Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теорий лидерства.
Чтобы её достичь, необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Определить, какое место занимают теории лидерства в системе управленческого знания;
2. Выяснить, каковы методологические основы анализа теорий лидерства;
3. Провести обзор по ключевым теориям лидерства.
Введение
Глава 1. Основы анализа теорий лидерства в менеджменте...................................................5
1.1. Место теорий лидерства в системе управленческого знания..........................................5
1.2. Методологические основы анализа теорий лидерства ....................................................6
1.3. Краткий обзор ключевых теорий лидерства …………………………………………….9
Глава 2. Российские исследования в области лидерства…………………………………...24
2.1. Российские условия для развития лидерства…………………………………………...24
2.2. Обучение и развитие персонала как составляющая корпоративного лидерства…….27
2.3. Развитие лидерства в российских компаниях ………………………………………….28
Заключение.................................................................................................................................31
Список использованной литературы.......................................................................................32
Приложение…………………………………………………………………………………....
Отсутствие опыта и культуры развития персонала. Во многих российских компаниях пока нет широкого взгляда на проблему развития персонала, и их менеджеры не обладают современными знаниями и навыками в этой области. К примеру, российские компании делают упор на финансовые способы стимулирования сотрудников (которые и в самом деле важны), но не всегда уделяют достаточно внимания другим, не менее действенным факторам мотивации — причастности к общему видению, эмоциональной привязанности к работе или команде, образованию и т.д.
У
российских бизнесменов не было возможности
накопить значительный опыт в сфере
развития корпоративной культуры и
воспитания корпоративного лидерства
— перед ними стояли другие задачи.
Теперь, чтобы овладеть инструментами
создания и настройки системы развития
лидерского потенциала, им придется многому
научиться, пересмотреть свои взгляды,
провести существенные изменения. И чем
раньше российский бизнес осознает основные
препятствия к развитию лидерства, тем
быстрее начнется этот процесс.
2.2 Обучение и развитие персонала как составляющая корпоративного лидерства
Обучение, развитие персонала является важнейшим условием успешного лидерства в любой организации5. Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:
Однако цели обучения с точки зрения работодателя и самого специалиста, существенно отличаются.
В
качестве обучающих процедур используются
самые разнообразные
Сегодня постоянное обучение сотрудников стало нормой в передовых компаниях мира. Многие исследователи прогнозировали, что в 500 крупных фирмах средний рабочий будет ежегодно тратить около 53 часов на программы подготовки, субсидируемые организацией. Это вызвано:
-
Помимо непосредственного
-
Профессиональное развитие
Вывод
– тенденция в мире очевидна:
капиталовложения в образование
персонала рассматриваются все
большим числом компаний как один
из наиболее важных объектов инвестиций,
как неотъемлемый атрибут успешного
функционирования организации в
будщем.
2.3 Развитие лидерства в российских компаниях
Что нужно сделать для развития лидерского потенциала в российской компании? Выявление проблем, мешающих этому, — лишь первый шаг в нужном направлении. Компании должны создать условия для развития лидерского потенциала на всех уровнях организации и всячески способствовать этому развитию.
Одно
из важнейших условий —
Второе
обязательное условие — ставка на
развитие ключевых сотрудников, а значит
и лидерского потенциала, на всех уровнях
компании. Исследования McKinsey показывают,
что совокупный доход акционеров
компаний — лидеров в области
развития персонала почти на 20% превышает
средний по отрасли. Такой результат,
конечно, объясняется не только успехами
в развитии людей, но значение этого
фактора нельзя недооценивать. Очень
важно поэтому выстроить
В–третьих, развитие человеческого потенциала и воспитание будущих лидеров должно стать задачей первостепенной важности для первого лица компании. Руководители самых успешных компаний уделяют существенную часть своего времени (как и ресурсов компании) развитию сотрудников всех уровней организации. «Своей главной задачей я считаю развитие нашего человеческого потенциала, поэтому каждую беседу, каждую встречу я воспринимаю, как возможность поговорить о людях. Именно так мы управляем GE», — говорил Джек Уэлч6. В наиболее успешных компаниях топ–менеджеры нередко участвуют в назначениях даже на самые рядовые должности, которых топ–менеджеры менее благополучных компаний не удостаивают своим вниманием.
Наконец, топ–менеджеры должны стараться больше работать над собой, развивать свои лидерские навыки, например, применяя разные стили управления в зависимости от ситуации. Важно помнить, что стиль управления и манера поведения первого лица, как правило, воспроизводится в компании — копируется непосредственными подчиненными, а затем повторяется на всех уровнях организации. Демонстрируя открытость и сдержанность, показывая, что он ценит инициативу и ответственность, руководитель вызывает ответную реакцию у коллектива.
Российским бизнесменам необходимо децентрализовать свои компании, делегировать полномочия лидерам на всех уровнях организации и акцентировать внимание на выстраивании системы развития и лидерского потенциала. Таким образом, российские предприятия смогут преодолеть культурные препятствия к развитию лидерства и сократить разрыв, отделяющий их от наиболее конкурентоспособных компаний мира.
Таким образом, в контексте характера исследования в целом можно сделать следующие выводы:
1) Адекватного уровня формирования собственно стратегических подходов к анализу лидерства на современных российских предприятиях в чистом виде достигнуть практически не удаётся ввиду отсутствия, как правило, в их деятельности сформированных субъектов современной культуры лидерства.
2)
Максимальные возможности для
обеспечения эффективного
3) Выбор системных решений на основе внутреннего и внешнего анализа ситуации и подбора адекватных альтернатив даёт возможность максимально комфортного и индивидуализированного стратегического ответа бизнеса в зависимости от его внутренних особенностей и ситуации на рынке.
4)
Для принятия стратегических
решений необходимо
Заключение
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Не любой менеджер использует лидерство в своём поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трёх основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение подчинённых. Каждый из подходов предлагает своё решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные теории предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счёте утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершённой теории. Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые теории пытаются объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов.
Что касается российских
исследований, то одним из способов
решения проблем бизнеса
Список литературы