Анализ внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование оценки эффективности ситуации на предприятии и разработка стратегического плана развития предприятия.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
• рассмотреть теоретические основы формирования стратегии;
• провести стратегический анализ компании;
• разработать направления стратегического развития компании

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке……………………………………………………………………………….6
1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………..........6
1.2. Характеристика внешней среды предприятия………………………….12
2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере ОАО «Нефаз»)………..24
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………24
2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Нефаз»………………………………25
2.2.1 Цели предприятия…………………………………………………..25
2.2.2 Кадры и общее управление………………………………………...27
2.2.3 Производство………………………………………………………..30
2.2.4 Стратегия маркетинга………………………………………………31
2.3. Анализ факторов внешней среды ОАО «Нефаз»……………………...33
2.3.1 Конкуренты………………………………………………………….33
2.3.2 Потребители…………………………………………………………….37
2.3.3 Региональные представительства и дилерские пункты………….38
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды………...39
2.4.1. SWOT-анализ……………………………………………………….39
2.4.2. PEST-анализ………………………………………………………...43
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………48
Литература……………………………………………………………………….50
Приложение 1……………………………………………………………………52
Приложение 2……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Образец к.р..doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

     Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

     Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. 

      СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  
      вашего предприятия (Strengths)
      Рыночные   
      ВОЗМОЖНОСТИ 
      (Opportunities)
      СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ вашего предприятия 
      (Weaknesses)
      Рыночные   
      УГРОЗЫ  
      (Threats)

     Рис.7 Матрица SWOT-анализа 

     Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

     Шаг 1. Определение сильных  и слабых сторон предприятия.

     Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо:

  • Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
  • По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
  • Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа

     Второй  шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия – увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

  • Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
  • Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
  • Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа

     Необходимо  выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа

     Заполнив  такую матрицу можно увидеть  результат:

  • определены основные направления развития предприятия
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса. 15

      Применительно к ОАО «Нефаз» матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом: 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  
вашего предприятия  
(Strengths)
Рыночные   
ВОЗМОЖНОСТИ 
(Opportunities)
  • Сплоченный коллектив
  • Накопленный многолетний опыт работы
  • Современное высокопроизводительное оборудование
  • Широкий ассортимент товаров и услуг
  • Удовлетворенность клиентов
  • Невысокие цены, при очень хорошем качестве
  • Хорошие деловые связи с потребителями продукции и комплектующих
  • Удобное месторасположение предприятия
  • Спрос на автотехнику достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению
  • Сложившийся имидж ОАО «Нефаз» у потребителей продукции
  • Небольшое количество достаточно сильных конкурентов
  • Продажа в лизинг
  • Новые виды продукции
СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ

вашего  предприятия 
(Weaknesses)

Рыночные   
УГРОЗЫ  
(Threats)
  • Слабо развита корпоративная культура
  • Низкая квалификация сотрудников
  • Затягивание сроков исполнения заказов
  • Появление сильных конкурентов
  • Изменение тенденции спроса
  • Сбои в поставках материалов (запчастей)
  • Изменение налогового законодательства
  • Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств
  • Снижение общей платежеспособности предприятий
  • Активность конкурентов:
      а) программы продвижения

      б) дополнительные услуги

  • Экономический спад

     Рис. 8. SWOT-анализ ОАО «Нефаз» 

     2.4.2. PEST-анализ

     Поведение внешней среды удобно анализировать  и соответственно проектировать  будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру данного метода анализа внешнего окружения организации – STEP- (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.

     Т.о. PEST-анализ – это инструмент, предназначенный  для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. 16

         Политика      Экономика
         1      1
         2      2
         Социум      Технология
         1      1
         2      2

     Рис. 9. PEST-анализ

      Применительно к ОАО «Нефаз» PEST-анализ выглядит следующим образом:

P
Политика
E Экономика
 
  • Государственное влияние в отрасли
  • Государственное регулирование конкуренции в отрасли
 
  • Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
  • Уровень инфляции
  • Динамика курса рубля к доллару
  • Динамика занятости населения
  • Платежеспособный спрос населения
  • Платежеспособный спрос главных потребителей продукта
  • Основные внешние издержки организации, в том числе
     Затраты на энергоносители

      Затраты на транспортировку

S
Социум
T

Технология

 
  • Изменения в базовых ценностях
  • Изменения в уровне и стиле жизни
  • Изменение структуры доходов
  • Изменение структуры расходов
  • Изменения основных потребительских предпочтений на продукт
  • Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей
 
  • Оценка  скорости изменения и адаптации  новых технологий
  • Новые продукты
  • Технологические изменения, имеющие существенное значение для организации
  • Появление новых рекламоносителей
  • Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком

     Рис. 10. PEST-анализ ОАО «Нефаз»

 

3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды 

     Финансовое  состояние ОАО «НефАЗ» устойчивое, оно способно своевременно производить  платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе.

     Определено  как с точки зрения теории решаются проблемы увеличения сбыта продукции. Для изучения вопросов повышения сбыта продукции необходимо провести маркетинговые исследования рынка.

Исследование  рынка включает в себя:

  • исследование покупателей;
  • исследование продукта;
  • исследование конкурентов.

     Анализ  результатов анкетного опроса показал, что, в основном потребители (62%), хотели бы изменить условия приобретения автобусов ОАО «НефАЗ». В числе наиболее приемлемых условий продаж 57% покупателей назвали введение скидок и 48% - продажи автобусов в кредит. Это позволило сделать вывод о целесообразности внедрения следующих мероприятий:

      1) оптовые скидки с цены;

      2) продажа городских автобусов  в кредит.

      По  результатам проведенного анализа  внутренней и внешней среды ОАО «Нефаз» можно определить следующие пути повышения эффективности деятельности предприятия:

      1. Изменение организационной структуры  предприятия. На коммерческого  директора возложено слишком много обязанностей, поэтому управление осуществляется не очень эффективно. Необходимо ввести должность главного менеджера, который контролировал и координировал бы работу менеджеров по работе с клиентами, а также включить в штатное расписание позицию главного оператора, человека с высшим образованием в области полиграфии, хорошо знающего процесс производства и методы управления персоналом, выполняющего функции координации и контроля деятельности операторов производства полиграфической продукции.

      2. Создание эффективной системы  оплаты труда. Директору необходимо  особое внимание уделить подбору персонала, системе мотивации и стимулирования работников. Создав сплоченную, хорошо мотивированную команду единомышленников можно добиться больших успехов в бизнесе.

      3. Создание корпоративной культуры, главным проводником которой  должен быть директор. Необходимо  стремиться, чтобы ценности компании  стали неотъемлемой частью не только управленцев, но и всех служащих. Директор должен определить систему определенных ценностей, убеждений и принципов, которым компания должна следовать и которые затем должны встроится в политику организации. Корпоративная культура поможет сформировать производственный климат и корпоративный дух, которые будут способствовать выполнению поставленных задач и вносить свой вклад в достижение успеха. Сильная корпоративная культура и ее тесная связь со стратегией фирмы станут мощными рычагами управления персоналом с целью улучшения его работы.

      4. Регулирование сроков исполнения заказов.

      5. Постоянное введение новых услуг и систем продвижения, чтобы всегда быть на шаг впереди конкурентов.

      6. Разработка оптимальной системы поощрения постоянных и новых клиентов фирмы, для укрепления имиджа фирмы.

 

Заключение 

     Рассмотрев  и проанализировав внешнюю и  внутреннюю среду организации необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности  они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие.

       От внутренних переменных зависит  внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

      Организация находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможности существования. Задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия организации с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации