Анкета и анкетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности анкетирования, разработка и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать понятие и выявить значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.
2. Рассмотреть виды и структуру анкетирования.
3. Отметить преимущества и недостатки анкетирования
4. Проследить технологии создания анкет.
5. Проанализировать возможности применения анкетирования в системе маркетинговых исследований на предприятии ООО «Электроник».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ К АНКЕТИРОВАНИЮ
1.1. Понятия, цели и задачи анкетирования………………………………...6
1.2. Преимущества и недостатки анкетирования,типы вопросов анкеты.13
1.3. Виды и структура анкеты………………………………………………17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АНКЕТЫ НА ООО «ЭЛЕКТРОНИК»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Электроник» …………..24
2.2. Требования по составлению анкеты на предприятии ООО «Электроник»………………………………………..……………………………29
2.3. Разработка анкеты и организация обработки данных………………..32
ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЭЛЕКТРОНИК»
3.1. Статистический анализ материалов из анкеты на предприятии ООО «ЭЛЕКТРОНИК»……………………………………………………………38
3.2. Рекомендации и предложения…………………………………………44
3.3. Аналитический отчет по проведенному исследованию……………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО Маркетинговым Исследованиям.doc

— 333.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА  1.  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ К АНКЕТИРОВАНИЮ

1.1.  Понятия, цели и задачи анкетирования………………………………...6

1.2. Преимущества и недостатки анкетирования,типы вопросов анкеты.13

1.3. Виды и структура анкеты………………………………………………17

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АНКЕТЫ НА ООО «ЭЛЕКТРОНИК»

2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Электроник» …………..24

2.2. Требования по составлению анкеты на предприятии ООО «Электроник»………………………………………..……………………………29

2.3. Разработка анкеты и организация обработки данных………………..32

ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЭЛЕКТРОНИК»

3.1. Статистический анализ материалов из анкеты на предприятии ООО «ЭЛЕКТРОНИК»……………………………………………………………38

3.2. Рекомендации и предложения…………………………………………44

3.3. Аналитический отчет по проведенному исследованию……………...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...50

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В маркетинге, который призван удовлетворить потребности людей, исследования имеют большое значение, так как в условиях рынка преимущество получают те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка. Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменение потребностей покупателей.

Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределённость при принятии маркетинговых решений. Достаточно часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке.

В настоящее время самым популярным методом сбора первичных данных является метод опроса. Опрос является весьма эффективным способом получения универсальной информации как объективного (о фактах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках и ценностных ориентациях).

Опрос – это метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путём регистрации ответов респондентов на вопросы, сгруппированные в виде анкеты в соответствии с целями и задачами исследования.

Анкетный опрос – один из основных видов опроса, который предполагает жёстко фиксированный порядок конструирования анкеты. Вопросы в анкете должны быть чётко сформулированы, понятны респонденту, а также содержать список вариантов ответа.

Особенность анкетного опроса заключается в том, что респондент самостоятельно работает с анкетой, т.е. понимает, обдумывает и отвечает на вопрос в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями.

Тема данной курсовой работы является актуальной в настоящее время, так как опрос очень популярный метод сбора маркетинговой информации, а полученные в ходе анкетирования данные позволяют снизить степень неопределённости, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Анкетирование позволяет изучить клиентов и потенциальных потребителей продукции или услуг, а так же позволяет максимально качественно и быстро получить необходимые статистические данные от достаточно большой выборки.

Объектом  исследования данной работы является ООО «Электроник».

Предметом исследования данной курсовой работы является маркетинговое исследование в форме анкетирования.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности анкетирования, разработка и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Сформулировать понятие и выявить значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.

2. Рассмотреть виды и структуру анкетирования.

3. Отметить преимущества и недостатки анкетирования

4. Проследить технологии создания анкет.

  5. Проанализировать возможности применения анкетирования в системе маркетинговых исследований на предприятии ООО «Электроник».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе работы рассмотрены несколько теоретических вопросов касающихся анкетного опроса, такие как, сущность и особенности анкетирования в современных условиях, виды анкет и их структура, а также преимущества и недостатки анкетирования.

Вторая глава посвящена технологии создания анкеты на конкретном предприятии. В ней будет раскрыта характеристика предприятия, требования по составлению анкеты и ее разработка.

В третьей главе проведен анализ проведения анкетирования на предприятии, даны рекомендации и составлен аналитический отчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ К АНКЕТИРОВАНИЮ

 

1.1   Понятие, цели и задачи анкетирования

 

Анкета – социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. Она представляет собой ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета должна:

—     Облегчить ответ опрашиваемого лица;

—     Сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;

—     Позволить легко провести анализ.

Анкета преследует три конкретные цели: [6; 135]

Во-первых, первостепенная цель анкеты - перевести информационные нужды исследователя в набор конкретных вопросов, на которые респонденты хотят и могут ответить. Хотя это и может показаться простой задачей, на вопросы могут быть получены самые разные и неожиданные ответы.

Во-вторых, анкета должна быть изложена таким образом, чтобы свести к минимуму объем требований, предъявляемым к респондентам. Она должна содействовать тому, чтобы респонденты участвовали в интервью до конца и не искажали ответы. Неполные интервью имеют, в лучшем случае, ограниченную пользу. Чтобы респондент был вовлечен в опрос на протяжении заполнения всей анкеты, исследователю следует стараться свести к минимуму усталость и скуку.

В-третьих, анкета должна свести к минимуму ошибку ответа. Эти ошибки могут возникать из-за того, что некоторые респонденты дают неточные ответы, или из-за ошибок при записи или анализе их ответов.

Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование.

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым социо - гуманитарных науках. Оно занимает особое место среди основных методов маркетингового исследования, так как дает наиболее полные и объективные результаты, обладает организационной простотой, оперативностью и экономичностью[5; 245].

Анкетирование - опрос респондентов с целью изучения их мнения и оценок тех или иных сторон действительности, мотивов их поведения.

Анкетирование представляет собой заполнение таблиц с заранее подготовленным перечнем вопросов по интересующим маркетинговую службу вопросам. Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкетирование целесообразно в двух случаях:

                  когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;

                  респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер.

Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и т.д., но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга. [14; 98].

Основной особенностью анкетирования является обеспечение полной анонимность опрашиваемого. Его чаще всего используют для собирания информации о массовых социальных явлениях, изучая, например, мотивы текучести кадров, эффективность определенной формы организации работы, характер социально-психологического климата, удовлетворение работой, молодых рабочих и другие проблемы трудовых коллективов.

Анкетирование может применяться в исследовании любой социальной проблемы, если для ее решения нужна информация о явлениях общественного и индивидуального сознания: нужды, интересы, мотивы, установки, мысли, ценностные ориентации отдельных индивидов или социальных групп, а также об объективных социальных фактах: организацию работы и быта, образование и квалификацию, материальное стимулирование.

Алгоритм проведения анкетирования представлен следующим образом:

1.      Определение целей анкетирования;

2.      Выбор вида анкетирования, составление анкеты;

3.      Оповещение и мотивация сотрудников;

4.      Раздача, заполнение и сбор анкет; [6; 325]

5.      Анализ ответов и составление отчета руководству;

6.      Ознакомление сотрудников  с результатами анкетирования.

В последнее время сфера использования анкет расширилась: если раньше при их помощи изучалось потребительское поведение, то в настоящее время к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценностью для исследователя.

Схема процесса составления анкеты состоит из следующих этапов, последовательность которых весьма условна, поскольку все они тесно взаимосвязаны и определяют друг друга. [3; 165]

Этап 1. Определение необходимой информации.

1.                  Удостоверьтесь, что информация, которую намечено получить, полностью соответствует всем компонентам проблемы маркетингового исследования.

2.                  Подготовьте набор вспомогательных таблиц.

3.                  Составьте чёткое представление о целевой выборке.

Этап 2. Метод проведения опроса.

1.                  Проверьте выбранный метод опроса.

Этап 3. Содержание отдельных вопросов.

1.                  Необходим ли вопрос?

2.                  Нужно ли использовать несколько вопросов вместо одного для получения однозначной информации?

3.                  Не используйте двойных вопросов.

Этап 4. Преодоление невозможности и нежелания отвечать.

1.                  Достаточно ли информирован респондент?

2.                  Для проверки информированности респондентов перед вопросами, непосредственно касающимися темы, задавайте фильтрующие вопросы, чтобы выяснить осведомлённость, знание о применении продукта, предшествующий опыт.

3.                  Может ли респондент вспомнить событие?

4.                  Нет ли в анкете ошибок сокращения времени или придумывания.

5.                  Есть ли вопросы, содержащие скрытые альтернативы, которые могут завысить оценки вероятности наступления события?

6.                  Может ли респондент сформулировать ответ?

7.                  Сведите к минимуму усилия, требуемые от респондентов.

Информация о работе Анкета и анкетирование