Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:55, дипломная работа
Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор». Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать нормативно- правовую основу;
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»;
Содержание……………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….5
1.Теоретические аспекты аттестации персонала……………………………9 1.1. Нормативно-правовые акты по вопросам управления персоналом и аттестации……………………………………………………………………...9
1.2. Связь аттестации и мотивации работников………………………...12
1.3. Внедрение аттестации персонала в организации…………………..20
1.3.1 Цель аттестации………………………………………………22
1.3.2 Методы и критерии оценки при аттестации персонала……28 2.Аттестация- метод оценки персонала……………………………………...44 2.1. Работники, подлежащие аттестации………………………………....... 44
2.2. Периодичность и сроки проведения аттестации…………………...46
2.3. Подготовка и проведение аттестации……………………………….47
2.4. Регламент работы аттестационной комиссии………………………54
2.5. Оформление итоговых документов аттестации……………………56
2.6. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации………………………………………………………59
2.7. Автоматизация системы аттестации персонала……………………61
3. Анализ системы аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»……………………………………………………………65 3.1. Характеристика Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»……………………………………………………………65
3.2. Исследование состава и структуры персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»…………………………………………...70
3.3. Анализ существующей системы аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор» и способы ее совершенствования………………………………………………………….78 Заключение…………………………………………………………………..87
Список литературы………………………………………………………...89
Приложения…………………………………………………………………91
Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т. е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность.
Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала и личностного (мотивационного) потенциала.
В исследованиях современных зарубежных менеджеров таких как Десслер Г. и Якокка Л. и отечественных учёных Егоршина А.П. и Одегова Ю.Г. понятие мотивации и стимулирования идентичны и можно утверждать, что основная роль в деле стимулирования труда, а значит, в четком и бесперебойном функционировании мотивации, принадлежит определённым кадровым механизмам, которыми в совершенстве должен владеть руководитель.
Методы мотивации формально делятся на две группы: материальные и нематериальные.
К традиционно материальным методам относятся система заработной платы, различного рода премии и выплаты, участие сотрудников в прибыли компании. Но, к счастью для работодателя, на труд работника вдохновляет не только корыстный интерес.
Для многих людей чрезвычайно важно ежедневно находиться в коллективе, чувствовать свою значимость, зарабатывать авторитет у коллег и многое другое. Такая мотивация называется нематериальной.
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.
Сегодня при устройстве человека на работу его физические данные не имеют большого значения. Развитие технологии позволило значительно сократить ряд работ, для которых были необходимы физическая выносливость и сила.
Умственные способности личности могут быть определены как способность эффективно использовать свой интеллект – сумму общих умственных функций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем, способность вступать во взаимные отношения. В некоторой степени успешное обучение и сдача экзаменов могут гарантировать определенный уровень умственных способностей, хотя некоторые работодатели могут дополнительно потребовать от предполагаемых кандидатов решить тесты на проверку уровня интеллекта, а также склонностей характера.
Система оценки является составной частью системы управления персоналом компании. В ходе оценки персонала линейные руководители и HR-департамент получают данные, которые в дальнейшем используются и конкретизируются в других блоках систем управления персоналом, таких как:
Компенсации и льготы
Нематериальная мотивация (проведение конкурсов, присуждение почетных званий, награждение грамотами и т.д.)
Обучение и развитие
Определение перспектив профессионального и карьерного роста, формирование кадрового резерва
Использование данных оценки в определении размера и состава компенсаций и льгот фактически означает установление прозрачной зависимости между результатами профессиональной деятельности сотрудника и его вознаграждением. В англоязычной литературе такая система оплаты труда получила название Performance Related Pay - PRP.
Влияние оценки на разные составляющие материальной компенсации
Общая компенсация складывается из трех составляющих:
Постоянная часть — оклад, установленные законодательством или компанией надбавки и доплаты (далее - заработная плата). Выплачивается ежемесячно
Переменная часть — премия/бонус по результатам труда за год или другой отчетный период (месяц, квартал, полугодие - в зависимости от политики компании)
Льготы — дополнительные материальные преимущества, предоставляемые сотрудникам (медицинское и другие виды страхования, основной и дополнительный отпуск, оплата временной нетрудоспособности и т.д.); средства, необходимые для выполнения должностных обязанностей (оплата мобильной связи, пользование служебным автомобилем и т.д.)
Результаты оценки труда влияют на каждую составляющею компенсационного пакета в разной степени. Это можно понять проанализировав таблицу 1.Из него понятно, что результаты оценки труда больше всего будут сказываться на размере премии, меньше- на постоянной заработной плате и практически не будут влиять на предоставление льготы.
Таблица 1.
Факторы, влияющие на разные составляющие компенсационного пакета.
Составляющая компенсационного пакета | Факторы влияния (по убывающей) |
Заработная плата | Рынок труда Политика компании (агрессивная или консервативная) Должностной уровень сотрудника Личные результаты сотрудника |
Премии/бонусы | Финансовые показатели компании Политика компании (агрессивная или консервативная) Личный вклад сотрудника Рынок труда (как часть общей компенсации) Должностной уровень(косвенное влияние) |
Льготы | Политика компании (агрессивная или консервативная) Рынок труда (как часть общей компенсации)
|
Рассмотрим подобное влияние результатов оценки труда на приведенные выше составляющие материальной компенсации.
Заработная плата.
Большинство организаций стремятся установить зависимость между размером постоянной части компенсаций и результатами деятельности сотрудника.
В рамках системы PRP существуют три основных положения:
Основное влияние на величину заработной платы в компании оказывает текущая ситуация на рынке труда. Для каждой должности определяется минимум и максимум заработной платы в зависимости от текущей ситуации на рынке труда;
Уровень заработной платы конкретных сотрудников должен отражать их личный вклад в достижении корпоративных целей. Повышение заработной платы внутри заданного интервала зависит от индивидуальной оценки сотрудника;
Темпы роста заработной платы могут изменяться из года в год, что зависит от ситуации на рынке труда и от финансовых результатов деятельности компании. Обычно процент повышения заработной платы выше в самом начале; впоследствии темп роста заработной платы снижается.
Таким образом, в долгосрочной перспективе для менеджеров формируются рекомендации по распределению прироста фонда оплаты труда, которые помогают распределить его так, чтобы лучшие сотрудники имели наиболее конкурентоспособный уровень заработной платы. Это можно сделать как с помощью повышения сотрудника в должности, так и без этого. Для таких целей разрабатывается матрица оплаты, которая учитывает должностной уровень (грейды) и результаты оценки труда. По этим двум показателям может определяться повышение заработной платы на следующий период.
Вторая возможность для пересмотра заработной платы сотрудника появляется вследствие его повышения в должности. Последнее, в свою очередь, связано с результатами оценки. Например, политика компании может предусматривать, что сотрудники, получившие итоговую высшею оценку, переходят на новую позицию при наличии соответствующей открытой вакансии.
Премии /бонусы.
Премии и бонусы, как правило, начинаются в конце года- то есть в конце отчетного периода. Размер этой части компенсационного пакета напрямую связан с результатами оценки персонала - на основе данных, полученных в ходе оценки, распределяется бонусный фонд компании. Последовательность действий при определении размера премиальных выплат приведена в схеме 1.
Схема 1. Последовательность премий при распределении премий в конце года.
Следует отметить, что при определении зависимости материальной мотивации от результатов оценки обязательно должны приниматься во внимание такие факторы, как:
Периодичность выплаты премий и бонусов
Принятая в компании система бюджетирования
Система планирования карьеры и изменения должностей (с возможностью роста и без роста заработной платы)
Политика компании в отношении компенсации (агрессивная или консервативная)
Уровень автоматизации (возможность регулярно отслеживать результаты труда сотрудников)
Наличие утвержденных на всех уровнях организационной иерархии.
Данные, полеченные в ходе оценки, могут и должны использоваться для нематериальной мотивации сотрудников. Сделать это можно несколькими способами.
Обратная связь.
По результатам оценки менеджер должен хвалить сотрудника, демонстрировать готовность помочь подчиненному в решении сложных вопросов, воодушевлять его на максимально эффективное решение поставленных перед ним задач. При этом обратную связь необходимо предоставлять не только в конце года. Она должна быть регулярной- хотя бы на неформальном уровне.
Отбор на участие во внутренних конкурсах на звание лучшего в профессии, лучшего молодого специалиста и др. В конкурсах, как правило, принимают участие сотрудника разных подразделений, что может служить важной составляющей командообразования. Эти же цели преследует и награждение персонала, которое большинство компан6ий проводит в торжественной обстановке и приурочивает к корпоративным и профессиональным праздникам.
Материалы, полеченные в ходе проведения оценочных интервью с сотрудниками, используются для планирования мероприятий для обучения и развития персонала компании. Они имеют ценность на трех уровнях:
1)Уровень отдельно взятого сотрудника. Обучение может рассматриваться как косвенно материальная мотивация, т.к. оплачивая обучение сотрудника, компания удовлетворяет не только свои потребности в новых знаниях, но и повышает стоимость сотрудника, в том числе и рыночную.
2)Уровень профессиональных групп. На основе данных оценочных форм о возможности обучения собирается статистика по потребностям в обучении различных профессиональных групп.
3)Уровень компании. Оценка выявляет общие для всех сотрудников организации проблемы, с учетом этой информации в компании могут появляться новые проекты, направленные на решение проблем и укрепление корпоративной культуры.
А также на основе результатов оценки формируются:
Кадровый резерв- в него входят сотрудники, которые в будущем должны занять конкретную должность в компании
Список сотрудников с высоким потенциалом, обучение и развитие которых проводится безотносительно конкретной должности в будущем
Мобильный резерв создается в компании, имеющих географически разветвленную структуру. В мобильный резерв входят сотрудники, которые должны быть способны в будущем работать на разных предприятиях компании в разных регионах страны и мира.
Создание всех трех видов резервов проходит в три этапа:
1. Отбор кандидатов.
2. Обучение и развитие с учетом конкретных целей.
3. Использование резерва для решения стоящих перед ним задач.
Схема 2. Последовательность отбора кандидатов.
Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени. Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности.
В Кодексе законов о труде РФ, кроме определения термина, содержится также перечень основных категорий работников, которые подлежат обязательной периодической аттестации. Существуют специальные требования к аттестации, например создание аттестационной комиссии. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности.
Эти, явно неполные, определения отражают искусственный характер аттестационных процедур, существовавших до настоящего времени. Работники, подвергшиеся аттестации в указанный период, как правило, приобрели к ней стойкое отвращение, что мешает вводить аттестационные процедуры в практику современных российских компаний. Несмотря на это, многие крупные компании нашей страны сейчас возобновляют практику проведения аттестации, осознав важность и полезность ее для эффективности работы компании в целом.
Аттестовать можно не только человека, но и подразделение, предприятие, производственный процесс, рабочее место, продукцию, государство и вообще любой социальный объект.
У процедуры аттестации есть свои противники и приверженцы. Аргументы каждой из сторон достаточно весомы. «Менеджер и так постоянно оценивает своих сотрудников. Зачем нам проводить аттестацию? Она отнимает много сил, способна разворошить коллектив, и неизвестно, что мы получим», – считают первые. Замечание справедливое: если не знаешь, зачем, – лучше не берись.
Информация о работе Атестация персонала (на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»)