены и различные тесты. По сво­ему содержанию они разделяются на три группы:

- квалификационные, позво­ляющие определить степень квалификации ра­ботника;

- психологические, дающие возможность оценить лично­стные качества работника;

- физиологические, выявляю­щие физиологические особен­ности чело­века. Положитель­ные стороны тестовой оценки в том, что она позво­ляет полу­чить количественную характе­ристику по большинству кри­териев оценки, и воз­можна компьютерная обработка ре­зультатов. Однако, оценивая по­тенциаль­ные возможности работника, тесты не учиты­вают, как эти способности прояв­ляются на практике.

 

 

 

 

 

Психологический портрет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспертные оценки

 

 

 

Формирование группы экспер­тов, определение совокупно­сти качеств и получение экс­пертных оценок идеального и реального работника

 

 

 

 

 

Модель рабочего места

 

Критический инци­дент

 

 

 

 

 

Создание критической ситуа­ции и наблюдение за поведе­нием человека в процессе ее разрешения (конфликт, приня­тие сложного решения и т.д.)

 

 

 

Отчет об инциденте и поведении человека

Информация о работе Атестация персонала (на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»)