Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:39, курсовая работа
Целью данной работы является исследование оценки эффективности ситуации на предприятии и разработка стратегического плана развития предприятия.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
• рассмотреть теоретические основы формирования стратегии;
• провести стратегический анализ компании;
• разработать направления стратегического развития компании
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие среды и ее значение для успешной деятельности предприятия на рынке……………………………………………………………………………….6
1.1. Характеристика внутренней среды предприятия…………………..........6
1.2. Характеристика внешней среды предприятия………………………….12
2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере ОАО «Нефаз»)………..24
2.1. Характеристика предприятия……………………………………………24
2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Нефаз»………………………………25
2.2.1 Цели предприятия…………………………………………………..25
2.2.2 Кадры и общее управление………………………………………...27
2.2.3 Производство………………………………………………………..30
2.2.4 Стратегия маркетинга………………………………………………31
2.3. Анализ факторов внешней среды ОАО «Нефаз»……………………...33
2.3.1 Конкуренты………………………………………………………….33
2.3.2 Потребители…………………………………………………………….37
2.3.3 Региональные представительства и дилерские пункты………….38
2.4. Современные методы анализа внешней и внутренней среды………...39
2.4.1. SWOT-анализ……………………………………………………….39
2.4.2. PEST-анализ………………………………………………………...43
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды………………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………48
Литература……………………………………………………………………….50
Приложение 1……………………………………………………………………52
Приложение 2……………………………………………………………………
Каждый из указанных факторов оказывает определенное содействие операционной деятельности или противодействие достижению эффективных желаемых результатов.
Среда (факторы) косвенного воздействия по некоторым параметрам конкретизирует вышеуказанные факторы, характерные для общего воздействия и расширяет их перечень (рис. 6).
Среда
косвенного воздействия более сложная,
чем среда прямого воздействия.
Как правило, информация о среде
косвенного воздействия имеет более
сложный характер, отличается меньшей
полнотой и достоверностью. В то же время
факторы среды косвенного воздействия
могут в определенных условиях выступать
как сильнодействующие факторы прямого
воздействия.
Рис. 6. Факторы
(среда) косвенного воздействия
Неопределенность внешней среды является следствием количества информации, которой располагает организация применительно к данному фактору, а также степенью (уровнем) уверенности в ее точности.
В
качестве факторов среды косвенного
воздействия принято
Технология является фактором внешнего воздействия, когда речь идет о существующих, наиболее прогрессивных или устаревших технологиях, распространенных в сфере данной бизнес-деятельности в мире и странах-партнерах. В то же время технология является внутренним фактором, в виде системы нововведений, с которыми товары и/или услуги изготавливаются и продаются. Таким образом, существуют две составляющие, два уровня технологии: принятая и используемая организацией как внутренний фактор и наиболее распространенная в сфере ее деятельности в стране пребывания организации и в других странах в данной отрасли. Новые технологии быстро ассоциируются, образуя принципиально новые, с более высокими возможностями. В течение последнего десятилетия резко усилилась микроминиатюризация бытовой и промышленной электроники, ускорилось движение информационных потоков.
Состояние экономики определяет скорость перемещения капитала из производственной сферы в область торговли и из одних стран в другие. Любое конкретное изменение в экономике оказывает различное воздействие на сферы производства и торговли, различные системы услуг и т.д. Особенно важно учитывать состояние экономики и важнейшие тенденции в ее изменениях в организациях, осуществляющих свою бизнес-деятельность одновременно в ряде стран. На эффективность бизнес-деятельности сильное влияние оказывает изменение курсов валютных систем, которые в значительной мере зависят от состояния экономики и важнейших тенденций в ее изменении.11
Отношения с местным населением имеют для организации очень важное значение, так как от этого зависит уровень эффективности ее функционирования в данном конкретном месте. Существуют три обязательных для организации условия: наполнение рынка (рыночной ниши) приемлемым товаром (качество, стоимость), создание новых рабочих мест для населения и требуемый уровень (определенный, установленный местными условиями) экологичности производственной деятельности. Как и в любой сфере бизнеса и взаимовыгодного партнерства, наиболее эффективен и долговременно «работает» принцип «выгодно вместе».
Становится понятной необходимость поддержания хороших отношений организации с местными общинами, структурами самоуправления и значимыми обществами, что является целенаправленной и весьма важной работой менеджеров фирмы.
Социально-культурные и политические факторы должны учитываться как часть отношений с местным населением и как весьма важный самостоятельный интегральный фактор.
Любая организация функционирует по меньшей мере в одной политической и одной культурной среде. Социально-культурные и политические составляющие существенным образом влияют на деятельность бизнес-структур и зависят от поведения руководителей высшего уровня организации и их взаимоотношений с местной администрацией, политическими и социокультурными системами. В зависимости от отношения с фирмой, ее имиджа, степени известности и других факторов формируется бизнес-ситуация.
Социально-культурные факторы влияют на целый ряд иных составляющих, таких как традиции отношения основной части населения или отдельных групп к некоторым видам товаров и услуг, однородность покупателей (клиентов) и их число в различных группах, скорость изменения параметров основных потребляемых товаров и услуг, отношение к отдельным группам населения (женщины, некоторые группы или национальные меньшинства и др.).
Политический строй и политика государственных структур и правительственных органов, установленные существующие уровни оплаты различным категориям работающего населения определяют объем покупок основными покупателями, отношение их к местным (отечественным) и зарубежным товарам, это, в свою очередь, влияет на объем экспорта товаров и услуг.
Некоторые
факторы из числа политических особенно
важно учитывать и
Международное окружение. Все ранее рассмотренное становится гораздо более сложным для тех организаций, которые систематически работают за рубежом. В процессе функционирования организации необходимо учитывать специфику прогнозирования при планировании, возможность эффективно организовать, оперативно руководить и контролировать работу как отдельных личностей, так и организации в целом.
Существенную
роль играют виды международного бизнеса,
в которых участвует
К числу видов международного бизнеса относятся экспорт и импорт товаров и услуг.
Международная экономическая деятельность должна учитывать все международные соглашения и особенности торгового и хозяйственного права в странах-партнерах.
Управление международным бизнесом осуществляется через способы и методы проникновения на новые рыночные пространства (регионы), через экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые капиталовложения и многонациональные корпорации. Проникновение на новые рынки, в свою очередь, неразрывно связано и может опираться на факторы четырех видов: культурные, экономические, законодательно-правовые и уровень государственного регулирования в международных отношениях и управленческой деятельности по отношению к международным связям.12
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что руководство
фирмы должно учитывать внешнее окружение
как единое целостное воздействие в силу
того, что организация является открытой
системой и зависит от используемых ресурсов
и результатов взаимодействия с внешней
средой. Факторы, оказывающие немедленное
влияние на организацию, относятся к среде
прямого воздействия, все другие – к среде
косвенного воздействия. Организация
должна своевременно и эффективно реагировать
на изменения во внешней среде, приспосабливаться
к ним, чтобы обеспечивать выживаемость
и достигать поставленных целей.13
2. Оценка среды предприятия на рынке
(на примере ОАО «Нефаз»)
2.1.
Характеристика предприятия
Предприятие ОАО «Нефтекамский автозавод» зарегистрировано Постановлением Главы Администрации г. Нефтекамска № 915 от 24. 06. 99 г. в форме открытого акционерного общества (Свидетельство о государственной регстрации сер. Б-1 № 253 – 2000) по адресу: РБ, г. Нефтекамск, Янаульское шоссе,3.
ОАО «Нефтекамский автозавод» образован как «спутник» ОАО «КамАЗ». Строительство завода начато по Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1970 года за №1000 и приказа Минавтопрома от 8 января 1971 года за №4.В1977году Президиумом Совета Министров СССР совместно с Минавтопромом было принято решение о создание на Нефтекамскком заводе автосамосвалов производства 6,0 тыс. шт. вахтовых автомобилеи; прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн для перевозки нефтепродуктов в количестве16;1 тыс. шт. в год.
Предприятие расположено в промышленной северо-восточной зоне города .
Предприятие
располагает собственной
Территория, занимаемая предприятием, составляет- 84 га. Завод располагает двумя производственными корпусами:
В 1977 году была введена первая очередь – производственные мощности по выпуску 10,0 тыс. штук автосамосвалов КАМАЗ-5511 в год. На 20.10.02г. введенные годовые производственные мощности на ОАО «НефАЗ» составляют:
Средний возраст оборудования предприятия составляет – 18 лет.
Оборудование основного производства, имеющее «нулевую» остаточную стоимость составляет – 51%
Предприятие
располагает пластинчатыми
2.2. Анализ внутренней среды ОАО «Нефаз»
2.2.1 Цели предприятия
Инициатор проекта организации производства автобусов особо большого класса – Открытое акционерное общество «Нефтекамский автозавод» входит в состав ОАО «КамАЗ». С самого начала существования завода создавалась база для расширения автосамосвалов на шасси КамАЗ, Урал, ЗиЛ, заводом освоено производство самосвальных прицепов и полуприцепов грузоподъемностью от 7 до 30 тонн. Выпускается целая гамма топливоперевозчиков – прицепов и полуприцепов. Вахтовые автомобили, выпускаемые на заводе, имеют достаточную вместимость, комфортабельность и повышенную проходимость.
ОАО «НефАЗ» наряду с производством специальных автобусов имеет определенный опыт в выпуске автобуса Mercedes – Benz 0325.
Согласно бизнес – плану, в течение 2005 – 2009 годов на предприятии планируется освоить выпуск автобусов особо большого класса с выходом в 2009 году на производство 1000 автобусов в год. Планируемая цена автобуса – 1700 тыс. руб. (в ценах 2005 года). Общая сметная стоимость проекта составляет 399494 тыс. руб., из них заемные средства – 359925 тыс. руб. Заемные средства предполагается использовать на приобретение окрасочного оборудования немецких производителей (ориентировочная сумма контрактов – 10,5 млн. немецких марок), а также на приобретение отечественного оборудование и пополнение оборотных средств.
Основные показатели проекта: период окупаемости проекта (РВ_ - 60 месяцев, внутренняя норма рентабельности (IRR) – 52,37 %, чистый приведенный доход (NPV) - 268412 тыс. руб.
Наибольшее влияние на проект среди прочих рисков оказывает риск снижения средней продажи автобуса. При уменьшении этой цены по отношению к планируемой на 17,1 % чистый приведенный доход по проекту становится отрицательной величиной (NPV = - 105525 тыс. руб.).
Планируемое освоение автобусного производства на базе шасси КамАЗ – 5297 позволит ОАО «НефАЗ» быть не только одним из основных производителей самосвальной техники, транспортных средств для перевозки нефтепродуктов, вахтовых бригад, грузовых прицепов, но и производителем автобуса особо большого класса с использованием популярного в России и СНГ шасси Камского автомобильного завода.
Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации