Анализ внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование оценки эффективности ситуации на предприятии и разработка стратегического плана развития предприятия.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
• рассмотреть теоретические основы формирования стратегии;
• провести стратегический анализ компании;
• разработать направления стратегического развития компании

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке……………………………………………………………………………….6
1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………..........6
1.2. Характеристика внешней среды предприятия………………………….12
2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере ОАО «Нефаз»)………..24
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………24
2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Нефаз»………………………………25
2.2.1 Цели предприятия…………………………………………………..25
2.2.2 Кадры и общее управление………………………………………...27
2.2.3 Производство………………………………………………………..30
2.2.4 Стратегия маркетинга………………………………………………31
2.3. Анализ факторов внешней среды ОАО «Нефаз»……………………...33
2.3.1 Конкуренты………………………………………………………….33
2.3.2 Потребители…………………………………………………………….37
2.3.3 Региональные представительства и дилерские пункты………….38
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды………...39
2.4.1. SWOT-анализ……………………………………………………….39
2.4.2. PEST-анализ………………………………………………………...43
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………48
Литература……………………………………………………………………….50
Приложение 1……………………………………………………………………52
Приложение 2……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Образец к.р..doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке……………………………………………………………………………….6

    1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………..........6

    1.2. Характеристика внешней среды предприятия………………………….12

2. Оценка  среды предприятия на рынке  (на примере ОАО «Нефаз»)………..24

    2.1. Характеристика предприятия……………………………………………24

    2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Нефаз»………………………………25

     2.2.1 Цели предприятия…………………………………………………..25

     2.2.2 Кадры и общее управление………………………………………...27

     2.2.3 Производство………………………………………………………..30

     2.2.4 Стратегия маркетинга………………………………………………31

    2.3. Анализ факторов внешней среды ОАО «Нефаз»……………………...33

     2.3.1 Конкуренты………………………………………………………….33

     2.3.2 Потребители…………………………………………………………….37

     2.3.3 Региональные  представительства и дилерские пункты………….38

     2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды………...39

     2.4.1. SWOT-анализ……………………………………………………….39

     2.4.2. PEST-анализ………………………………………………………...43

3. Пути  повышения эффективности деятельности  предприятия с учетом факторов  внутренней и внешней среды………………………………………..46

Заключение………………………………………………………………………48

Литература……………………………………………………………………….50

Приложение 1……………………………………………………………………52

Приложение 2……………………………………………………………………53

 

      Введение 

     За  последние годы роль стратегических процессов в повышении эффективности  производства и завоевании, открытии новых рыночных ниш значительно  выросла настолько, чтобы стало  возможным говорить сегодня о стратегическом предпринимательском типе экономики, который в России стал принимать достаточно цивилизованные рамки.

     Стратегия рассматривается сегодня как  главный источник экономического роста  и важнейшее средство возникновения  российских предприятий в условиях конкурентной борьбы.

     Специфика стратегической деятельности российских предприятий связана с огромнейшим  предпринимательским риском, потребностью в минимальном временном лаге между принятием стратегического  решения и его реализацией.

     Необходимость создания и возрождения стратегической деятельности сегодня в России обусловлена рядом факторов, к которым относят: определяющую роль науки в росте эффективности разработки и внедрении новой техники, рост технического уровня производства, ярко выраженная многовариантность инвестиций, риск и возможность отрицательных результатов.

     Все вышеперечисленные факторы являются необходимым стимулом для появления  стратегических предприятий в условиях российской экономики. Подтверждается эта тенденция данными о количестве фирм и предприятий, работающих в стратегической сфере предпринимательства и принадлежащих к различным отраслям народного хозяйства современной России: строительству, отраслям промышленности, сельскому хозяйству и так далее.

     Изучение  деятельности современной стратегической сферы в России составляет значительный интерес, что связано, прежде всего, с особенностями ее функционирования в России по сравнению с остальными странами мира. (США, Япония, страны ЕС). Учет ряда особенностей экономической ситуации, которые сложились под влиянием целого ряда факторов политического, исторического, идеологического и социального характера, необходим при анализе стратегической деятельности большинства российских предприятий. Тяжелый кризис, поразивший всю экономику страны, не обошел стороной и стратегическую деятельность предприятий в России.

     Любое стратегическое предпринимательство  обладает определенным потенциалом. При  этом оно стремится минимизировать свои затраты и максимизировать  получаемую от стратегической деятельности прибыль, при минимально коротких сроках. Но так как стратегическое предпринимательство является открытой системой и подвержен влиянию внешней среды, которое на сегодняшний день является скорее негативным, это не позволяет предпринимательству в полной мере реализовать свой потенциал и достичь желаемого результата. Для предотвращения подобных последствий и влияний необходимо изучение стратегической деятельности любого предприятия.

     Стратегическое  управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации, фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях фирмы стратегия, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.

     Целью данной работы является исследование оценки эффективности ситуации на предприятии  и разработка стратегического плана  развития предприятия.

     Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:

  • рассмотреть теоретические основы формирования стратегии;
  • провести стратегический анализ компании;
  • разработать направления стратегического развития компании

     В качестве объекта исследования в  работе выступает организация ОАО  «Нефаз». В качестве предмета исследования в работе выступает стратегическое управление организацией.

     При написании работы были использованы методы: сравнение, группировка.

     Теоретико-методологической основой исследования являются книги, статьи и монографии по вопросам стратегического  анализа деятельности предприятия.

     Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 

 

1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке

1.1. Характеристика  внутренней среды предприятия 

     В качестве внутренней среды предприятия принято рассматривать все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторому определенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей).

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.

      Основные  переменные в организации, которые  требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена на рис. 1.

Рис. 1.Взаимосвязь  внутренних переменных в организации 

     Цели  — это конкретное конечное состояние  или желаемый результат, которого стремится добиться определенная группа, работая вместе.

     Цели  обладают свойством быть долговременно  постоянным и определенным уровнем  объективности. К эффективным результатам ведут только ясные, четко сформулированные цели, совокупность которых  имеет системный характер.1

     Организация имеет всегда хотя бы одну общую  цель, достичь которую стремятся  все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются  организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько  взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми.2

     В основу своей планируемой или  осуществляемой деятельности фирма в лице руководства «закладывает» (определяет) главную цель, достижение которой просто невозможно из ряда подцелей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из подцелей очередного уровня (подуровня) и т.д., которые в конечном итоге составляют «дерево целей» (рис.2).

       

     

       

       

       

Рис. 2. Дерево целей организации 

     В результате формирования и формулирования всей системы «дерева целей» должны быть получены «главная цель» как  результат окончательной деятельности фирмы (организации), совокупность подуровней до самого «нижнего», которая должна представлять собой конкретные задания, обеспечивающие достижение непосредственных (соседних) для заданий подцелей (n-1). Под «n» понимается общее число подуровней в «дереве целей».3

     Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных  подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

     Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные  в такой форме, которая позволяет  наиболее эффективно достигать целей организации.

     В процессе анализа внутренней среды  необходимо выявлять соответствия между  структурой организации и анализируемой  ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А.Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

  • Организация с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.
  • По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.
  • По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

     Средствами  решения таких задач является создание матричных и сетевых  структур.

     Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры – это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами.4

     Задачи. Под задачей в менеджменте  понимается предписанная (заданная) работа, серия работ (совокупность) или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не личности, а должности, в которой данное лицо состоит. Руководство организации, создавая структуру (организационно-функциональную) для каждой должности определяет сотруднику ряд задач (задания, операции, действия), которые рассматриваются как необходимая деятельность для достижения целей организации. Считается, что задача, выполненная предписанным способом и в заданные сроки, обеспечивает успешность деятельности организации и подразделений.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации