Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теорий лидерства.
Чтобы её достичь, необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Определить, какое место занимают теории лидерства в системе управленческого знания;
2. Выяснить, каковы методологические основы анализа теорий лидерства;
3. Провести обзор по ключевым теориям лидерства.
Введение
Глава 1. Основы анализа теорий лидерства в менеджменте...................................................5
1.1. Место теорий лидерства в системе управленческого знания..........................................5
1.2. Методологические основы анализа теорий лидерства ....................................................6
1.3. Краткий обзор ключевых теорий лидерства …………………………………………….9
Глава 2. Российские исследования в области лидерства…………………………………...24
2.1. Российские условия для развития лидерства…………………………………………...24
2.2. Обучение и развитие персонала как составляющая корпоративного лидерства…….27
2.3. Развитие лидерства в российских компаниях ………………………………………….28
Заключение.................................................................................................................................31
Список использованной литературы.......................................................................................32
Приложение…………………………………………………………………………………....
3)Участвующий
стиль – объединяет в себе
повышенное внимание к людям
и низкое внимание к
4)Делегирующий
стиль – отражает низкое
Данная теория предписывает выбирать тот стиль, что наиболее соответствует уровню готовности подчиненных, т.е. степени их образованности, владения навыками, самоуверенности, отношению к работе. Уровень готовности подчиненных может быть низким, умеренным, высоким и очень высоким.
Низкий уровень готовности – работники не квалифицированы, обладают малым опытом, не надежны или не желают нести ответственность за выполнение работы, наиболее уместен директивный стиль. Когда один или более подчиненных проявляют низкий уровень готовности, лидер должен быть очень конкретен. Необходимо говорить работникам, что конкретно они должны делать, как и когда.
Умеренный уровень готовности – лучше всего подходит убеждающий стиль. Такие работники могут, например, не иметь достаточного образования или опыта, но демонстрировать уверенность в своих силах, способности, заинтересованность и желание трудиться. Убеждающий стиль предполагает направление подчиненных, но не простое инструктирование, а такое, чтобы у них оставалась возможность внести свой вклад.
Высокий уровень готовности – эффективен участвующий стиль. Такие подчиненные могут обладать необходимым образованием, опытом работы и навыками, но полностью на них положиться нельзя, поэтому кое-какой надзор со стороны руководителя все же требуется. Участвующий стиль позволяет лидеру направлять развитие подчиненных, выступать в роли помощника и консультанта.
Очень высокий уровень готовности – если подчиненные имеют очень высокий уровень образования, опыта и готовности к принятию на себя ответственности за выполнение работы, может применяться делегирующий стиль. Подчиненные готовы к самостоятельной работе, поэтому руководитель может делегировать им право принимать и осуществлять решения. Лидер ставит цель и наделяет подчиненных достаточными для ее достижений полномочиями, а они сами решают, как добиться необходимого результата4.
Модель
П.Херси и К.Бланшара представляется
более простой для понимания,
чем модель Ф.Фидлера, однако в нее
включены только характеристики подчиненных,
и не оговариваются особенности
ситуаций. В соответствии с ней
руководитель должен оценить своих
сотрудников и выбрать
Еще
одной ситуативной моделью
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию
АII.
Вы получаете необходимую
CI.
Вы излагаете проблему
CII.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных, и весь
GII.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных. Все вместе
вы находите и оцениваете
Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (АI и АII), затем идет консультативный (CII и CII), и, наконец, завершается полным участием (GII). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Чтобы
помочь руководителям оценить
1)значение качества решения.
2)наличие
достаточной информации или
3)степень структурированности проблемы.
4)значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения.
5)определенная
на основании прошлого опыта
вероятность, что
6)степень
мотивации у подчиненных
7)степень
вероятности конфликта между
подчиненными при выборе
Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Эти вопросы приведены в верхней части рисунка (см. рисунок 3). Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.
Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис.3). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.
Хотя модель Врума-Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус – на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.
Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума-Йеттона получила полную меру как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение.
Ситуационный
подход внес большой вклад в теорию
руководства. Он доказал, что стили
управления обладают различной адекватностью
и дают различную эффективность
в разных условиях управленческой деятельности.
Руководитель, чтобы добиться наивысшей
эффективности своей
Глава 2. Российские исследования в области теорий лидерства
2.1 Российские условия для развития лидерства
В
последние годы российские компании
все больше внимания уделяли повышению
эффективности своей
Вместе с тем, планируя мероприятия по развитию широкого лидерского потенциала, нельзя не учитывать некоторые особенности российской бизнес среды. Приведенные ниже соображения не претендуют на научность, но они основаны на многолетних наблюдениях за деятельностью российских компаний и сравнении некоторых российских особенностей с тем, «как это делается на Западе».
Даже
беглого взгляда на историю развития
российского бизнеса
Российских
бизнесменов отличают не только удивительная
воля к победе и готовность добиваться
ее любыми средствами, но и более
ярко выраженная, чем у многих их
западных коллег, вера в свои силы и
желание действовать. Сдаваться, отступать
перед сложностями или
Существует, однако, ряд российских особенностей, осложняющих развитие лидерских качеств у широкого круга менеджеров, и их нельзя не учитывать при разработке соответствующих программ. Одни из этих особенностей объясняются культурной спецификой страны, другие скорее носят структурный характер и обусловлены недавним прошлым российских организаций и предприятий, третьи связаны с молодостью российского бизнеса. Среди ключевых особенностей можно выделить следующие:
Доминирование
личных отношений над
Неумение работать в команде. Десятилетиями советская система управления держалась на строгой иерархичности, и поэтому многие российские бизнес–лидеры, несмотря на свои индивидуальные достоинства, не умеют работать в команде и налаживать командный подход в организации в целом. В то же время западные компании все больше осознают важность создания командной среды, в которой все руководители работают сообща и на равных, вносят свой особый вклад в общий успех компании. Командная работа и горизонтальное взаимодействие особенно важны в таких организациях, как юридические и консалтинговые фирмы, однако и в производственных компаниях некоторые вопросы под силу решить только команде — особенно те, которые требуют экспертизы специалистов разного профиля. Например, руководство нефтяным месторождением предполагает управление резервуаром, фондом скважин, наземной инфраструктурой, и один профессионал даже высочайшего класса не всегда может принять квалифицированное решение, поэтому в западных нефтяных компаниях работают межфункциональные команды, управляющие месторождением. В России такая практика приживается медленно.
Чрезмерный
контроль и нечеткое распределение
обязанностей. Для многих российских
компаний по–прежнему актуальна
проблема хищений и коррупции
на разных уровнях, поэтому руководство
внедряет механизмы тотального контроля.
В то же время такие меры часто
препятствуют децентрализации и
делегированию полномочий, необходимых
для развития лидерства. Самые успешные
международные компании, чтобы стимулировать
развитие предпринимательского духа и
лидерских качеств, предоставляют
менеджерам среднего звена все больше
свободы и вместе с тем возлагают
на них больше ответственности за
работу их подразделений. При этом контролируются
лишь заранее согласованные ключевые
параметры. В результате многие компании
существенно сократили