Анализ теорий лидерства в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ теорий лидерства.
Чтобы её достичь, необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Определить, какое место занимают теории лидерства в системе управленческого знания;
2. Выяснить, каковы методологические основы анализа теорий лидерства;
3. Провести обзор по ключевым теориям лидерства.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы анализа теорий лидерства в менеджменте...................................................5
1.1. Место теорий лидерства в системе управленческого знания..........................................5
1.2. Методологические основы анализа теорий лидерства ....................................................6
1.3. Краткий обзор ключевых теорий лидерства …………………………………………….9
Глава 2. Российские исследования в области лидерства…………………………………...24
2.1. Российские условия для развития лидерства…………………………………………...24
2.2. Обучение и развитие персонала как составляющая корпоративного лидерства…….27
2.3. Развитие лидерства в российских компаниях ………………………………………….28
Заключение.................................................................................................................................31
Список использованной литературы.......................................................................................32
Приложение…………………………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

анализ теорий лидерства в менеджменте.docx

— 235.41 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по «Основам менеджмента» 

На тему: «Анализ теорий лидерства в менеджменте» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                Студентки III курса

                                                                                                                Группы 82301

                                                                                                                Лазарьковой Т.В.

                                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                                                Кэн: Доцент Лёвкин Н.В. 
 
 

Петрозаводск

2010

Оглавление 
 

Введение......................................................................................................................................3 

Глава 1. Основы анализа теорий лидерства в менеджменте...................................................5

1.1. Место теорий лидерства в системе управленческого знания..........................................5

1.2. Методологические основы анализа теорий лидерства ....................................................6

1.3. Краткий обзор ключевых теорий лидерства …………………………………………….9

Глава 2. Российские исследования в области лидерства…………………………………...24

2.1. Российские условия для развития лидерства…………………………………………...24

2.2. Обучение  и развитие персонала как составляющая  корпоративного лидерства…….27

2.3. Развитие лидерства в российских компаниях ………………………………………….28

Заключение.................................................................................................................................31

Список использованной литературы.......................................................................................32

Приложение…………………………………………………………………………………....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Лидерство, как и управление, является до некоторой  степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но анализ различных моделей и теорий, которые рассматривает данная работа, помогает осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

     Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности  подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень  немногие из тех, кто выбрал карьеру  руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению  на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его  придерживается, поскольку этот стиль  хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным  осуществлять эффективное руководство  в другой ситуации на более высоком  посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять  какой-то один стиль руководства  на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для  конкретной ситуации.

     Целью данной работы является анализ теорий лидерства. Чтобы её достичь, необходимо рассмотреть следующие задачи:

     1. Определить, какое место занимают  теории лидерства в системе  управленческого знания;

     2. Выяснить, каковы методологические основы анализа теорий лидерства;

     3. Провести обзор по ключевым  теориям лидерства.

     Практика  российских организаций за последнее  десятилетие свидетельствует о  серьёзном стратегическом повороте управленческих подходов большинства  успешных фирм в сторону усиления внимания к человеческой, прежде всего, профессионально-культурной составляющей своей деятельности. А это требует  комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о целостном организационно-управленческом контексте функционирования и развития организации. Таким образом, ещё не менее важными задачами работы являются выявление Российских условий для развития лидерства, а также этапов развития лидерства в некоторых компаниях.

     Используемая  мною литература – это различные учебные пособия и книги в сфере менеджмента и управления, также статьи из научных журналов и ресурсы Интернет.

Глава I. Основы анализа теорий лидерства в менеджменте

    1. Место теорий лидерства  в системе управленческого  знания
 

     Категория лидерства, а также существование  его основных типов лежит в  основе ряда важных закономерностей  теории управления в целом и психологии управления в частности. Эти закономерности связаны с решением следующих вопросов. Как может и должен распоряжаться предоставленной ему властью лидер? Как влияют различия в способах реализации лидерских полномочий на содержание и индивидуальные особенности управленческой деятельности?

     Лидерские регуляторы управленческой деятельности являются наиболее общим и сильным, всеобъемлющим средством ее организации. Они определяют поэтому главные варианты ее реализации, которые обозначаются понятием стиля руководства. С вопросом о властных полномочиях связано и то, на кого и почему они возлагаются. Это — вопрос о том, кто, почему и в силу каких личностных качеств становится руководителем, лидером. Указанный спектр вопросов в наиболее концентрированном виде изучается в одном из главных направлений психологии управления — в теориях лидерства.

     Различные теории лидерства пытаются выявить  и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Совокупность этих теорий позволяет увидеть разнообразные стороны этого феномена, однако еще не дает его целостной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой его анализ. Он рассматривает главные моменты лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей; систему, механизм взаимодействия лидера и его конституентов(последователей). И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям; оно зависит от типов культур, особенностей лидеров и их конституентов, конкретных ситуаций и многих других факторов.

     Рассмотренные теории лидерства в той или  иной степени объясняют, почему лишь определенные люди становятся лидерами. Однако они не пытаются ответить на вопросы, почему одни люди стремятся  к лидерству, а другие нет, и в  какой мере можно управлять процессом  формирования лидерства.

1.2 Методологические основы анализа теорий лидерства

     Лидерство является важнейшим компонентом  эффективного управления в условиях стремительного изменения бизнес-среды. В современной науке лидерство трактуется неоднозначно. М. Вудкок и Д. Френсис отмечают сложность определения категории «лидерство», поскольку «приняты различные подходы к лидерству, зависящие от личных предпочтений, местных обычаев, природы выполняемых задач и выполняющих их людей».

     У. Экстон определяет лидерство как  абстракцию высокого порядка, символизирующую  различные формы активности —  от командования войском в ходе сражения до первенства в сфере создания произведений искусства. Согласно У. Экстону, термин «лидерство» раскрывается следующим  образом:

  1. эффективные и успешные инновации в высокотехнологичном бизнесе;
  2. доминирование по показателям деятельности предприятия, как то: масштаб деятельности, объем продаж, прибыльность, имидж предприятия в глазах общественности, успешный маркетинг.

     Другие  авторы (Дж. Терри, П. Друкер) рассматривают  лидерство в контексте стимулирования деятельности последователей. Дж. Терри  понимает лидерство как «воздействие на группы людей, побуждающее их к  достижению общей цели».

     Согласно  статусному подходу (Л. Даунтон, Ж. Блондель), лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений. Такая интерпретация  лидерства, по мнению авторов, вытекает из структурно-функционального подхода, рассматривающего общество как сложную, иерархически организованную систему  социальных позиций и ролей.  Занятие  в этой системе позиций, связанных  с выполнением управленческих функций, дает человеку статус лидера.

     Представители другого методологического подхода (В. Кац, Л. Эдингер, М. Мескон, М. Альберт  и Ф. Хедоури) понимают лидерство  как влияние на других людей. Такое  влияние, по мнению авторов, должно отвечать следующим требованиям:

  1. влияние должно быть постоянным;
  2. руководящее воздействие лидера должно распространяться на всю группу (организацию);
  3. лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;
  4. влияние лидера должно опираться не на прямое воздействие силы, а на авторитет или, по меньшей мере, признание правомерности руководства.

     Анализ  вышеперечисленных требований показывает, что авторы смешивают понятия  «лидерство» и «руководство». Так, в четвертом требовании допускается, что влияние лидера может опираться  на признание правомерности руководства, иначе говоря, на признание формального  управленческого статуса лидера. Между тем лидер не обязательно  является руководителем. Формальная и  неформальная структуры в организации (коллективе) могут не совпадать, и  в таком случае руководитель нуждается  в установлении и поддержании  хороших отношений с неформальными  лидерами групп, входящих в возглавляемую  им организацию. Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно  использовать властные полномочия, предоставленные  ему сверху, для того чтобы добиваться решения управленческих задач.

     Следует отметить, что идеальный руководитель, одновременно являющийся лидером возглавляемого коллектива, обладает более широким  спектром инструментов воздействия  на членов коллектива. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, поскольку  группа в значительной степени управляема.

     Обобщая рассмотренные выше трактовки понятия  «лидерство», дадим свое определение  лидерства в сфере трудовых отношений. Лидерство — это отношения  доминирования работника в коллективе, основанные на авторитете личности, коммуникабельности и способности к руководящей  деятельности.

     Анализ  отечественных и зарубежных работ  по тематике лидерства позволяет  выделить следующие характеристики лидера1:

  1. харизма;
  2. способность к руководству;
  3. видение;
  4. высокая степень контактности и склонности к коммуникациям;
  5. навыки, позволяющие вдохновлять и стабилизировать команду, использовать синергетику командного взаимодействия.

     Итак, лидерство востребовано сейчас не случайно, оно, прежде всего, является потребностью современной экономики. Следовательно, целесообразно рассматривать лидерство  и как экономическое явление, как экономическую категорию.

     Совокупность  теорий лидерства можно подразделить на три следующие группы:

     Теория  личных качеств. Сторонники этой теории (У. Беннис, Д. МакКлелланд, Р. Стогдилл) исходят из предрасположенности  к лидерству людей, обладающих определенными  личностными характеристиками. В  перечень таких характеристик входит интеллект, способность к руководству, уверенность в себе, инициативность и индивидуальность. Предполагается, что лица, обладающие этими качествами, могут стать успешными лидерами.

Информация о работе Анализ теорий лидерства в менеджменте