Анализ внутренней и внешней среды организации на примере ООО «Рекламная площадь – Пермь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
 на основе изучения теории обобщить материал по теме курсовой работы и провести практический анализ на примере ООО «Рекламная площадь – Пермь».

Задачи курсовой работы:
 изучить сущность понятия «анализ среды» как важнейшего этапа стратегического менеджмента;
 рассмотреть виды стратегического анализа и методы их изучения;
 провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Рекламная площадь- Пермь», используя теоретические аспекты вопроса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического анализа 5
1.1. Сущность стратегического анализа 5
1.2. Методы анализа внешней среды 7
1.3. Методы анализа внутренней среды 22
Глава 2. Стратегический анализ ООО «Рекламная площадь – Пермь» 30
2.1. Общая характеристика ООО «Рекламная площадь – Пермь» 30
2.2. Анализ внешней среды (рынка) фирмы 42
2.3. Анализ внутренней среды компании 47
Заключение 50
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Анализ внутренней и внешней среды организации.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

              Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:

1. Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов и т. д.).
2. Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).
3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.
4. Отличается доля каждой группы в полном объеме продаж отрасли.

         При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила:

- основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собою;
- эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов,
- эти переменные должны носить дискретный характер;
- площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли;
- если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.

Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах - ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она вынуждена все время находиться в защитной позиции.

Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью таблицы, где обобщение сведений о целях и стратегии конкурентов с ее помощью и карт стратегической группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции.

Таблица 1.2 Идентификация стратегий конкурентов

Область конкурен-ции

Стратегичес-кие претензии

Цели по размерам

 рынка

Конкуренция позиция/

ситуация

Стратегичес-кое поведение

Конкурентная стратегия

Локальная

Региональная

Нацио-нальная

Многона-цио-нальная

Глобаль-ная 

Быть господствую-щим лидером

Превзойти существующе-го лидера отрасли

Войти в лидирующую пятерку

Войти в первую десятку

Подняться на одну или две ступени в рейтинге

Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера)

Сохранить позицию

Только выживание

Агрессивная экспансия путем приобретений и внутреннего роста

Экспансия путем внутреннего роста

Экспансия путем приобретений

Сохранение существующей доли

Расширение рынка с целью получения кратковременной прибыли

Хватающий здоровяк, находящийся в движении

Хорошо защищающий-ся, способный удержать существующее

Держится в середине своры

Пытающийся усилить позицию

Отбивающий-ся, теряющий почву

Отступающий на защитную позицию

В основном нападение

В основном защита

Комбинации защиты и нападения

Агрессивное, рисковое

Консерватив-ный последова-тель

Стремление к ценовому лидерству

Фокусирование на рыночных нишах

Преследование, основанное на дифференциации:
по качеству,
сервису,
технологии,
диапазону товаров,
имиджу,
другим качествам

Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.

Следующая характеристика - определение ключевых факторов конкурентного успеха и корневых компетенций.

Корневые компетенции – знания, умения, связи фирмы, позволяющие ей добиваться стратегического преимущества н6а одном или нескольких рынках. Они имеют три основные характеристики: они должны предоставлять возможность создавать особую ценность для потребителя, их сложно воспроизвести фирмам-конкурентам, они могут быть применены к действиям фирмы на различных рынках. Они позволяют наилучшим образом использовать свои ресурсы, концентрируясь на том, что удается делать наилучшим способом, создают барьеры для входа на рынок конкурентам, полностью используют сильные стороны поставщиков, сокращают риски.

Ключевые факторы успеха (КФУ) - главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли. Их идентификация - один из главных приоритетов разработки стратегии. Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии, однако они могут меняться от отрасли к отрасли. Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны, задача анализа - в их выделении.

Ниже перечислены типы КФУ и их составляющие.

1. Факторы, связанные с технологией:

- компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях);
- способность к инновациям в производственных процессах;
- способность к инновациям в продукции;
- роль экспертов в данной технологии.

2. Факторы, связанные с производством:

- эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);
- качество производства;
- высокая фондоотдача;
- размещение производства, гарантирующее низкие издержки;
- обеспечение адекватной квалифицированной рабсилой;
- высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах);
- дешевое проектирование и техническое обеспечение;
- гибкость производства при изменении моделей и размеров.

3. Факторы, связанные с распределением:

- мощная сеть дистрибьюторов /дилеров;
- возможность доходов в розничной торговле;
- собственная торговая сеть компании;
- быстрая доставка.

4. Факторы, связанные с маркетингом:

- хорошо испытанный, проверенный способ продаж;
- удобный, доступный сервис и техобслуживание;
- точное удовлетворение покупательских запросов;
- широта диапазона товаров;
- коммерческое искусство;

- притягательные дизайн и упаковка;
- гарантии покупателям.

5. Факторы, связанные с квалификацией:

- выдающиеся таланты;
- "ноу-хау" в контроле качества;
- эксперты в области проектирования;
- эксперты в области технологии;
- способность к точной, ясной рекламе;
- способность получить в результате разработки новые продукты в фазе        НИОКР и быстро вывести их на рынок.

6. Факторы, связанные с возможностями организации:

- первоклассные информационные системы;
- способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;
- компетентность в управлении и наличие управляющих "ноу-хау".

7. Другие типы КФУ:

- благоприятный имидж и репутация;
- осознание себя, как лидера;
- удобное расположение;
- приятное, вежливое обслуживание;
- доступ к финансовому капиталу;
- патентная защита;
- общие низкие издержки.

       Обобщение отраслевого и конкурентного анализа можно представить в виде таблицы. Анализ не является алгоритмом, который можно применять бездумно: и подстановка исходных данных, и толкование результатов требуют творческого осмысления. Такой анализ не является также единичной процедурой, а требует периодического повторения с учетом реальных изменений и результатов практики его применения.

Таблица 1.2. Обобщение внешнего анализа

1. Основные экономические характеристики отраслевого окружения (рост рынка, географические особенности, структура отрасли, экономическое положение, требования к инвестициям и т.д.)

2. Движущие силы

3. Конкурентный анализ

3.1. Соперничество среди конкурирующих продавцов (сильное, умеренное, слабое, орудие в конкуренции)

3.2. Угроза потенциального входа (сильная, умеренная, слабая, содержание барьеров входа)

3.3. Конкуренция заменяющих продуктов (сильная, умеренная или слабая/почему)

3.4. Способность поставщиков "торговаться" (сильная, умеренная, слабая/почему?).

3.5. Способность потребителей "торговаться" (сильная, умеренная, слабая/почему?)

4. Конкурентная позиция основных компаний /стратегических групп

4.1. Благоприятное позиционирование (почему?)

4.2. Неблагоприятное позиционирование (почему?)

5. Конкурентный анализ

5.1. Стратегические подходы / возможные действия ключевых конкурентов

5.2. Кого наблюдать и почему?

6. Ключевые факторы успеха

7. Перспективы отрасли и общая привлекательность

7.1. Факторы, делающие отрасль привлекательной

7.2. Факторы, делающие отрасль непривлекательной

7.3. Специфические отраслевые результаты / проблемы

7.4. Перспективы рентабельности (благоприятные / неблагоприятные)

                            Анализ микроокружения включает анализ:

      поставщиков (выявление аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, финансами и др.ресурсами, от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого продукта).

      покупателей (как компонента непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией).

      конкурентов (тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование).

      рынка рабочей силы (выявление потенциальных возможностей в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач).

      финансового рынка (необходим для получения кредитов и выполнения других финансовых операций).

Непосредственным окружением компании являются также органы государственного и муниципального управления, которые могут помогать или тормозить развитие компании. Внешнее окружение определяет возможности и угрозы деятельности организации, а насколько они повлияют на нее зависит от состояния  внутренней среды. /10;138/

   

1.3.         Методы анализа внутренней среды

Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.

Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредст-венное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых про-цессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менед-жеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного исполь-зования и движения денежных средств в организации. В частности, это под-держание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Анализ состояния компании концентрируется на пяти вопросах:

1. Насколько эффективна действующая стратегия?

2. В чем сила и слабость компании, какие у нее есть возможности

и что представляет для нее угрозу.

3. Являются ли цены и издержки компании конкурентоспособными?

4. Насколько прочна конкурентная позиция компании?

5. С какими стратегическими проблемами сталкивается

компания?

           Для этого используют  SWOT-анализ, анализ цепочки ценностей, анализ издержек и оценку конкурентоспособности.

Оценку внутренней среды фирмы — ее силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз называют SWOT-анализ. Остановимся на нем более подробно. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. SWOT-анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).

         Сила — это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность,

предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может также являться результатом создания альянса или совместного предприятия с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.

              Слабость — это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.

              Когда внутренние сильные и слабые стороны компании выявлены, оба списка должны быть тщательно изучены и оценены. Некоторые сильные стороны компании более важны, чем другие, так как они играют более важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе и в формировании ее стратегии. Подобным образом некоторые слабые стороны могут оказаться роковыми для компании, в то время как другие не слишком важны или могут быть легко исправлены. SWOT-анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны — это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны — пассивы. Дело лишь в том, насколько сильные стороны (активы) перекрывают ее слабые стороны (пассивы) (соотношение 50:50 определенно нежелательно), а также в том, как использовать эти сильные стороны и как склонить стратегический баланс в сторону активов. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации на примере ООО «Рекламная площадь – Пермь»