Атестация персонала (на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:55, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы аттестации персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор». Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать нормативно- правовую основу;
- рассмотреть понятие аттестации персонала;
- проанализировать виды и методы аттестации, дать им по возможности полную характеристику;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»;

Содержание

Содержание……………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….5
1.Теоретические аспекты аттестации персонала……………………………9 1.1. Нормативно-правовые акты по вопросам управления персоналом и аттестации……………………………………………………………………...9
1.2. Связь аттестации и мотивации работников………………………...12
1.3. Внедрение аттестации персонала в организации…………………..20
1.3.1 Цель аттестации………………………………………………22
1.3.2 Методы и критерии оценки при аттестации персонала……28 2.Аттестация- метод оценки персонала……………………………………...44 2.1. Работники, подлежащие аттестации………………………………....... 44
2.2. Периодичность и сроки проведения аттестации…………………...46
2.3. Подготовка и проведение аттестации……………………………….47
2.4. Регламент работы аттестационной комиссии………………………54
2.5. Оформление итоговых документов аттестации……………………56
2.6. Порядок изменения и прекращения трудовых отношений по результатам аттестации………………………………………………………59
2.7. Автоматизация системы аттестации персонала……………………61
3. Анализ системы аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»……………………………………………………………65 3.1. Характеристика Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»……………………………………………………………65
3.2. Исследование состава и структуры персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор»…………………………………………...70
3.3. Анализ существующей системы аттестации персонала в Эртильском филиале ОАО «Воронежавтодор» и способы ее совершенствования………………………………………………………….78 Заключение…………………………………………………………………..87
Список литературы………………………………………………………...89
Приложения…………………………………………………………………91

Работа содержит 1 файл

Диплом на проверку 1.doc

— 650.50 Кб (Скачать)

Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника, т. е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность.

Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала и личностного (мотивационного) потенциала.

В исследованиях современных  зарубежных менеджеров таких как Десслер Г. и Якокка Л. и отечественных учёных Егоршина А.П. и Одегова Ю.Г. понятие мотивации и стимулирования идентичны и можно утверждать, что ос­новная роль в деле  стимулирования труда, а значит, в четком и бесперебойном функционировании мотивации, принадлежит определённым кадровым меха­низмам, которыми в совершенстве должен владеть руководитель.

Методы мотивации формально делятся на две группы: материальные и нематериальные.

К традиционно материальным методам относятся система заработной платы, различного рода премии и выплаты, участие сотрудников в прибыли ком­пании. Но, к счастью для работодателя, на труд работника вдохновляет не только корыстный интерес.

Для многих людей чрезвычайно важно ежедневно находиться в коллек­тиве, чувствовать свою значимость, зарабатывать авторитет у коллег и многое другое. Такая мотивация называется нематериальной.

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и по­требно­стей человека и правильного использования стимулов к труду.

Сегодня при устройстве человека на работу его физические данные не имеют большого значения. Развитие технологии позволило значительно сокра­тить ряд работ, для которых были необходимы физическая выносливость и сила.

Умственные способности личности могут быть определены как способ­ность эффективно использовать свой интеллект – сумму общих умственных функ­ций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем, способ­ность вступать во взаимные отношения. В некоторой степени успешное обучение и сдача экзаменов могут гарантировать определенный уровень умст­венных спо­собностей, хотя некоторые работодатели могут дополнительно по­требовать от предполагаемых кандидатов решить тесты на проверку уровня ин­теллекта, а также склонностей характера.

Система оценки является составной частью системы управления персоналом компании. В ходе оценки персонала линейные руководители и HR-департамент получают данные, которые в дальнейшем используются и конкретизируются в других блоках систем управления персо­налом, таких как:

                 Компенсации и льготы

                 Нематериальная мотивация (проведение конкурсов, при­суждение почетных званий, награждение грамотами и т.д.)

                 Обучение и развитие

                 Определение перспектив профессионального и карьерно­го роста, формирование кадрового резерва

Использование данных оценки в определении размера и состава компенсаций и льгот фактически означает установление про­зрачной зависимости между результатами профессиональной деятельности сотрудника и его вознаграждением. В англоязыч­ной литературе такая система оплаты труда получила название Performance Related Pay - PRP.

Влияние оценки на разные составляющие материальной ком­пенсации

Общая компенсация складывается из трех составляющих:

                 Постоянная часть — оклад, установленные законодатель­ством или компанией надбавки и доплаты (далее - зара­ботная плата). Выплачивается ежемесячно

                 Переменная часть — премия/бонус по результатам труда за год или другой отчетный период (месяц, квартал, полу­годие - в зависимости от политики компании)

                 Льготы — дополнительные материальные преимущества, предоставляемые сотрудникам (медицинское и другие ви­ды страхования, основной и дополнительный отпуск, оплата временной нетрудоспособности и т.д.); средства, необходимые для выполнения должностных обязанностей (оплата мобильной связи, пользование служебным авто­мобилем и т.д.)

Результаты оценки труда влияют на каждую составляющею компенсационного пакета в разной степени. Это можно понять проанализировав таблицу 1.Из него понятно, что результаты оценки труда больше всего будут сказываться  на  размере премии, меньше- на постоянной заработной плате и практически не будут влиять на предоставление льготы.

 

 

                           Таблица 1.

Факторы, влияющие на разные составляющие компенсационного пакета.

Составляющая компенсационного пакета

Факторы влияния (по убывающей)

Заработная плата

       Рынок труда

       Политика компании (агрессивная или консервативная)

       Должностной уровень сотрудника

       Личные результаты сотрудника

Премии/бонусы

       Финансовые показатели компании

       Политика компании (агрессивная или консервативная)

       Личный вклад сотрудника

       Рынок труда (как часть общей компенсации)

       Должностной уровень(косвенное влияние)

Льготы

       Политика компании (агрессивная или консервативная)

       Рынок труда (как часть общей компенсации)

 

 

 

Рассмотрим подобное влияние результатов оценки труда на приведенные выше составляющие материальной компенсации.

Заработная плата.

Большинство организаций стремятся установить зависимость между размером постоянной части компенсаций и результатами деятельности сотрудника.

В рамках системы PRP существуют три основных положения:

     Основное влияние на величину заработной платы в компании оказывает текущая ситуация на рынке труда. Для каждой должности определяется минимум и максимум заработной платы в зависимости  от текущей ситуации на рынке труда;

     Уровень заработной платы конкретных сотрудников должен отражать их личный вклад  в достижении корпоративных целей. Повышение заработной платы внутри заданного интервала зависит от индивидуальной оценки сотрудника;

     Темпы роста заработной платы могут изменяться из года в год, что зависит от ситуации на рынке труда и от финансовых результатов деятельности компании. Обычно процент повышения заработной платы выше в самом начале; впоследствии темп роста заработной платы снижается.

Таким образом, в долгосрочной перспективе для менеджеров формируются рекомендации по распределению прироста фонда оплаты труда, которые помогают распределить его так, чтобы лучшие сотрудники имели наиболее конкурентоспособный уровень заработной платы. Это можно сделать как с помощью повышения сотрудника в должности, так и без этого. Для таких целей разрабатывается матрица оплаты, которая учитывает должностной уровень (грейды) и результаты оценки труда. По этим двум показателям может определяться повышение заработной платы на следующий период.

Вторая возможность для пересмотра заработной платы сотрудника появляется вследствие его повышения в должности. Последнее, в свою очередь, связано с результатами оценки. Например, политика компании может предусматривать, что сотрудники, получившие итоговую высшею оценку, переходят на новую позицию при наличии соответствующей открытой вакансии.

Премии /бонусы.

Премии и бонусы, как правило, начинаются в конце года- то есть в конце отчетного периода. Размер этой части компенсационного пакета напрямую связан с результатами оценки персонала - на основе данных, полученных в ходе оценки, распределяется бонусный фонд компании. Последовательность действий при определении размера премиальных выплат приведена в схеме 1.

 

 

Схема 1. Последовательность премий при распределении премий в конце года.

 

Следует отметить, что при определении зависимости материальной мотивации от результатов оценки обязательно должны приниматься во внимание такие факторы, как:

                 Периодичность выплаты премий и бонусов

                 Принятая в компании система бюджетирования

                 Система планирования карьеры и изменения должностей (с возможностью роста и без роста заработной платы)

                 Политика компании в отношении компенсации (агрессивная или консервативная)

                 Уровень автоматизации (возможность регулярно отслеживать результаты труда сотрудников)

                 Наличие утвержденных на всех уровнях организационной иерархии.

Данные, полеченные в ходе оценки, могут и должны использоваться для нематериальной мотивации сотрудников. Сделать это можно несколькими способами.

 

Обратная связь.

По результатам оценки менеджер должен хвалить сотрудника, демонстрировать готовность помочь подчиненному в решении сложных вопросов, воодушевлять его на максимально эффективное решение поставленных перед ним задач. При этом обратную связь необходимо предоставлять не только в конце года. Она должна быть регулярной- хотя бы на неформальном уровне.

Отбор на участие во внутренних конкурсах на звание лучшего в профессии, лучшего молодого специалиста и др. В конкурсах, как правило, принимают участие сотрудника разных подразделений, что может служить важной составляющей командообразования. Эти же цели преследует и награждение персонала, которое большинство компан6ий проводит в торжественной обстановке и приурочивает к корпоративным и профессиональным праздникам.

Материалы, полеченные в ходе проведения оценочных интервью с сотрудниками, используются для планирования мероприятий для обучения и развития персонала компании. Они имеют ценность на трех уровнях:

1)Уровень отдельно  взятого сотрудника. Обучение может рассматриваться как косвенно материальная мотивация, т.к. оплачивая обучение сотрудника, компания удовлетворяет не только свои потребности в новых знаниях, но и повышает стоимость сотрудника, в том числе и рыночную.

2)Уровень профессиональных групп. На основе данных оценочных форм о возможности обучения собирается статистика по потребностям в обучении различных профессиональных групп.

3)Уровень компании. Оценка выявляет общие для всех сотрудников организации проблемы, с учетом этой информации в компании могут появляться новые проекты, направленные на решение проблем и укрепление корпоративной культуры.

А также на основе результатов оценки формируются:

     Кадровый резерв- в него входят сотрудники, которые в будущем должны занять конкретную должность в компании

     Список сотрудников с высоким потенциалом, обучение и развитие которых проводится безотносительно конкретной должности в будущем

     Мобильный резерв создается в компании, имеющих географически разветвленную структуру. В мобильный резерв входят сотрудники, которые должны быть способны в будущем работать на разных предприятиях компании в разных регионах страны и мира.

Создание всех трех видов резервов проходит в три этапа:

1.     Отбор кандидатов.

2.     Обучение и развитие с учетом конкретных целей.

3.     Использование резерва для решения стоящих перед ним задач.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Последовательность отбора кандидатов.

 

1.3. Внедрение системы аттестации персонала в организации.

Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени. Аттестация – это процедура система­тической формализо­ванной оценки соответствия деятельности конкретного ра­ботника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной долж­ности.

В Кодексе законов о труде РФ, кроме определения термина, содержится также перечень основных категорий работников, которые подлежат обязатель­ной периодической аттестации. Существуют специальные требования к атте­стации, например создание аттестационной комиссии. По результатам аттеста­ции выно­сится решение о соответствии или несоответствии занимаемой долж­ности.

Эти, явно неполные, определения отражают искусственный характер атте­стационных процедур, существовавших до настоящего времени. Работ­ники, под­вергшиеся аттестации в указанный период, как правило, приобрели к ней стойкое отвращение, что мешает вводить аттестационные процедуры в практику совре­менных российских компаний. Несмотря на это, многие круп­ные компании нашей страны сейчас возобновляют практику проведения атте­стации, осознав важность и полезность ее для эффективности работы компании в целом.

Аттестовать можно не только человека, но и подразделение, предпри­ятие, производственный процесс, рабочее место, продукцию, государство и во­обще лю­бой социальный объект.

У процедуры аттестации есть свои противники и приверженцы. Аргу­менты каждой из сторон достаточно весомы. «Менеджер и так постоянно оцени­вает своих сотрудников. Зачем нам про­водить аттестацию? Она отнимает много сил, способна разворошить коллектив, и неизвестно, что мы получим», – считают первые. Замечание справедливое: если не знаешь, зачем, – лучше не бе­рись.

Информация о работе Атестация персонала (на примере Эртильского филиала ОАО «Воронежавтодор»)